Найти тему
Странствия поэта

Почему сегодня миру не нужны новые «Евгений Онегин» или «Война и мир»

Оглавление

Захожу вчера на сайт стихи.ру и вижу, как они там очередную премию года проводят. И так они там высокопарно пишут и расписывают:

«Поэзия – это высшее проявление человеческой свободы».

Сколько там собралось творцов на один квадратный метр — даже не сосчитать. Хорошо, конечно, собирать с людей деньги за публикацию их графомании в сборниках за деньги, а потом проводить вот такие вечера с фанфарами и сюртуками. Ну и давать Гран-при Прилепину как «Писатель года» за его книги 2021 года «Шолохов. Незаконный», «Координата Z», а также «Собаки и другие люди». Ну а что, он сейчас в тренде.

Но больше меня волнуют не сами творческие единицы нашего времени, не их ремесло, а то, кто это всё читает и покупает.

Вы мне можете назвать хоть одного человека, кто покупает и читает книги Прилепина? Не из творческой среды, а из простых людей?

Я вот нет. У меня есть огромное количество знакомых, что сидят на патриотических форумах и сайтах, читают Дзен Прилепина, но при этом ни одной его книги не купили и не собираются. Потому что проза — это скучно и нудно. И не в Прилепине тут дело. Фан-база у него есть, но «писателем года» я бы его не назвал по ряду определённых причин, в том числе субъективных.

Да я бы никого не назвал, потому что само понимание «писатель» за 20 лет сильно размылось и уже не несёт того магического ореола, что был у тех же шестидесятников.

Писатель нынче измельчал, как сказал один мой читатель. Но это не так. Писатель не измельчал, он затерялся в лесу, где вместо волков, белочек и других лесных жителей – блогеры, лайвстайлеры, сторитейлеры и прочая живность. Не только я один ловлю себя на мысли, что не хочу сегодня читать долгую и тяжёлую прозу. Зачем, когда есть пересказы и обзоры книжных блогеров, ролики на «Ютубе» и даже мой канал (и ему подобные), где я часто рассказываю о прочитанном и выделяю лишь суть.

Книг хороших много, это да. Но читать их становится некому, потому что подача, форма и нарратив, дабы привлечь широкие массы, требуют сегодня совершенно другого. Вот вам пример авторов на том же Дзене, которые пишут простые незамысловатые истории про тёщ, свекровей и прочую вырвиглазную чепуху:

-2
-3

Это два разных автора, которые поняли, «почем фунт изюма» и которые штампуют эти истории пачками. Не без помощи нейросети, конечно. Но вы посмотрите, какие у них просмотры. То есть люди это читают, лайкают и обсуждают. Хотя у некоторых внимательных читателей есть подозрения, что это не человек пишет:

-4
-5

Так может вот она «новая литература» 21 века?

Может Прилепин похвастаться таким количеством читателей? Может надо премию Арт Гаспарову и Стелле Кьярри дать, потому что смогли привлечь столько читателей на свой канал своими текстами?

Кстати, Пушкин один из первых писателей в России, кто начал зарабатывать на своём творчестве публикуя главы и стихи в журналах, которые тогда пользовались спросом. Сегодня их сменили соцсети.
Кстати, Пушкин один из первых писателей в России, кто начал зарабатывать на своём творчестве публикуя главы и стихи в журналах, которые тогда пользовались спросом. Сегодня их сменили соцсети.

Зачем годами писать «Войну и мир» или «Евгения Онегина», если можно дать запрос нейросети «напиши мне короткий рассказ с интригой из семейной жизни с диалогами и неожиданной развязкой», и она тебе их наштампует сотни? Правильно. Незачем, когда и так сойдёт.

Может быть, век этих авторов недолог, и люди вскоре поймут, что они сами ничего не пишут, а это делают роботы, а может и нет, если всё всех устраивает.

Но страшно знаете что?

Не то, что есть всякие авторы, что публикуют нейросетевые тексты под своим именем. Пока их легко вычислить. А то, что скоро нейросети смогут подстраиваться под индивидуальный стиль и выдавать такое, что и Пушкину, Дюма и Гюго вместе взятых не снилось. А хитрые авторы будут просто публиковать это в сети, говоря, что это, мол, они так изящно и талантливо придумали.

Это может обесценить всю будущую литературу. Снять ореол «избранности» с творца. Об этом надо отдельную статью писать.

Помню, как улыбался, когда мне 3 года назад говорили, что нейросети не могут и пару слов грамотно связать. Они и сегодня не ахти какие «писатели», но с форматом развлекательного чтива справляются на ура. Правда, сколько я ни пытался создать рассказ, который я хочу видеть, мне приходилось почти всё переписывать за нейросеть, потому что её банальная и наивная подача меня вымораживала. Она писала, как графоманы на многочисленных писательских сайтах – плоско, однообразно и невдумчиво.

А вообще, как я и говорил уже здесь много раз, сам писатель стал сегодня немного другим, потому что этого требует эпоха. Единственное, что не поменялось – он пишет. Что и как – не важно, главное найти подходящую форму. Ведение блога (текстового) я считаю современным писательством. Я даже не уверен, что сегодня нужно издавать книги и бежать в издательство их публиковать, когда твой читатель у тебя здесь, на расстоянии вытянутой от клавиатуры руки.

Да, было у меня ликование, когда я лет 7 назад увидел свою книгу в напечатанном виде, где моё имя гордо светилось на корешке. А вот теперь я совершенно не понимаю, зачем мне издаваться, если меня в сотни раз больше людей прочитают здесь. Если только выпускать как эксклюзив на память сборник стихов для постоянных читателей. Благо, запрос есть.

Недавно создал канал с рассказами, так туда уже читатели пришли. Более 1000 людей читают каждый день. И разве это плохо? Можете посмотреть, если интересно.

Дмитрий Джулиус | Дзен

Молодой канал, где всего 500 подписчиков, уже собирает неплохую аудиторию. Да, я нашёл и форму, и подачу своих материалов, но в этом и суть. Писатель в наше время должен хорошо разбираться в современных инструментах и методах подачи своего творчества на широкую аудиторию. Иначе так и будет писать в стол или публиковаться за деньги в книгах, которые никто не читает.

Спасибо за внимание!