Найти в Дзене
critic

Ганс Фаллада «Кошмар в Берлине»

Все трое сидели рядом или, во всяком случае, неподалёку друг от друга. Они пришли из разных частей света, чтобы с немой скорбью вглядываться в чудовищную воронку, на дне которой, беззащитные, валялись в грязи Долль и его семья, и немецкий народ, и все народы Европы. Они сидели и смотрели, молча и печально, и Долль подспудно понимал, что «Большая тройка» напряжённо размышляет, как бы ему, Доллю, а с ним и всем остальным помочь подняться, как из их поруганного мира вновь выстроить счастливый. Да, они напряжённо размышляли, эти трое, а вороньё летело над успокоившейся землей, возвращаясь с полей сражений в старые гнёзда, и родники неслышно журчали, и жёлтая глиняная жижа клокотала у самого рта. ​​Выбор книги. История этой книги началась для меня с печатного издания. Я работала в книжном магазине и обратила внимание на иллюстрированную обложку и аннотацию. Меня удивило, что том стоял на приоритетной полке, да еще и в современной зарубежной прозе — хотя, очевидно, что книга была написана 70
Все трое сидели рядом или, во всяком случае, неподалёку друг от друга. Они пришли из разных частей света, чтобы с немой скорбью вглядываться в чудовищную воронку, на дне которой, беззащитные, валялись в грязи Долль и его семья, и немецкий народ, и все народы Европы. Они сидели и смотрели, молча и печально, и Долль подспудно понимал, что «Большая тройка» напряжённо размышляет, как бы ему, Доллю, а с ним и всем остальным помочь подняться, как из их поруганного мира вновь выстроить счастливый. Да, они напряжённо размышляли, эти трое, а вороньё летело над успокоившейся землей, возвращаясь с полей сражений в старые гнёзда, и родники неслышно журчали, и жёлтая глиняная жижа клокотала у самого рта.

​​Выбор книги. История этой книги началась для меня с печатного издания. Я работала в книжном магазине и обратила внимание на иллюстрированную обложку и аннотацию. Меня удивило, что том стоял на приоритетной полке, да еще и в современной зарубежной прозе — хотя, очевидно, что книга была написана 70 лет назад. Как я выяснила позже, в годы первого издания произведение не оценили, и в своем полном содержании оно было напечатано только в 2011 году, а переведено на русский язык только в 2019. В каком-то смысле «Кошмар в Берлине» действительно новинка для читателя. 

Я не очень-то люблю книги о ВМВ, потому что описания боевых действий мне неинтересны, а страдания, сменяемые подвигами, уже приелись, как и утопия советской победы. Но это произведение о чем-то противоположном — а именно о материальных и психологических последствиях нацистского режима и Второй мировой войны для немецкого народа. 

Автор. Ганс Фаллада (настоящее имя Рудольф Дицен) — современник событий и прототип главного героя. Писатель принадлежал к той немецкой интеллигенции, которая не разделяла политику Гитлера и правящей партии, но в отличие от других учёных и деятелей искусства, Фаллада остался на родине и попытался принять происходящее таким, какое оно есть. При жизни он не стал прославленным писателем, его судьба не была лёгкой и складывалась довольно трагично. Он умер в реабилитационной клинике в 1947 году, через год после написания «Кошмара в Берлине».

Сюжет. Главный герой, доктор Долль в те самые апрельские дни радостно узнаёт о конце войны. Он всегда считал войну чистейшим злом, не поддерживал власть, но предпочитал лишний раз не высовываться — просто верил, что рано или поздно всё изменится к лучшему. Долль, как и многие горожане, с надеждой ждёт советских солдат. Но в красноармейской форме он не встречает ничего, кроме равнодушия, безразличного презрения и дальнейших инструкций, по которым предстоит тянуть лямку самому Доллю, преодолевая разруху, лишения и тяготы, массовое чувство вины и страха. Волей случая Долль становится бургомистром, и вроде бы это должно дать ему привилегии. Но с утра до ночи он сидит в кабинете, где столкновение с абсурдом и нищетой, сменяющие друг друга просящие, озлобленность и подкупы ломают его еще сильнее. С женой они решают уехать в Берлин, вернуться в квартиру, которая принадлежала ей до войны. Но и Берлин встречает их холодом: безуспешные ожидания в очередях, постоянные отказы, нужда в еде и деньгах, болезнь жены и, наконец, морфий, усыпляющий и беспощадный. 

➕Книга тяжелая и глубокая, она сжала меня и раздербанила. Такое действительно случается нечасто.

➕Реальная историческая хроника и детальное описание быта. Кажется, если даже убрать топонимы и упоминания, читатель не сможет представить этот сюжет в какой-либо другой стране. Германия здесь словно живая. За это отдельный жирный исторический лайк.

➕Ганс Фаллада настолько органично вписывает в сюжет разрушающую наркотическую зависимость, что морфий буквально воспринимается как сон, а его убаюкивающая сила видится еще более жуткой, воплощая в себе образы пугающего забытья.

➕Честная, странная, но настоящая любовная линия Долля и его супруги. Вдвоём против всего мира.

➕➖Внутренний кризис главного героя — это скелет сюжета. Много сентиментальной рефлексии.

➖Поначалу роман кажется затянутым и полным ненужных слов. Но по ходу чтения к этому привыкаешь.

➖Мало конкретных сюжетообразующих событий. Имеющиеся пропущены через призму личных переживаний.

⏳368 страниц. Вроде бы книга не такая уж и большая, но информативно и эмоционально она точно объёмная. Можно читать неделю-полторы.