Основной разбор фильма «Домовой» 2024 года ещё не закончен, но первый вбоквел уже подоспел. Первая часть разбора тут https://dzen.ru/a/Zh0H46jl7mqazU50
Итак, давайте посмотрим, почему чёрт, дьявол/Сатана, бес не являются одним и тем же, несмотря на то, что представления о них в народном славянском христианстве долгое время развивались вместе и сближались друг с другом, и часто «чёрт» и «бес» используются как синонимы.
Начнём с бесов. Это, как вы наверняка знаете, термин для злых духов в славянском христианстве. В Священном Писании используется чаще всего для перевода евр. dw и греч. δαίμων, а в славянорусской литературе греческое слово с XI в., как правило, передают в транслитерации «демон», обозначая непременно злого духа. В представлении же древних греков демон – это некая невидимая сила, совсем не обязательно злая. Согласно древним представлениям, злые силы заражают людей идолопоклонством, нередко вселяются в идолов.
Бесы – это бывшие ангелы, они являются существами с разумом и свободной волей. Сначала пал Сатана, а затем увлёк за собой и некоторое количество других ангелов. Они организованы в иерархическую структуру, во главе которой находится Сатана и князья тьмы.
В древней церкви было широко распространено изгнание бесов, но сейчас считается (в основном), что особые запретительные молитвы не требуются, так как они уже были прочитаны над каждым христианином при крещении (вероятно, вы знаете, что во время крещения есть момент, где требуется отречься от Сатаны). Несмотря на это, церковью признается возможность одержимости, но происходит это только по попущению Господа. К тому же, заставить вас что-то сделать бесы не могут, они только наущают, так что оправдать свои грехи поговоркой «бес попутал» не получится – согласно православному лору, человек всегда сам виноват в своём выборе.
Согласно церковному учению, бесы не покаются и потому не будут прощены. Бесы хотят распространить свою власть на весь этот мир и погубить как можно больше людских душ. Бесы, при попущении Господа, могут вредить и физически, но, в основном, действуют тонко и пытаются изнутри испортить человека.
Важно: противостоять злым духам, разумеется, можно и, по церковному лору, необходимо. В этом противостоянии христианам помогают пост, молитва, упоминание имени Христа, духовное бодрствование, смирение, священные предметы и действия (крестное знамение, почитание Креста, причастие и т.д.).
«Бес» у восточных славян является гиперонимом (родовым названием) для всех персонажей народной демонологии. Например, у сербов этот дух не персонифицирован, это просто злая сила, которая вселяется и в людей и в животных, вызывает бешенство (как и у болгар). Фольклорные черти же весьма разнообразные ребята. В народных легендах они могут быть аналогичны вышеописанным бесам; может он быть и демиургом наравне с богом в преданиях, а в бытовых сказках и анекдотах и вовсе простак, чья функция – быть одураченным со стороны главного героя.
Широко распространены поверья о происхождении чертей, явно связанные с христианскими преданиями: черти якобы появились из ангелов, которых Бог скинул на землю. А тут уже кто упал в воду, стал водяным, кто в лес – лешим и так далее. Есть и другие верования – чертями становятся разные категории умерших, черные семилетние петухи, чертей можно вывести специально из особого петушиного яйца и пр.
Естественно, самым частым местом обитания что бесов что чертей называют ад, но живут черти не только там. В Орловской губернии считали, что в море живут старые черти, а в реках живут молодые. Часто черти живут у водяных мельниц (равно как там могут жить и водяные, но они, как мы помним, тоже своего рода черти :)), да и где только не. Черти могут появляться в любое время суток, в будни и праздники.
Иерархия в народных представлениях тоже есть. Главой чертей является Сатана, который их и создал. Он – злой, а вот черти могут быть и более добродушными по отношению к людям. У украинцев чёрт и бес различались по чину, а также по цвету.
Чёрт может выступать и демиургом (следы дуализма, вот это вот всё), но у него чаще всего либо ничего не получается, либо получается то, что люди считают плохим (овраги, болота, горы; жуки, гусеницы и так далее). При этом также есть поверья о передаче чертями людям секретов искусств и ремёсел.
Естественно, грехи людские – прямое следствие действий чёрта. Чёрт легко может вселиться в человека, если тот производит какие-то ритуально неправильные действия (ест/пьёт без крестного знамения; чертыхается; пьянствует и так далее), также чертей могут посадить в человека колдуны. Напоминаю, что у меня была статейка про шев/икоток, которых тоже подсаживают. У южных славян существуют поверья о чёрте, который крадёт луну и солнце.
И самое главное/интересное/странное/неожиданное: чёрт иногда может быть и положительным. У меня вот в сборнике скандинавских сказок была одна под названием «Чёрт-доброхот» (да-да, скандинавы не славяне, но чёрт и его подобия в принципе очень распространенный у индоевропейцев персонаж. А чёрт в сказке действительно делал добро). Он может способствовать получению богатства и стоять на страже справедливости. Черти могут выступать в качестве слуг для ведьм и колдунов.
А ещё черти непременно боятся грома, разумеется, боятся религиозных святых символов, помимо них опасаются чертополоха (название-то, а!) и прочих колючек.
И чёрт теоретически может покаяться :)
Почитать:
Исследования по фольклору. https://www.booksite.ru/fulltext/pomeranzeva/text.pdf https://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/index.htm
https://inslav.ru/sites/default/files/editions/2016_vinogradova.pdf
Православные представления https://www.pravenc.ru/text/78216.html
https://www.optina.ru/lec_vars/2/
https://azbyka.ru/besy
https://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-i-besax.html#n26