"В садике научат!": что должны знать родители о процессе формирования у дошкольников навыков приёма пищи

1K прочитали

"В садике научат!", - слышали такую фразу? Причём часто родители применяют её если не ко всем, то ко многим направлениям развития ребёнка. Приучить к горшку? Приучат. Карандаш держать в руке правильно? Считать, читать и даже, внимание, писать? Обязаны просто. И если в некоторых случаях родители не совсем понимают, куда они попали (как, например, с письмом и чтением в том понимании, которое они в него вкладывают), то в подавляющее большинство "научат" они свято верят. Ведь программа же есть. Воспитатель обязан научить.

"В садике научат!": что должны знать родители о процессе формирования у дошкольников навыков приёма пищи
"В садике научат!": что должны знать родители о процессе формирования у дошкольников навыков приёма пищи

Роль родителей в формировании у дошкольников навыков приёма пищи

Друзья, обращаю ваше внимание на то, что описываемая ситуация, к счастью, не превалирующая. Большинство семей дошкольников правильно понимают роль детского сада в формировании личности ребёнка и максимально заинтересованы и вовлечены в его развитие. Однако и подобных историй великое множество, в связи с чем и родились эти мысли.

А теперь к "обязан". Да, реализация образовательной программы детского сада - это то, чем занимается любой педагог детского сада (вот незадача, про подгузники в программе ни слова). Это его основная деятельность. Только вот как бы не выплясывал педагог-дошкольник перед детьми, не все дети эту программу освоят на одинаковом уровне. Тем более, если образовательный процесс скинут (да-да, скинут) на детский сад. ФГОС ДО, кстати, в части требований к результатам освоения Программы очень чётко этот момент прописал:

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

А в Законе "Об образовании в РФ" и Семейном кодексе РФ вообще есть удивительные пункты, о них в конце материала.

Так вот "научат" касается и формирования у детей умений, связанных с приёмом пищи. Воспитатель, оказывается, должен не только научить ребёнка есть "человеческую" еду, но и делать это аккуратно. Ну да, аккуратность педагоги стараются отработать. С употреблением пищи как физиологической необходимостью - вопрос, скорее, открытый и он связан с недопустимостью жёстких педагогических воздействий. Но на этом мы останавливаться не будем. И, кстати, я уже писала о том, какие способы вовлечения дошкольников в процесс приёма пищи могут использовать воспитатели в детском саду, ссылку на этот материал оставлю в конце статьи. Обязательно прочитайте её. Узнаете, например, что теперь, с внедрением ФОП ДО, каждый из нас волен понимать культурно-гигиенические навыки в части приема пищи лишь так, как позволяет ему воспитание собственное.

Но сегодня я о семье и о том, как помочь ребёнку научиться есть, понимая под этой фразой как физиологическую потребность человека, так и связанные с этим процессом культурно-гигиенические навыки. И статья эта ориентирована скорее на ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста, на что обращаю особое внимание

Совместные трапезы как демонстрация способа действий

Чем измеряет жизнь дошкольник? Естественно, тем, что происходит вокруг него. Поэтому если мы посадили ребёнка обедать, а сами отключились от этого процесса и стали "делать-важные-дела", ребёнок будет есть так, как может. И он правильно поступает, он удовлетворяет физиологическую потребность. Не более того. Ну или не будет есть вообще. Будет, к примеру, играть едой. Или вообще не притронется.

Что делать? Практиковать совместные трапезы. Причём, ребёнок, начиная ориентировочно с года должен привыкать к "взрослой" пище. Точно такой же, что и в тарелке у родителей. Понимаем под этим правильно приготовленную пищу и разрешённые для этого возраста продукты. Если совсем "на пальцах", то котлеты мы не пожарим, а запечём в духовке. Отварим или приготовим на пару фрикадельки, а не будем заливать их протёртыми томатами и готовить в сотейнике. Мы нальём себе и ребёнку одинаковый компот, ограничив количество сахара. Не вкусно? Перца нет? Или копчёного хочется? Придётся потерпеть. А уж если совсем надо "оторваться", почему не сделать это во время дневного сна ребёнка?

Я к чему? Это не только о доверии к тому, что в тарелке. А то мы чай пьём и конфеты разворачиваем одну за одной, а у ребёнка каша овсяная. Родители едят совсем не это. Это ещё и об усвоении способа действий, что очень важно в раннем и младшем дошкольном возраста.

Первое, чему должен научиться ребёнок, - он должен научиться есть. Есть нормальную еду, при этом ассортимент блюд тоже должен быть широким. Должен есть твёрдую пищу, а не баночную. Вот к чему мы должны стремиться.

К слову, у совместных трапез есть и этическая сторона, и она касается норм поведения. Дети считывают каждое наше действие и невольно начинают его воспроизводить. Ну условно, можно тереть рот салфеткой, а можно вообще это не делать или, простите, воспользоваться рукавом. И если вы скажете: "Салфетку в руки двухлетке? Вы чего там, совсем?". Да, салфетку в руки двухлетке. Более того, двухлетка в какой-то момент сам её попросит, если регулярно будет наблюдать соответствующие действия со стороны взрослых.

Едем дальше. Часто попадаются на глаза вопросы вроде

"Как научить ребёнка аккуратности во время еды?"

Из свежего: "моему сыну уже три года. Вот я постоянно напоминаю, чтобы ел аккуратно, и никакого результата, ребёнок не обращает внимания".

Вопрос выше о самоконтроле, и навыки эти не у каждого взрослого сформированы, правда? А что мы от ребёнка хотим?

Самоконтроль «включается» в возрасте 3,5 – 4 лет. И, хотя мозг и созревает для того, чтобы контролировать импульсы, только мозга недостаточно: ребёнку нужны инструменты контроля, модели поведения и требуется время на то, чтобы их отработать и превратить в навык.

Возвращаюсь к тому, о чём писала выше: практикуйте совместные трапезы. Вот она, модель поведения, ребёнок её обязательно считает. Не сегодня, но через 100500 раз изменения вы увидите.

Совместные трапезы и помощь в освоении ложки

Вроде всё просто: кушаем вместе, хоп, и ребёнок научился. Конечно нет, всё-таки совместные трапезы - это больше про восприятие способа деятельности. Оперирование предметом - это сложно. Мы же не берём, к примеру, баскетбольный мяч и сразу же трёхочковый бьём?

Взять ложку, что-то ей зачерпнуть, а затем положить в рот - взрослый это и с закрытыми глазами сделает. А ребёнок нет. Что делать? Взять руку ребёнка в свою и помогать. На первых порах брать это действие полностью на себя, как бы ведя руку ребёнка, а затем просто страховать.

И помним о совместной трапезе: не кормим, а кушаем сами и по мере необходимости помогаем ребёнку.

Кстати, о ложке. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнок держит ложку кулаком. И хорошо, если кулак с ложкой закрыт пальцами вниз. Я видела детей, которые сжимали кулачок с ложкой, вывернув его наизнанку. Это как вообще возможно? И ведь согласитесь, что дело не в воспитателе? Ребёнок ведь дома так же делает. Переучить очень сложно, куда проще начать использовать ложку (и карандаш) сразу же, как надо.

Подача пищи - важный фактор в формировании аккуратности

Да, размер и фактура пищи очень важны. Блюдо должно быть подано так, чтобы ребёнку было удобно кушать. Рассыпчатую гречу ребёнку вилкой есть проблематично. Как и котлету поделить на части самостоятельно. Нельзя ждать от ребёнка аккуратности, если она не предусмотрена взрослым.

Про сервировку мы уже говорили, найдёте мои мысли на этот счёт в статье, ссылку на которую оставлю в конце материала. Отмечу главное: мы не растим аристократов. Ребёнку должно быть удобно, а антураж не должен рассеивать внимание.

Слышала ещё такое:

"Я даю ребёнку тряпочку, чтобы убирал за собой"

Главное, чтобы это не превратилось в игру или было в наказание. Как с поросёнком на столе, помните?

Знаете, это как посадить человека без прав за руль и требовать качественной и безопасной езды. Ребёнок не виноват в том, что он не аккуратно ест. Он пока ещё не может это делать так, как мы. Что касается "тряпочек", я так не делала, не делаю и не буду делать. Убрать - это задача мамы, а не ребёнка двух-трёх лет. К слову, это о том же самоконтроле.

Должен ли ребёнок съесть всё, что в тарелке?

Нет, не должен. Как и мы, взрослые не должны. Ни обещания сладостей, ни "ну ещё ложечку" и прочие родительские уловки не заставят ребенка съесть то, что хотим мы, и столько, сколько хотим мы. Разве что под мультики, которых лучше бы тоже избегать.

Резюмирую. Куда важнее аккуратности формирование здорового пищевого поведения. Чтобы ребенок хотел есть, чтобы ребёнок интересовался пищей. Чтобы ему было комфортно во время приёма пищи. В общем, выдохните, возьмите тряпочку, уберите. И повторите эти действия ещё миллион раз. Ребёнок обязательно научится. Главное - терпение и личный пример.

И да, в соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ и статьей 44 ФЗ «Об образовании» родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Мы, родители, - главные воспитатели. Ну а если спуститься "с небес (читаем "с законодательства") на землю (где имеем в виду детский сад)", то, как говорила одна из моих коллег: "Мы-то выпустим". А вот дальше что? Век дошкольный, он недолог. А что мы, родители, будем делать после? Именно поэтому в наших интересах посодействовать реализации программы детского сада и научить наших детей навыкам приёма пищи.

Друзья, вы можете помочь популяризации этого материала с помощью лайка и комментария. Давайте пообщаемся. Как у вас с домашними трапезами? Что получается, а с чем сложности? Требовательны ли вы к детям или отпускаете ситуацию и принимаете подход "повторение - мать учения"? А как с этим в саду?

Кстати, если вас интересует вопрос облегчения адаптации ребёнка к детскому саду, вам сюда:

А эта ссылка ведёт на материал об организации приёма пищи в де ском саду: