Неэтичные уроки этики: свинья на столе как вершина педагогического мастерства

1,4K прочитали

Ситуация со «свиньей» в детском саду в одном из регионов нашей страны вызвала немало вопросов с точки зрения педагогической этики и профессионализма. В том числе и у меня. И сегодня я хочу поделиться своей точкой зрения на этот счет. Педагогической и родительской, поскольку где-то через год нас снова ждет детский сад, уже со второй дочкой.

Где грань между педагогически оправданными и неприемлемыми методами обучения?
Где грань между педагогически оправданными и неприемлемыми методами обучения?

Эту новость мы с мужем прочитали несколько дней назад. Вот выдержка из публикации в одном из интернет-источников:

В детском саду ... дети получают на стол «свинью», если они плохо едят. Об этом рассказал детский уполномоченный... С жалобой к омбудсмену обратились возмущенные родители. И он направился в детсад с проверкой.

Свинья - это заламинированная картинка, на которой изображена чумазая морда поросенка, уплетающего кусок торта. К слову, поросенок приятной внешности, но испачкавшийся.

Ситуация со «свиньей» в детском саду в одном из регионов нашей страны вызвала немало вопросов с точки зрения педагогической этики и профессионализма. В том числе и у меня.-2

Вы скажете, что я не владею полной ситуацией и знаю лишь то, что публиковалось в новостях. Совершенно верно. И даю педагогические комментарии именно к тому, что прочитала.

Какие моменты следует учесть при анализе этой ситуации?

Цели педагогического воздействия

Первостепенной задачей любого педагога является создание условий для развития и воспитания детей в здоровой психологической атмосфере. В контексте этой ситуации следует задаться вопросом: способствует ли такой метод достижению данной цели?

Социально-психологические последствия

Дети в дошкольном возрасте находятся на этапе формирования личности. Этап, когда устанавливаются социальные взаимоотношения, формируется самооценка и развиваются эмоциональные реакции. Помечение ребенка ярлыком, даже в игровой форме, может оставить отпечаток на его психологическом состоянии.

Взаимоотношения в группе

Такие методы могут вызвать разделение в детской группе, когда одни дети могут стать объектами насмешек или даже издевательств со стороны других.

Отношения ребенка и педагога

Доверие и уважение — основа успешных отношений между ребенком и педагогом. Использование подобных методов может нарушить это доверие и создать барьер в дальнейшем общении.

Родительская реакция:

Педагоги должны помнить, что их действия влияют не только на детей, но и на отношения с родителями. Доверие родителей к учреждению и педагогам — один из ключевых элементов успешного воспитательного-образовательного процесса.

И знаете, что более всего меня возмутило? Вместо того, чтобы использовать положительную мотивацию, похвалу, разнообразные игровые приёмы, демонстрирующие общепринятые нормы приёма пищи, а так же помочь детям, которые не умеют хорошо кушать или имеют проблемы с пищевым поведением, педагогами был использован этот сомнительный приём. Несущий негативную дидактическую нагрузку. А ещё мне очень интересны комментарии воспитателя в момент, когда на столе устанавливался поросенок. Вряд ли педагог делал это молча.

И ещё один момент. Кто все это затеял? Точно ли ответственность только на воспитателе? Это такой посыл методической службе детского сада, ведь вполне может быть, что педагоги участвовали в каком-либо смотре на лучшую организацию приёма пищи детьми. Вот и изощрялись. Но это лишь моё субъективное мнение и "больная" фантазия. Но она из опыта. На моем первом месте работы под новый год был организован конкурс на предмет лучшего оформления праздничного обеда для детей. Да, и такое тоже бывает. Да, детям прикольно, интересно. Но не более того. Не вижу смысла в этом мероприятии как в конкурсе среди педагогов. Какие профессиональные умения это развивает? Выхлоп какой? Все, что было сделано, можно было использовать только в момент ожидания праздника. А времени и сил на подготовку потратили... И тоже изощрялись. Так что и здесь могло быть что-то подобное.

Коллеги, мы все ходим по острию ножа. Но самое страшное - это не жалобы родителей, "атата" от руководства или какие либо проверки. а та ответственность, которую мы берём на себя, осуществляя подобные педагогические воздействия. Это очень унизительное для ребёнка действо, след от которого он может нести с собой всю оставшуюся жизнь. Давайте думать об этом.

Что хочу сказать в заключении.

С педагогической точки зрения, методы, которые могут привести к стигматизации, негативным эмоциям или создать барьеры в отношениях, должны быть исключены из практики. Основная задача педагога — поддерживать и развивать потенциал каждого ребенка в заботливой, понимающей и стимулирующей среде.

Что думаете на этот счёт? Давайте пообщаемся в комментариях. А я в ближайшей статье постараюсь описать позитивные педагогические приёмы, которые можно использовать в ходе приёма пищи детьми. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.