Найти тему
Аслан Нахушев

Как быстро победить коррупцию . Простые действия проверенные на практике

У России есть две главных проблемы , которые тормозят наше развитие и значительно ухудшают уровень жизни и материальное состояние народа.

Первая проблема. Очень низкая , по сравнению с Западом операционная эффективность бизнеса и производства ( не путать с производительностью труда). В настоящее время она в районе 60- 65 % от среднезападного значения. На сегодняшний день это 7-8 % потерь ВВП России.

Вторая проблема: Коррупция. Ежегодно расхищается 10-15 % бюджетов всех уровней государственных органов управления, внебюджетных государственных фондов и связанных с государством коммерческих структур - Государственных корпораций и ПАО типа «Газпрома» и «Роснефти». А это около 4 % ВВП потерь ежегодно в мирное время .

Ну про состояние войны и говорить нечего. Полагаю сейчас эта цифра раза в два выше . Это тоже социальный закон при капитализме , но все таки во время войны механизмы у коррупции военного времени несколько отличаются от стандартных и поэтому временны. В этой статье речь не о них.

Для сравнения бюджет пенсионного фонда России составляет 8 % ВВП. Так что повышение операционной эффективности на 30 % и снижение коррупции всего на 25 % могло бы увеличить средние пенсии на 50 % !

Вот только повышать качество труда очень сложно и долго ( об этом отдельный разговор) , а вот бороться с Коррупцией не в пример легче .

Есть в мировой антикоррупционной практике примеры , которые уже привели к блестящим результатам при начальных условиях казнокрадства и продажности должностных лиц значительно хуже чем у нас сегодня.

Эти действия достаточно просты . Их можно изложить в шести пунктах.

Но прежде определимся с некоторыми базовыми понятиями.

«Коррупция (Деяние)» – злоупотребление правами , властными полномочиями и должностным авторитетом связанных прямо или косвенно с государственными органами власти и управления, а также наличие конфликта интересов между этим лицом и государством.

«Фигуранты» – все лица подлежащие уголовной или административной ответственности за совершение Деяния.

«Аффилированные лица или структуры» – принявшие прямое или косвенное участие или использованные в Деяниях.

«Объекты» – структуры связанные с государством, которым наносится прямой или косвенный материальный или репутационный ущерб в результате Деяний.

Итак, что надо сделать в России дополнительно к тому , что уже делается, чтобы за срок до трех лет снизить уровень Коррупции в 2 раза, а через шесть лет в 4 раза ( с 4 % до 1 % ВВП потерь)

Первый пункт. Дополнительно максимально расширить количество:

А. Деяний, за которые фигуранты могут быть привлечены к ответственности; количество категорий лиц и организаций аффилированных с Фигурантами ;

Б. Объектов посягательств в результате Деяний;

С. Объектов, на которые распространяется понятие Коррупция.

К таким Деяниям кроме уже определенных Законом ( злоупотребление положением, растрата и взятка) должны быть отнесены : мошенничество связанное с должностным положением и Объектом посягательства, конфликты интересов и недоносительство о Деянии ( пассивное участие)

К Аффилированным лицам кроме близких совершеннолетних родственников первого уровня ( как сейчас) должны дополнительно относится : несовершеннолетние родственники, все дальние родственники, родственники родственников, друзья и знакомые, друзья и знакомые друзей и знакомых, а также соучастники из коммерческих и некоммерческих частных структур.

Например: должен быть привлечен к ответственности за коррупцию не только проворовавшийся министр, но и его жена, внучатый племянник, друг внучатого племянника и сестра этого друга, на которых министр записал часть уворованных активов, а также банкир - знакомый сестры друга, который вывел коррупционные деньги в офшор.

К Объектам должны относится не только государство и средства бюджета государственных органов всех уровней ( как сейчас), но и Государственные Корпорации и коммерческие структуры, доля участия в которых государства составляет не менее 50% ( Газпром, Роснефть и т.д.) , а также все аффилированные с ними нисходящие организации.

Второй пункт: создать независимый правоохранительный орган, в обязанности которого будет входить только борьба с коррупцией. Наделить этот Орган особыми правами привлекать к ответственности любое должностное лицо , включая Президента, Депутатов Судей и Прокуроров и особо строгой ответственностью его сотрудников перед Законом.

Например: любое злоупотребление служебным положением сотрудника этого органа ( вне зависимости от размеров нанесенного им ущерба и характера Деяния) должно наказываться максимальным наказанием предусмотренной для Деяний ( смотрите четвертый совет)

Третий пункт : Ввести «Презумпцию Виновности» для Фигурантов. Не следствие должно доказывать, что он коррупционер, а он должен доказать, что таковым не является. Тотальный контроль над расходами Фигуранта и расходами связанных с ними Аффилированных лиц. Если Фигурант не может объяснить источник дохода, значит он виновен, подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию как за хищение в тех размерах источник доходов, которых он не смог объяснить.

Четвертый пункт : максимально ужесточить наказания за все Деяния для Фигурантов и аффилированных с ними лиц.

Например: ущерб в особо крупных размерах Объекту должен наказываться пожизненным заключением и полной конфискацией имущества у фигуранта и прямо или пассивно участвовавших в Деянии Аффилированных лиц.

Пятый пункт: прямой или косвенный конфликт интересов Фигуранта с Государством всегда должен быть конфликтом с Законом. Подлежат привлечению к ответственности все Фигуранты, если Следствием устанавливается цепочка взаимной аффилированности Фигуранта и Объекта приобретателя вне зависимости от их содержания.

Даже только наличие факта выявленного конфликта интересов ( без признаков Деяния) должен административно наказываться, например увольнением с занимаемой должности и лишением права занимать подобные должности не менее пяти лет и значительным штрафом

Например, если выясниться, что в прямом подчинении Фигуранта находится сын друга его друга или в конкурсе закупок случайно победила фирма, которой владеет знакомый Фигуранта по дворовой футбольной команде . Выявлять потенциальные конфликты - забота самого Фигуранта

Шестой пункт: материальное довольствие и связанные льготы ответственных чиновников, которые потенциально могут стать Фигурантами должны быть НЕ НИЖЕ, чем у управленцев на аналогичных должностях в коммерческих структурах и рассчитываться по понятными прозрачным правилам. Например, на основании деклараций о доходах сопоставимых менеджеров в коммерческих структурах.

Практически все это сделать достаточно просто ( даже внести поправки в Конституцию, если потребуется- дело того стоит) , но вот политической воли здесь нужно даже больше чем для достижения Победы в СВО.

Конечно, главная трудность в реализации этих действий будет связана с «Аффилированными лицами».

Эти лица - способные и достойные люди. Кроме шуток. Если кто думает, что просто и легко пройти путь от владения ларьком на Варшавском вокзале до постройки Крымского моста, от мастера строительного участка в Мухосранске до Министра обороны пусть сам попробует!

Они должны понимать свою ответственность перед державой и собственным потомством. Если они постепенно мягко передадут бразды правления независимым способным выдвиженцем, выходцам из дверей социальных лифтов, то практически гарантированно оставят своим потомкам тот высочайший социальный статус и материальное благополучие, которое заработали на аффилированности с друзьями по служебным кабинетам, дачным кооперативам и секциям дзю-до .

А вот если будут упрямиться, то в конце концов придет новый гегемон ( в стране постоянно растет запрос на социальную справедливость) и никому мало не покажется, и первую очередь самому гегемому. В России это вполне возможно.

Из вышеперечисленного я НИЧЕГО не придумал сам , а лишь перечислил действия команды одного этнического китайца за тридцать лет превратившего свою маленькую страну из дикого и грязного азиатского сортира утопавшего в коррупции, нищете и преступности в общество всеобщего благоденствия и процветания с нулевой коррупцией, одним из самых высоких уровней жизни и социальными стандартами в мире.

P.S. Этого китайца звали Ли Куан Ю.

Наперёд знаю все возражения читателей на прочитанное: у нас другой менталитет, кто будет контролировать контролёров, всех расстрелять, на Западе такая же коррупция, "сравнил ж..пу с пальцем" ( Россию с Сингапуром) т. п.

Это всё я слышал сотни и тысячи раз, когда участвовал в реорганизации великого советского машиностроительного завода. И тем не менее..., кто 20 лет назад возражал, сами стали эффективными менеджерами или по естественным причинам ушли... Сейчас производственная эффективность предприятия 80% против 45% , когда за него взялись системные управленцы с западным опытом. Предприятие вернула себе место одного из мировых лидеров в своём сегменте машиностроительного рынка, хотя к концу девяностых казалось, что уникальный гигантский завод уничтожен безвозвратно.

Надо только захотеть и сделать...