Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Юнгианский анализ: «Принцесса Мононоке» (часть 4)

Уважаемый читатель, наконец-то я приступаю к описанию Моро. При поверхностном взгляде может показаться, что и описывать то там особо нечего: Великая Мать и ладно. Но мне этого, естественно, недостаточно.

Великая Мать. Помните, уважаемый читатель, как в предыдущей статье я писала, что долго думала о том теневая Анима или Богиня Смерти госпожа Эбоси? Сомнение было логичным, ведь мне в сюжете никак не хватало Тени Великой Матери. Неужели при таком полном описании архетипической реальности психики этот, безусловно важный аспект, ускользнул от чувственного понимания автора? Нет, он тут. Он повторяет судьбу главного героя. В Аситаке мы видим и его Анимуса (Героя) и его же Тень (проклятие). Вот, что помогает приблизиться к истине. А вторым clue (подсказкой) нам японская языческая традиция. Богиня Изданами является одновременно и богиней творения, и богиней смерти, то есть является соединённой дуальностью. Мне ещё хотелось в её имени увидеть смерть как Мару или просто корень «мор» в европейских языках, но я отказалась от этой идеи, так как речь всё-таки идёт о Японии. На этой планете много отличного от нас 😊

По большому счёту, само понятие Великой Матери часто включает в себя дуальность: рождение и поглощение. Здесь мы имеем дело именно с такой ситуацией. Она и рождает, и защищает и несёт смерть внутрипсихическим частям. Я хочу отметить, что само соприкосновение с такими персонажами весьма полезно для нашей психики как зрителей. Одна из самых непростых задач на пути духовного развития – это принять не просто дуальность мира, а дуальность самих высших сил. Головой это понять можно, а вот принять сердцем, всем своим существом не так просто, как может показаться на первый взгляд. Всё-таки рафинизация и отфотошопливание образа Бога молодыми мировыми религиями не могло не оставить отпечаток на паттернах привычного восприятия.

Я хочу обратить внимание на важный аспект, который есть в сюжете фильма. Это материнство Анимы. Великая Мать предстаёт не просто Матерью природы, но и матерью внутренней женской части души. Вот этот аспект взаимодействия архетипов часто ускользает от нашего внимания. Да, мы смотрим на родительский имаго, прорабатываем сепарацию, стремимся к занятию родительского места божественными фигурами. Но как-то постоянно смотрим на них только в приложении к Герою или поддержки Эго. Максимум устраиваем консилиум-тройнячок из взрослой (Эго, Герой) позиции вместе с божественным ребёнком и родителем (внедряя в работу концепт Берна). А ведь действительно, это ещё и мать для части души второго пола. У них должны быть свои взаимоотношения. И так как речь идёт о мужчине и Аниме, соответственно. То вполне логично, что мы видим тесную связь Сан с Моро, Матери и Дочери. Юнгианство в эту глубину само по себе ещё не заходило, ни в обучении, ни в книгах этого нет. Спасибо Миядзаки, беру на карандаш и себе в работу с клиентами.

Последним штрихом в проработке образа Великой Матери я хочу отметить, что именно она откусывает руку, то есть лишает избытка сил и возможности вредить, демонической Аниме – госпоже Эбоси. Это тоже важная терапевтическая идея: использовать Великую Мать в борьбе с захлёстывающей теневой Анимой.

-2

Коллеги, открыт набор в интервизионную обучающую группу «Алхимия сказок». Группа посвящена архетипическому анализу сказок, иных историй и обретению навыков использования сказок в терапевтической работе психолога. Подробнее здесь.

Автор: Анастасия Малышева
Психолог, Юнгианский психолог Гипнотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru