Маниса – это город в западной части Турции, расположенный неподалеку от побережья Эгейского моря. В настоящее время тут живет порядка 385-ти тысяч душ вместе со всем муниципалитетом, который является столицей одноименного ила (края, провинции). Маниса негласно носит прозвище «города шехзаде», поскольку некогда здесь проходили обучение османские принцы. Именно об этом мы сегодня поговорим.
Как и многие поселения на береговой линии, это было основано эмигрантами из Греции. Несколько тысяч лет назад здесь обосновалось племя магнетов из Фессалии, которое построило несколько полисов и назвало их в честь себя. Сходство со словом «магнит» не случайно: «камнем из Магнезии» величали минерал, способный притягивать железо. Но это имелся ввиду европейский регион, а не азиатский город.
Что касается нашей Магнезии-у-Сипила, то она была расположена у одноименной горы и использовала соответствующую приставку, чтобы отличаться от остальных населенных пунктов с тем же названием. Это был ничем не примечательный античный город, вошедший в историю лишь по одной причине. В 190-м году до н.э. армия Луция Корнелия Сципиона Азиатского здесь разгромила империю Селевкидов, что обеспечило римлянам гегемонию в Восточном Средиземноморье.
После этого Магнезия более, чем на тысячу лет вновь погрузилась в неизвестность, которая закончилась лишь после 4-го крестового похода. После вторжения крестоносцев в азиатской части Византии возникла Никейская империя – одно из нескольких греческих государств. В Магнезии долгое время находилась резиденция императора и монетный двор, и поэтому она стала важным городом. Но когда православные отбили Константинополь, снова пришла в упадок.
В 1313-м году Магнезию, которую турки называли Магниса или Маниса, взял сельджукский полководец Сарухан-бей, основавший суверенное княжество. В конце столетия один из его потомков без боя передал свои земли под управление Османской империи. Независимость была восстановлена после нашествия Тамерлана, но в 1410-х годах османы вернули город, и уже навсегда.
Был образован санджак, центром которого стала Маниса. По традиции, именно здесь приобретали опыт административного управления османские шехзаде, особенно с 1437-го по 1595-й годы. Если честно, таких городов было несколько, обычно принцев отправляли сюда, в Амасью, либо в Трабзон.
Но Маниса была ближе к столице, и здешний градоначальник чаще всего первым поспевал в Стамбул, чтобы сесть на отцовский трон. Поэтому турки прозвали ее «городом принцев». Здесь в свое время жило не менее 16-ти османских царевичей, в том числе, Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный, Селим Пьяница и многие другие.
В середине 15-го века здесь проживало всего-то пару тысяч человек – раньше было больше, но город обезлюдел после набегов. И численность горожан не сильно менялась на протяжение следующих столетий. Тут нужно пояснить, что санджак в Османской империи – это промежуточная административно-территориальная единица, меньше эялета («провинция» или «область») и больше кадылыка («района»).
Так что, над санджак-беями Манисы стояли собственные начальники, а их владения были не такими большими. Хотя считается, что шехзаде все же пользовались определенной самостоятельностью. Все же, их сюда направляли, чтобы не отбывать срок, а набираться опыта.
Турки шутят, что небольшой городок был почти полностью застроен матерями принцев, которые отправлялись в провинцию вместе с ними. Но, в понимании людей того времени, хвалиться своими заслугами было нескромно. Поэтому на многих старинных памятниках архитектуры начертано своеобразное посвящение: «Это здание построил тот, чье имя Аллах знает лучше». Имена архитекторов, впрочем, известны – самым знаковым стал великий зодчий Мимар Синан.
Практика отправлять сюда шехзаде прекратилась после 1595-го года из-за изменения системы наследования и растущей нестабильности в сельской местности. И не зря – в течение следующих десятилетий Маниса была неоднократно захвачена и разграблена во время восстаний Джелали, которые поднимали тюркские кочевники. Поэтому в 1700-м году здесь проживало порядка 5-ти тысяч человек.
Впрочем, в начале 20-го века здесь уже имелось более 70-ти тысяч населения, мусульман и христиан было примерно поровну. Во время турецкой войны за независимость город заняла греческая армия, которая подожгла Манису при отступлении. Из 18-ти тысяч исторических зданий после этого осталось только 500.
Долгое время в Османской империи, а затем Турецкой республике было только две психиатрически больницы – в Манисе и в Стамбуле. Поэтому местные известны своей неуравновешенностью – была такая присказка про «манисский характер».
Больше всего прославился Ахмеддин Бедеви (т.е., «бедуин») – иракский туркмен, известный под прозвищем Тарзан из Манисы. Он сажал деревья всюду, где бы ни ступал и круглый год ходил в одних коротких шортах. Этот человек считается первым экологом в Турции.