Найти тему

О детских рисунках

В работе с детьми психологи часто использую проективные рисуночные методики. В них ребенка просят сделать рисунок на заданную тему и по определенным признакам делают выводы о психологическом состоянии ребенка, его отношении к родным и к самому себе. Сегодня я расскажу немного о том, что в рисунке ребёнка может быть тревожным признаком.

Сразу обозначим, что по одному признаку делать выводы не стоит. Рисунок ребенка - не диагноз. Он лишь дает нам повод предполагать, что есть моменты, на которые стоит обратить внимание.

Для начала поговорим о том, как эволюционирует детский рисунок с возрастом (на примере рисования человечков):

Рисунки детей до 3-х лет, как правило, представляют собой "головоногов" - круг (обозначающий голову) с торчащими из него чёрточками (обозначающими руки и ноги). Это первые "пробы пера" и их интерпретировать не стоит - ребенок в этих изображениях рисует то, что позволяет его моторика. Примечательно и то, что у этого рисунка нет замысла. То есть ребенок просто рисует, а потом думает, что же это такое он изобразил.

А вот дети 3-4 лет уже начинают планировать рисунок. Сначала появляется идея, а потом ребенок ее реализует. "Головоног" превращается в "огурчик" - теперь там несколько овалов (возможно, 2 - голова и туловище, а возможно руки и ноги тоже будут овалами) и по-прежнему есть черточки (руки, ноги, волосы).

В 5-6 лет ребенок начинает добавлять рисунку детали: прорисовывает черты лица, добавляет пальцы.

К 7 годам деталей становится еще больше: появляется шея, прическа, одежда (при чем соответствующая полу человека, а может даже и похожая на реальную одежду человека)

Интерпретировать рисунки ребенка имеет смысл с 4-5 лет.

-2

Итак, на что обращаем внимание в детском рисунке:

1. Нажим. Если ребенок сильно нажимает на карандаш во время рисования (так что с обратной стороны листа можно увидеть вмятины), то это говорит о высокой напряженности ребенка. Если ребенок рисует так у психолога, то можно предположить, что ему некомфортно находиться в этой ситуации (особенно если это незнакомое место, новый человек). А вот если ребенок так рисует дома, то стоит поизучать, есть ли что-то, что вызывает напряжение у ребенка.

2. Цветовая гамма. Обилие темных оттенков часто интерпретируется как тревожный признак. Черный, коричневый, серый - все эти цвета могут свидетельствовать о том, что ребенок переживает не самые приятные эмоции. Но опять же скажу, что делать однозначный вывод только по цветам не стоит, и приведу для примера случай из практики.
Мальчик (возраст примерно 6 лет) рисовал маму. Он выделил ей черным цветом глаза и губы, показал штриховкой длинные черные волосы и одел ее в длинное черное платье. Казалось бы, мама является фигурой, которая вызывает у ребенку большую тревожность. Но если посмотреть на его маму, то это действительно женщина с длинными черными волосами. Она ярко подводит глаза черным цветом и предпочитает темно-бордовую помаду (почти черную). Всегда, когда она приходила ко мне, она была одета в черное. И рисуя ее черным, ребенок хотел нарисовать маму максимально похожей на оригинал. Тревожности она у него не вызывала, у них были очень трогательные и теплые отношения.

3. Отсутствие частей тела или черт лица. Особенно обращаем внимание на отсутствие глаз, рта и конечностей. Глаза - наш основной источник информации об окружающем мире, и их отсутствие может говорить о том, что у ребенка нарушен контакт с миром. Рот - символ возможности заявить о себе. Отсутствие рта - отсутствие возможности транслировать свои мысли окружающим, говорить о своих потребностях. Отсутствие рук - ощущение своей слабости, пассивности. Отсутствие ног - ощущение отсутствия опоры, неуверенности.

4. Гиперакцент на части тела. Например, изображение больших рук - часто признак агрессии (возможно даже применения физической силы). Большой рот (особенно с зубами) - тоже может говорить об агрессии, но вербальной (словесной).
Здесь же проговорим о рисовании половых органов. Явный акцент в рисунке на половых органов - тоже относится к тем признакам, на которые стоит обратить внимание. С одной стороны, интерес к своему телу у ребенка - это естественный процесс самопознания. С другой стороны, обратить внимание на окружение ребенка и заняться его половым воспитанием - тоже стоит (рекомендую почитать
"Как говорить с детьми о сексе", автор - Лидия Пархитько)

5. Расположение фигур на рисунке (для "Рисунка семьи"). Если ребенок удаляет кого-то из членов семьи от себя, то это может говорить о том, что он чувствует дистанцию в отношениях с ним. Возможно, это член семьи мало времени проводит с ним, а возможно он ему даже не очень приятен. Если ребенок удаляет себя от семьи, то это часто говорит об ощущении изолированности, чувстве одиночества.

6. Несуществующие детали (предметы или люди). Интересно, когда на рисунке появляются предметы, которых казалось бы там быть не должно. Например, солнце в комнате, оружие в руках. Здесь стоит спросить ребенка, для чего этот предмет в рисунке нужен. В случае с солнышком - это часто говорит о дефиците теплого отношения в семье, приятных эмоций. А в случае с оружием - ребенок может ощущать себя не в безопасности и ищет дополнительные ресурсы, чтобы защитить себя, либо это говорит нам о высоком уровне агрессии.
По поводу добавления людей принцип примерно тот же. Если в рисунке семьи ребенок добавляет кого-то, кто частью семьи не является (это может быть супергерой, друг или даже психолог), то этот человек восполняет для ребенка какую-то потребность, которую действительные члены семьи восполнить не могут.
И отдельно скажу о включении в состав семьи умерших родственников. Это говорит о том, что ребенок еще переживает утрату, горюет. Переживания смерти родственника - процесс непростой и длительный. И очень часто в детских рисунках он находит отражение.

Это краткий обзор тревожных признаков в детском рисунке. Еще раз скажу, что по одному тревожному признаку поднимать панику не стоит. Если есть моменты, которые вызывают беспокойство, обратитесь к психологу🤗

Запись на консультацию по телефону 89272606880 (Viber, WhatsApp, Telegram)

Телеграм - Евгения Роман I Арт-терапевт I Кризисный психолог