Медиапространство уже очень прочно вошло в нашу жизнь и, в частности, в процесс воспитания. В детстве старшего поколения не у всех были даже телевизоры, а сейчас у всех есть телефон с интернетом, которым так удобно «занять» своё чадо и хоть немножко отдохнуть.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок рос психически здоровым и психологически благополучным. Поэтому важно помнить, что ребёнок впитывает всё, что вызывает его интерес. Контролировать то, что впитывает ребёнок – ответственность родителя.
Детское восприятие очень восприимчиво, внушаемо, не обладает критичностью, а потому очень уязвимо.
Казалось бы, мультфильмы – продукт, созданный специально для детей, какая тут может быть опасность? Немногие родители, выросшие на качественных советских мультфильмах, обращают внимание на качество мультфильмов современных, не думают об их влиянии на ребёнка и том вреде, который они могут нанести.
По данным социологов 20-40% от всего свободного времени дошкольник проводит у экрана, преимущественно за просмотром мультфильмов. Мультфильм стал для ребёнка одним из основных трансляторов представлений о мире, отношений между людьми, норм поведения. Дети не просто воспринимаю информацию, они развиваются посредством этой информации. Закладываются общие установки, этические и эстетические ценности, формируется отношение к себе и другим людям. Все впечатления, полученные ребёнком, оказывают влияние на становление его личности, отражаются на его развитии и мировоззрении через стимуляцию воображения, сопереживания, эмоций.
Мультипликация создаёт особый комплекс воздействий, который может стать эффективным средством развития ребёнка, а может деформировать и затормозить его. В особенности негативное влияние мультфильмы могут оказать на детей младенческого и раннего дошкольного возраста.
Как показывают исследования, современные дети в среднем начинают смотреть мультфильмы с 1,5 лет. При этом дети смотрят фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и возможностям детей раннего возраста («Тачки», «Винкс», «Человек-паук», «Ну, погоди!» и т.д.). Очевидно, что вопрос о соответствии мультфильма возрасту вообще не стоит перед многими родителями – если ребёнок смотрит, значит ему интересно. Тем более если стоит маркировка 0+ или 6+, значит можно смотреть, никакой опасности нет. Но зачастую это может быть ловким ходом маркетологов для привлечения большей аудитории к своей продукции, в этих же целях мультфильм или видеоролик могут пометить как «развивающий».
Коротко о возрастных ограничениях и содержании продукции:
0+: маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения физического и психического насилия при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.
6+: кратковременные и ненатуралистичные изображения или описание заболеваний (за исключением тяжёлых) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; ненатуралистичные изображения несчастного случая, аварии, катастрофы, насильственной смерти без демонстрации их последствий; эпизодические изображения или описание антиобщественных действий и преступлений при условии отрицательного, осуждающего отношения к лицу их совершающему.
12+: эпизодические изображения или описание жестокости без натуралистичного показа процесса лишения жизни или нанесении увечий при условии выражения сострадания жертве и отрицательного осуждающего отношения к жестокости, насилию; эпизодическое упоминание без демонстрации наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий при условии выражения отрицательного, осуждающего отношения к ним и указания на опасность потребления этой продукции, средств, веществ; ненатуралистичные изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, без изображения или описания действий сексуального характера.
16+: изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания без натуралистичного показа их последствий; изображение или описание жестокости и насилия без натуралистичного показа лишения жизни или нанесения увечий при условии выражения сострадания к жертве и отрицательного, осуждающего отношения к жестокости, насилию; информация о наркотических средствах или о психотропных и одурманивающих веществах без их демонстрации при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления; отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани; не носящие оскорбительного характера изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, без изображения или описания действий сексуального характера.
Вернёмся к детям.
Несмотря на радужные и обнадеживающие описания медиапродуктов для маленьких детей, ни один педиатр, психолог или физиолог не станет рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста.
Для маленького ребёнка видеоряд – это набор расплывчатых ярких картинок непонятного содержания, который не способствует развитию.
Редкая мама, получая диагноз своего малыша «гиперактивность» или «задержка речевого развития», сопоставляет это с тем, что с момента рождения ребёнка в доме не выключается телеэкран. Для того, чтобы ребёнок заговорил, нужна его включённость в практическую познавательную деятельность, на фоне которой идёт параллельно развитие мышления, воображения, овладения своим поведением, осознание себя, выстраивание отношений с другими.
Детям в возрасте 3-5 лет разрешается смотреть высококачественные детские медиапродукты не более 30 минут в день и не позднее, чем за 2 часа до ночного сна.
В этом возрасте ребёнок одушевляет всё неживое (цветочек, дерево, солнце), поэтому информация не должна быть пугающей и травмирующей.
Многие родители задаются вопросом – с какого возраста начать водить ребёнка в кино?
В старшем дошкольном возрасте не рекомендуется проводить у экрана более 1,5 часов. К сожалению, современные мультфильмы, которые показывают в кино, не соответствуют этому ограничению. Кроме того, перед началом просмотра детское сознание дополнительно загружается рекламными роликами и трейлерами к фильмам, что ведёт к переутомлению, информационной перегрузке, затрудняет восприятия фильма, на который пришли в кино.
Сами мультфильмы зачастую перегружены визуально и аудиально. Объём воспринимаемой информации у взрослого человека 5-7 единиц, у ребёнка, соответственно, меньше. Интенсивность предлагаемого видеоряда ведёт к перегрузке головного мозга.
Отдельный аспект этой проблемы – нагрузка на зрительные анализаторы ребёнка, у которого только формируются зрительные системы. В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний план и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При смотрении на экран глаза лишены такой возможности, они неподвижны, поскольку постоянно сфокусированы в одной плоскости. В результате мышцы перенапрягаются, что ведёт к искривлению хрусталика. Кроме того, изображение на экране нестабильно, оно мигает и мерцает, что приводит к перенапряжению как глаз, так и нервной системы, это провоцирует ухудшение зрения.
Таким образом, в возрасте до 6 лет не рекомендуется ходить в кинотеатры на полнометражные картины.
Возраст с 6 до 12 лет является самым чувствительным для освоения моральных и культурных норм, ценностных и духовных ориентаций. В этом периоде важно заложить установки для развития личности ребёнка и его самоопределения через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания. Необходимо обучать ребёнка навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, открыть перед ним возможности реализации как полноценного члена общества, единственного ответственного за свою жизнь.
С переходом ребёнка в подростковый возраст центральным новообразованием является осознание своей индивидуальности. А к концу подросткового возраста началу юношеского периода новым качественным образованием становится самоопределение. И авторы любой информационной продукции должны это учитывать.
Как же определить качество материала, который можно показывать ребёнку в разных возрастных периодах? Помимо возрастных ограничений, описанных выше, следует так же обращать внимание на следующие аспекты:
Этический аспект: каждое произведение несёт определённый этический заряд, который воспринимается ребёнком и оказывает на него влияние. Ведущие этические категории – мораль и нравственность. Герои произведения становятся для детей, особенно дошкольного возраста, объектом идентификации и образцом для подражания. Эти персонажи могут стать носителями моральных эталонов – как положительных, так и отрицательных. Поэтому для детского произведения (в отличие от взрослого) важна однозначность и чёткость моральных характеристик.
За последние годы появились мультфильмы и фильмы с новой идеологией: оправдание жестокости злодеев («Малефисента», «Круэлла», "Чебурашка"), размывание основ гендерных отношений («Холодное сердце», «Малефисента»), заигрывание с популярными повестками, например, акцентирование феминизма или сексуальной ориентации («Красавица и чудовище», «Аладдин»).
Нежелательными с точки зрения морального развития можно считать те произведения, где моральные эталоны не определены. Например, когда симпатичный ребёнку персонаж совершает аморальные, неприемлемые поступки. Иллюстрирует этот пример сериал «Маша и медведь», где симпатичная девочка бывает крайне эгоистичной, равнодушной, даже жестокой, постоянно подвергает свою жизнь необоснованному риску. Зло в том, что эти поступки не являются предметом критического отношения или осуждения.
Описанный выше контент не приемлем для детей дошкольного возраста. Пока у ребёнка не сформированы понятия добра и зла, нравственные установки («Что такое хорошо и что такое плохо») и базовые знания о мире, нельзя показывать художественные произведения, размывающие или подвергающие эти понятия сомнению. В противном случае ребёнок либо будет дезориентирован, либо усвоит ложные ценности, которые в сложившейся картине мира будет невозможно изменить.
Познавательный аспект: здесь очень важен сюжет фильма, а именно его когнитивная сложность, наличие внятной для ребёнка того или иного возраста логики событий, наличие завязки, кульминации и развязки, а также количество и содержание сюжетных линий. Нужно учитывать временную и логическую последовательность событий. Для детей дошкольного возраста крайне важно линейное разворачивание событий (от прошлого к настоящему). Важно также выделение центральной сюжетной линии. В школьном возрасте возможно нарушение временной последовательности и наличие дополнительной сюжетной линии при сохранении чёткой логики действий персонажей.
Ещё одним важным показателем является возможность включённости личного опыта в содержание фильма, соответствие его тематики особенностям жизнедеятельности ребёнка. Конечно, содержание фильма может выходить за пределы личного опыта ребёнка, но важно, чтобы оно попадало в зону ближайшего развития и помогало понять себя, свои эмоции и желания.
Также важным аспектом является наличие и качество юмора, его доступность и соответствие возрасту. Многие современные мультфильмы (серия мультфильмов «Три богатыря», поздние части «Ледникового периода»), заигрывая со взрослой аудиторией, содержат массу взрослых шуток, в том числе эротической направленности, совершенно непонятных и ненужных детям.
Мультипликация очень разнообразный жанр, позволяющий использовать как совершенно условный, так и совершенно натуралистичный видеоряд. И для каждого возраста нужна соответствующая степень условности и реалистичности изображений.
И напоследок.
Часто в ответ на критику современных мультфильмов я слышу возражения в духе: «они отражают жизнь», «показывают как есть». Такое отношение в корне неверно - культура не отражает действительность, она её формирует, программирует. Ребёнок не может оценить иронии, если таковая присутствует, потому что это взрослая категория. Он считает, что раз так показывают, значит так и надо. И если родители хотят, чтобы медиапродукция стала им помощником в воспитании и развитии ребёнка, необходимо использовать только качественную продукцию, безопасную и соответствующую возрастным потребностям и возможностям ребёнка.
Спасибо за внимание. Надеюсь, статья оказалась Вам полезной.