Найти в Дзене
Ваш психолог

Родителям о мультфильмах

Медиа уже очень прочно вошли в нашу жизнь, в том числе в процесс воспитания. В детстве старшего поколения не у всех были даже телевизоры, а сейчас у каждого есть телефон с интернетом, которым так удобно занять своё чадо и хоть немножко отдохнуть от родительских забот. Важно помнить, что ребёнок впитывает всё, что вызывает его интерес. Контролировать это – ответственность родителя. Детское сознание восприимчиво, внушаемо, не обладает критичностью, а потому очень уязвимо. Казалось бы, мультфильмы – продукт, созданный специально для детей, какая тут может быть опасность? Нечасто родители, выросшие на советской мультипликации, обращают внимание на качество современных мультфильмов и задумываются о вреде, который они могут нанести. По данным социологов, 20-40% свободного времени дошкольник проводит у экрана, преимущественно за просмотром мультфильмов. Мультфильм стал для ребёнка одним из основных источников о представлении о мире, отношениях между людьми, нормах поведения. Мультипликация,

Медиа уже очень прочно вошли в нашу жизнь, в том числе в процесс воспитания. В детстве старшего поколения не у всех были даже телевизоры, а сейчас у каждого есть телефон с интернетом, которым так удобно занять своё чадо и хоть немножко отдохнуть от родительских забот.

Важно помнить, что ребёнок впитывает всё, что вызывает его интерес. Контролировать это – ответственность родителя.

Детское сознание восприимчиво, внушаемо, не обладает критичностью, а потому очень уязвимо.

Казалось бы, мультфильмы – продукт, созданный специально для детей, какая тут может быть опасность? Нечасто родители, выросшие на советской мультипликации, обращают внимание на качество современных мультфильмов и задумываются о вреде, который они могут нанести.

По данным социологов, 20-40% свободного времени дошкольник проводит у экрана, преимущественно за просмотром мультфильмов. Мультфильм стал для ребёнка одним из основных источников о представлении о мире, отношениях между людьми, нормах поведения.

Мультипликация, как особый комплекс воздействий, может стать эффективным средством развития ребёнка, а может деформировать и затормозить его. Особенно негативное влияние мультфильмы способны оказать на детей младенческого и раннего дошкольного возраста.

Как показывают исследования, современные дети в среднем начинают смотреть мультфильмы с 1,5 лет. При этом дети смотрят фильмы, которые по своему содержанию и художественным характеристикам совершенно не соответствуют интересам и особенностям детей раннего возраста («Тачки», «Винкс», «Человек-паук», «Ну, погоди!» и т.д.). Многие родители решают, соответствует ли мультфильм возрасту ребёнка так: если смотрит, значит, ему интересно. Особенно если стоит маркировка 0+ или 6+. Но зачастую это может быть уловкой маркетологов для привлечения большей аудитории. С этой же целью мультфильм или видеоролик могут пометить как «развивающий».

Что значат эти возрастные ограничения и маркировки:

0+: маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения физического и психического насилия при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.

6+: кратковременные и ненатуралистичные изображения или описание заболеваний (за исключением тяжёлых) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; ненатуралистичные изображения несчастного случая, аварии, катастрофы, насильственной смерти без демонстрации их последствий; эпизодические изображения или описание антиобщественных действий и преступлений при условии отрицательного, осуждающего отношения к совершающему их лицу.

12+: эпизодические изображения или описание жестокости без натуралистичного показа процесса лишения жизни или нанесении увечий при условии выражения сострадания жертве и отрицательного осуждающего отношения к жестокости, насилию; эпизодическое упоминание без демонстрации наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий при условии выражения отрицательного, осуждающего отношения к ним и указания на опасность потребления этой продукции, средств, веществ; ненатуралистичные изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, без изображения или описания действий сексуального характера.

16+: изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания без натуралистичного показа их последствий; изображение или описание жестокости и насилия без натуралистичного показа лишения жизни или нанесения увечий при условии выражения сострадания к жертве и отрицательного, осуждающего отношения к жестокости, насилию; информация о наркотических средствах или о психотропных и одурманивающих веществах без их демонстрации при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления; отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани; не носящие оскорбительного характера изображения или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, без изображения или описания действий сексуального характера.

Вернёмся к детям.

Несмотря на радужные и обнадеживающие описания медиапродуктов для маленьких детей, ни один педиатр, психолог или физиолог не станет рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста.

Для маленького ребёнка видеоряд – это набор расплывчатых ярких картинок непонятного содержания, который не способствует развитию.

Редкая мама, получая диагноз своего малыша «гиперактивность» или «задержка речевого развития», сопоставляет это с тем, что с момента рождения ребёнка в доме не выключается телеэкран. Для того чтобы ребёнок заговорил, он должен быть включён в практическую познавательную деятельность, на фоне которой параллельно развиваются мышления, воображения, способность контролировать своё поведение, осознание себя, выстраивание отношений с другими людьми.

Детям в возрасте 3-5 лет разрешается смотреть высококачественные детские медиапродукты не более 30 минут в день и не позднее, чем за 2 часа до ночного сна.

В этом возрасте ребёнок одушевляет всё неживое (цветочек, дерево, солнце), поэтому информация не должна быть пугающей и травмирующей.

Многие родители задаются вопросом – с какого возраста начать водить ребёнка в кино?

В старшем дошкольном возрасте не рекомендуется проводить у экрана более 1,5 часов. Мультфильмы, которые показывают в кинотеатре, не соответствуют этому ограничению. Кроме того, перед началом просмотра детское сознание дополнительно загружается рекламными роликами и трейлерами к фильмам. В результате ребёнок переутомляется, возникает информационная перегрузка, и ему труднее воспринимать фильм.

Сами мультфильмы зачастую перегружены визуально и аудиально. Взрослый человек воспринимает 5-7 информационных единиц одновременно, а ребёнок – ещё меньше. Чрезмерная интенсивность видеоряда ведёт к перегрузке головного мозга.

Отдельный отмечу, что и нагрузка на зрительные анализаторы очень большая. У ребёнка ещё формируется зрительная система. В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний план и обратно – изменяется кривизна хрусталика. При смотрении на экран глаза лишены такой возможности, они неподвижны, потому что постоянно сфокусированы в одной плоскости. В результате мышцы перенапрягаются, это может провоцировать искривление хрусталика. Изображение на экране нестабильно, оно мигает и мерцает, от чего глаза и нервная система перенапрягаются, ухудшается зрение.

Таким образом, детям в возрасте до 6 лет не рекомендуется ходить в кинотеатры на полнометражные картины.

Возраст с 6 до 12 лет является самым чувствительным для освоения моральных и культурных норм, ценностных и духовных ориентаций. Именно в этот период
необходимо учить детей общаться, критически мыслить, сотрудничать, чтобы каждым из них смог состояться как полноценный член общества.

На следующем этапе, в подростковом возрасте, самым важным для ребёнка становится осознание своей индивидуальности. А к началу юношеского периода – самоопределение. И авторы любой информационной продукции должны это учитывать.

Как же определить качество материала, который можно показывать ребёнку в разных возрастах? Помимо возрастных ограничений, следует так же обращать внимание три аспекта.

Этический аспект: каждое произведение несёт определённый этический заряд, который воспринимается ребёнком и оказывает на него влияние. Дети, особенно дошкольного возраста, идентифицируют себя с персонажами и подражают им – и положительным, и отрицательным. Поэтому для детского произведения (в отличие от взрослого) важна однозначность и чёткость моральных характеристик.

За последние годы появились мультфильмы и фильмы с новой идеологией: оправдание жестокости злодеев («Малефисента», «Круэлла», "Чебурашка"), размыванием основ гендерных отношений («Холодное сердце», «Малефисента»), заигрывание с популярными повестками, например, акцентированием феминизма или сексуальной ориентации («Красавица и чудовище», «Аладдин»).

Нежелательными с точки зрения морального развития можно считать те произведения, где моральные эталоны не определены. Например, когда симпатичный ребёнку персонаж совершает аморальные, неприемлемые поступки. Иллюстрирует этот пример сериал «Маша и медведь», где симпатичная девочка бывает крайне эгоистичной, равнодушной, даже жестокой, постоянно подвергает свою жизнь необоснованному риску. Зло в том, что эти поступки не подвергаются критике, не осуждаются.

Это неприемлемо для детей дошкольного возраста. Пока у ребёнка не сформированы понятия добра и зла, нравственные установки («что такое хорошо и что такое плохо») и базовые знания о мире, нельзя показывать художественные произведения, которые размывают или подвергают эти понятия сомнению. В противном случае ребёнок либо будет дезориентирован, либо усвоит ложные ценности, которые в сложившейся картине мира будет невозможно изменить.

Познавательный аспект: здесь очень важен сюжет фильма, наличие внятной для ребёнка того или иного возраста логики событий, завязки, кульминации и развязки, а также количество и содержание сюжетных линий. Для детей дошкольного возраста крайне важно линейное разворачивание событий – от прошлого к настоящему, а также выделение центральной сюжетной линии. В школьном возрасте возможно нарушение временной последовательности и наличие дополнительной сюжетной линии при сохранении чёткой логики действий персонажей.

Ещё одним важным показателем является возможность включённости личного опыта в содержание фильма, соответствие его тематики особенностям жизни ребёнка. Конечно, содержание фильма может выходить за пределы личного опыта ребёнка, но важно, чтобы оно попадало в зону ближайшего развития и помогало понять себя, свои эмоции и желания.

Аспект юмора: шутки должны быть доступны пониманию ребёнка и соответствовать его возрасту. Многие современные мультфильмы (серия мультфильмов «Три богатыря», поздние части «Ледникового периода»), заигрывая с родительской аудиторией: содержат массу взрослых шуток, в том числе эротической направленности, совершенно непонятных и ненужных детям.

Мультипликация – очень разнообразный жанр, нём используется и условный, и натуралистичный видеоряд. И для каждого возраста нужно соответствующее сочетание условности и реалистичности.

И напоследок.

Часто в ответ в защиту современных мультфильмов говорят: «они отражают жизнь», «показывают как есть». Но ведь культура не отражает действительность, а формирует, программирует её. Ребёнок не может оценить иронии, если таковая присутствует, потому что это взрослая категория. Он считает, что раз так показывают, значит так и надо. И если родители хотят, чтобы мультфильмы помогали в воспитании и развитии ребёнка, нужно использовать только качественную безопасную продукцию, которая соответствует возрастным потребностям и индивидуальным особенностям ребёнка.

Спасибо за внимание. Надеюсь, статья была для вас полезной.