С точки зрения зоологии, змеи – подотряд класса пресмыкающиеся отряда чешуйчатые.
А вот с позиций мифологии змеи (наравне с лягушками и другими пресмыкающимися, земноводными, насекомыми, мышами, гусеницами, змееподобными рыбами, червями и птицами) относятся к особому классу животных, нечистых хтонических существ. Называется этот класс гады (также используются названия нечисть, погань, щур), и он тесно связан с демоническими персонажами.
Животным, входящим в категорию гады, присущи следующие признаки: связь с подземным миром, обитание в земле, происхождение из земли, слепота, обладание подземными кладами, связь с душой предка, ядовитость.
О сближении змей и насекомых в народном представлении свидетельствует следующее: общие обереги от укусов, одинаковые способы изгнания, сходное применение настоев из блох, змей, клопов в народной медицине, похороны блохи, вши, гадюки, жабы, медведки, паука, рака, ужа, ящерицы с целью вызывания дождя, ритуальное убиение.
Рыбы, относящиеся к категории гады, – это змеевидные вьюны, миноги (называемые в народе змеевым братом, слепой гадиной), угри. По поверью, перечисленные рыбы спариваются со змеями и, собственно, сами являются змеями в девятом или двенадцатом поколении.
Также согласно поверьям, воробьи и мыши, жаворонки и мыши, ласточки и лягушки взаимно превращаются друг в друга, птицы наравне со змеями и насекомыми уходят зимой в ирий, вместе, опять же, со змеями и насекомыми в землю на зиму прячутся жаворонок и перепёлка, птицы желна, ласточка и удод, змея, ёж и черепаха обладают разрыв-травой, птицы ворон, дрозд, орёл и змеи владеют камнем, делающим человека невидимкой, наделяющим способностью видеть клады и понимать язык животных, змея, кукушка и ласточка – обращённые сёстры Лазаря, кукушка и уж – муж и жена, а лягушка и соловей – их дети... А ещё птиц (чаще домашних) в некоторых славянских диалектах называют гадом или гадиной.
Стоит вспомнить и мифического василиска – образ этого чудовища также связывает змею с курицей или петухом.
А ещё верили, будто бы из яйца, снесённого петухом или чёрной курицей, выводится змеёныш-домовой.
Однако вернёмся к змее.
Змея воплощает все характеристики гадов и является одним из ключевых персонажей народной зоологии.
В народном представлении змея имеет хтоническую природу, сочетает в себе противоположные начала: мужское и женское, водное и огненное, отрицательное и положительное. Обладает апотрепейными и вредоносными свойствами. Так, змея ядовита и в то же время целебна, она служит источником зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями.
В качестве предметных символов змее соответствуют длинные, чаще гибкие предметы: это бусы, верёвка, веретено, ветка, волосы, нитка, палка, пастушья свирель, фаллос.
С фаллической символикой связан мужской образ змеи (к примеру, вот русская народная поговорка о мужчинах: «Галавища в маслище, сапажища в дёгтище, а партки набиты змеёй»), женская символика змеи отражена в легендах и заклинаниях, в южнославянских поверьях о превращении змеи в девушку.
Христианский взгляд на змею обусловил её отождествление с дьяволом (змеи попадали на землю при свержении нечистой силы в преисподнюю, появились из крови Каина, либо из тела дьявола, либо из чрева убитого дракона, из пепла побеждённого змея). Отсюда проистекает поверье о том, что за убийство змеи якобы прощается несколько грехов.
В некоторых российских деревнях, напротив, убивать змей опасались, считая, что это навлечёт несчастья.
В Енисейской губернии о происхождении змей рассказывали следующее:
Когда Бог сотворил мир, то чёрт всё просил у него немного земли. Бог отказывал. Чёрт пытался было достать земли помимо Божьей воли, но ему не удавалось. Попробовал было он достать горсть земли со дна моря: нырнул, схватил земли, но пока всплывал, та разошлась в воде. Стал он сильнее просить, и Бог дозволил ему только палку воткнуть в землю: сколько палка займёт земли, та и чёртова. Чёрт воткнул палку в землю и вытащил; из сделавшейся ямки полезли змеи и разные другие гадины.
Лишены христианского «напыления» легенды, в которых змей порождает земля, они падают с неба и как бы (вместе с прочими земноводными) циркулируют в универсуме.
В народе называли змеёй радугу, отождествляли с рассматриваемым животным данное природное явление. В Новгородской губернии
в доказательство сего наименования указывают на каких-то дальнейших самовидцев. Будто бы какие-то мужики во время поездки своей в давнее время в заморские страны видели, как эта змея, опустивши нос свой в море, набирала в себя воду, а после и выпущала, отчего и бывает дождь.
Слово змея родственно слову земля – и это неспроста: данное родство отражает хтоническую символику змеи, её связь с миром мёртвых и подземным мраком. Также упомянутую связь/символику подчёркивают следующие примеры: в южнославянских заговорах, прикладывая к месту змеиного укуса землю, произносят: «Земля землю (пусть) целует!», способность змеи влиять на град и дождь (что сближает рассматриваемое животное с мёртвыми людьми), отождествление домовой змеи с душой предка, а могильной – с душой погребённого.
В славянских верованиях прослеживается антагонизм змеи и солнца (обусловленный, опять же, хтонической природой змеи). В фольклоре южных славян змея поглощает солнце, его лучи, высасывает его глаза, у других славян солнце радуется убитой змее или не может зайти, змеиный взгляд высасывает его силу – и светило меркнет. Убитую змею было принято вешать в тени или закапывать в землю – иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать.
В апокрифических поверьях хтонизм змеи достигает воистину космических масштабов – там мы можем встретить образ огромной змеи в основании нашей планеты и гигантского ужа в море посреди Земли.
Также змея связана с ветром, с водой, с грозою. У южных славян зафиксированы поверья об обитающих в озёрах крылатых змеях и о змеях – покровительницах водоёмов. По народным поверьям, вода из источника, в котором живёт змея, – целебная, убийство змеи вызывает дождь, а сама змея наделена способностью «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. Поляки считали, что змеи насылают на людей град, а украинцы связывали бурю и вихрь со змеёй, отрастившей крылья.
Змея в славянской мифологии наделяется удивительными восстановительными свойствами: её разрубленные части срастаются, убитая змея оживает от мочи лягушек (или от осины, особого змеиного камня, корня, травы).
Верили также в то, что у змеи есть ноги. Македонцы, русские и сербы считали, будто бы змея выказывает их, когда её бьют, боснийцы, украинцы и хорваты – когда её испытывают огнём. По южнославянским поверьям, у змеи девять или двенадцать пар скрытых ног: их можно увидеть только в Юрьев день, но узревший их человек – умрёт.
Утрата змеёй ног объясняется проклятием: солнца – за укус в глаз (у болгар), бога – за искушение Евы (у болгар, далматинцев, сербов), богородицы – за то, что испугала (у поляков).
Особо опасными представлялись змеи, считающиеся слепыми. Например, медянка в украинском фольклоре получает зрение в день Купалы, вместе с тем – способность пробить человека насквозь, а слепая веретеница (вид гадюки или причисляемая к змея безногая ящерица) – чрезвычайно ядовита.
Медянка (медяница, меденица, медяник) часто отождествлялась с веретеницей, также могла считаться безногой змеевидной ящерицей.
В Вологодской губернии, области говорили:
Счастье человеку, что медянка слепа.
В Ленинградской области:
Медяник такой светлый, он блестит, как серебряный, на солнышке.
Медянкой в ряде районов России называли гадюк.
По поверьям, медянка наделена особым блеском, сверкает, как серебряная, а голова у неё – золотая.
Вот как её описывали в Новгородской губернии, области:
Меденица светленька, как рыба долгонька.
По распространённым представлениям, слепота медянки спасает от её ярости род людской. Зафиксировано в Новгородской губернии, области:
Рассказывают, что медяница прежде была с глазами, а кошка без глаз. Однажды кошка пришла к ней с просьбою: «Сестрица! Дай глазок на свадьбу сходить, я тебе гостинца принесу!» Медяница в ожидании лакомого куска одолжила её своими глазами, а та и не отдала. С тех пор меньше стало слёз в мире: медянице по слепоте не удаётся жалить человека. Если бы медяница и доселе была с глазами, в тех местах, где оне водятся, в каждом селении десятки матерей проливали бы слёзы, теряя от их жала детей своих.
Мотив обретения медянкой способности видеть (и пробивать человека насквозь) в день Купалы связывается с мотивом охраны кладов, что открываются в день летнего солнцеворота. Уральские золотоискатели охотно рассказывали о змее-медянке, пронзающей кладоискателя, отправившегося на поиски цветка папоротника, не зная оберегов от змей и нечистых духов.
Убить медянку можно осиновым прутом, но и убитая она шевелится до самого захода солнца.
Веретеница (веретенище, веретейка, веретельница, веретенница, веретённик, веретянка) – безногая ящерица, змея-мединица, в некоторых районах – всякая змея или ящерица.
Вероятно, название веретеница обусловлено характером движения змеи – уползая в землю и появляясь из земли, она вьётся, вращается, напоминая веретено.
В Украине происхождение веретеницы связывают с выброшенным веретеном, которым пряли в святочные вечера.
На Урале веретянки – серые или серопёстрые змеи, как будто исписанные, величиной с обычное веретено, на него и похожие, злые и ядовитые.
В Петербургской губернии веретенник – тонкая золотистая змея, чей укус смертелен (однако избежать смерти от него можно, если «до солнца бежать и стать на камень»).
Веретеница связана с Купалой, упоминается в песнях купальского цикла, наделяется особыми способностями, проявляющимися главным образом в период летнего солнцеворота.
Однако вернёмся к обобщённому образу змеи.
В славянской мифологии змея нередко наделяется функцией духа-властителя локуса. У всех славян бытовали представления о домовой змее-покровительнице – она оберегает, приносит благополучие и достаток и т. д. и т. п. Также змея (в южнославянских поверьях) играет роль покровителя таких локусов как земельный надел, источник, целая местность.
У болгар охранительницей старого дерева считалась старая большая или двуглавая змея. В поверьях болгар и сербов полевая змея охраняет межи и оберегает поле от града. Сербы убитую в поле змею закапывали и ставили над нею крест (то есть, погребали), опасаясь, что иначе хозяин поля умрёт сам.
В народном представлении змеи наделялись чудодейственными атрибутами, это: гребень и рожки на голове, золотое яблоко, камень, корона, перстень. Считалось, эти атрибуты змеи оставляют у водопоя или когда купаются в реке 29 июля (на Петра и Павла) – тогда человек может их присвоить. Как вариант: поставить перед змеёй миску с молоком, расстелить платок или пояс.
Если «змеиным» атрибутом удастся завладеть человеку – он получает богатство, защиту от змей, болезней и града, неистощимые запасы денег или зерна, способность видеть клады, лечить людей, насылать порчу, понимать язык животных, счастье.
Змеи могут указывать на охраняемые ими клады, а сам клад может обращаться в змею.
Кроме того, змея наделяет человека живой травой (оживляющей людей), целебной травой, разрыв-травой (открывающей любые запоры), а человек, отведавшей змеи, приобретёт способность понимать язык животных или трав (у южных славян), станет ясновидящим (у русских и украинцев).
В Олонецком крае рассказывали:
Одному человеку очень хотелось говорить на разных языках. Слыхал он, что это стоит многих трудов, а ему хотелось достичь этого легко и сразу, но способов к этому не находилось. Случился тут проходящий человек и научил уму-разуму: «Как настанет змеиный ток, я приеду к тебе и научу говорить на всех языках». Пришло лето. Лето было змеиное. Начался змеиный ток. Пришёл проходящий: «Не остыл узнать разные языки?» – спросил он. – «Только о том и думаю». После этого пошли они на каменистое поле. Змей там было множество и все клубками. Проходящий взял один рой, и они возвратились домой. Здесь он скипятил в котле воду и опустил туда змеиный рой. Змеи быстро сварились. Получилась уха. Проходящий взял ложку ухи и приказал выпить. Тот выпил и с этого времени говорит на разных языках.
Во Владимирской губернии верили: если весной убить змею, разрезать ей брюхо, положить туда три горошины и зарыть в землю, то, когда вырастет цвет, нужно сорвать его в полночь или в полдень и положить в рот – «будешь знать, что у человека на уме»
Кроме того, змеи используются в следующих магических целях: поляки давали змею съесть собаке, чтобы та была злой и чуткой, мораване носили змею под языком, чтобы выиграть суд, хорваты клали змеиную голову во время сева в семена для богатого урожая.
В Пермской губернии, области полагали: если жало змеи или змеиный яд положить в подошву сапога, то такого человека не поборит никакая сила. В Новгородской – если змею высушить и носить, то всякий будет любить.
Сброшенная весной во время линьки кожа змеи использовалась для вредоносного колдовства.
Через голову змеи проращивали растения (бобы, лук, чеснок), которые затем использовали: в любовной магии (южные славяне), для распознания ведьмы (украинцы, сербы и хорваты) или чёрта (болгары и сербы), для оберега от нечистой силы (болгары, сербы, украинцы), для лечения скота (болгары).
Палкой, которой разогнали змею и лягушек или двух змей, белорусы, поляки и украинцы разгоняли тучи, боснийцы и сербы помогали разрешиться от бремени при родах, белорусы усмиряли пургу, украинцы – пожар.
Исход змей из нор связывался с церковными праздниками (наложившимися на аграрный цикл): у поляков, украинцев и южных славян – это Благовещение, у словаков, хорватов и чехов – Юрьев день, у сербов – Лазарева или Тодорова суббота, у македонцев зафиксирована обрядовая встреча змей на Евдокию или Сорок мучеников. А вот русские верили, что змеи выходят из нор после первого весеннего грома.
Хорваты и чехи полагали, что до Юрьева дня, пока из недр земли не выйдет яд, змеиный укус не опасен.
На летнее солнцестояние змеи собираются в лесу во главе со своим царём, после чего перестают жалить.
В норы змеи уходят: у болгар – 17 июля (на св. Марину), 6 августа (на Преображение), 15 августа (на Успение Богородицы), у словаков – 24 августа (на св. Варфоломея), у украинцев – 20 июля (на Ильин день), у болгар и русских – 29 августа (на Усекновение главы Иоанна Крестителя), у болгар и украинцев – 1 октября (на Покров Богородицы), у мораван, поляков и сербов – 8 сентября (на Рождество Богородицы), у восточных славян и хорватов – 14 сентября (на Воздвижение).
Перед своим уходом змеи залезают на деревья. Белорусы объясняют это тем, что они желают услышать церковный звон, а украинцы – что хотят напоследок взглянуть на небо.
Ту змею, которая кого-нибудь укусила, земля не принимает.
Болгары «отправляют» змей на зимовье на край света, в пещеру змеиного короля, белорусы и украинцы – в Ирий, куда также улетают птицы.
Кроме того, в народных поверьях змеи могут провести зиму в норе или яме, соотносимой с миром мёртвых.
Известны специальные дни, посвящённые оберегам от змей и их изгнанию (особенно у южных славян). К примеру, это первый день марта, Сорок мучеников (9 марта), Благовещенье (25 марта), Юрьев день (23 апреля), день св. Еремия (1 мая).
Запреты и обереги, связанные о змеями, направлены на защиту людей и скота.
Оберегами от змей служат: у южных славян – огонь костра, угли, печная утварь, металлические и острые предметы (особенно игла), пахучий чеснок, бросание камня, окуривание дымом, ритуальный шум; у болгар – змеевидные хлебцы; у поляков – колючий шиповник, пахучий хрен, освящённые предметы; у словенцев – папоротник; у украинцев – вынесение веников подальше от дома.
Запреты, связанные со змеями касаются использования бус (у русских), верёвок (у болгар и сербов), веток (у поляков), ниток (у южных славян и украинцев) и других гибких предметов (у македонцев и сербов), пахоты и копания (у болгар, поляков и украинцев), пользования острыми колющими и режущими предметами (у южных славян и украинцев), прядения (у болгар и поляков), чесания волос (у сербов), раскрывания гребней, ножниц, складных ножей и сундуков (у македонцев и сербов). При этом гибкие предметы выступают как символы змеи, острые колющие и режущие символизируют змеиное жало, гребни, ножницы, складные ножи и сундуки – раскрытую змеиную пасть, земля, которую копают и пашут – змеиный локус.
(Даты праздников/дней народного аграрного календаря приведены по старому стилю.)
См. также
Источники
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Гады / Гура А. В. // Славянская мифология : энциклопедический словарь
- Змея / Гура А. В. // Славянская мифология : энциклопедический словарь