Этот фильм явно не нуждается в представлении. Во-первых, это настоящая бессмертная классика советского кино от гениального режиссёра Эльдара Рязанова, во-вторых, про фильм есть подробная статья на этом же канале.
Лента, безусловно, легендарная. Казалось бы, какой актёр не будет рад рассказать о своём участии в одном из лучших образцов золотой эпохи отечественного кинематографа?
А вот, оказывается, что Олег Басилашвили совершенно не рад тому, что сыграл главную роль в «Вокзале для двоих». Почему так получилось и как сам артист комментирует свою нелюбовь к классическому фильму Рязанова? Давайте разбираться.
Всё началось ещё во время самого съёмочного процесса. Басилашвили и его экранная пара Людмила Гурченко совсем не были знакомы до начала съёмок «Вокзала для двоих». Да, они пересекались на многих совместных мероприятиях, но друзьями или даже просто хорошими знакомыми они никогда не были.
Теперь же, внезапно, им предстоит не просто сыграть вместе в одном фильме, а ещё и сыграть влюблённую пару. Само собой, для хорошего артиста это совсем не должно быть препятствием, как-никак, в этом заключается суть актёрского мастерства – изображать другого человека, вымышленного персонажа. И всё же Басилашвили совсем не устраивала сцена поцелуя с Гурченко.
Я вам больше скажу, романтические сцены вообще снимались первыми, то есть, когда Олег Валерианович и Людмила Марковна толком не успели привыкнуть друг к другу. Представьте, если бы в самом фильме Платон и Вера начали целоваться в первых же сценах – смотрелось бы слишком странно и неестественно.
Вот и Басилашвили долгое время отпирался от этих сцен, открыто выражая своё нежелание принимать в этом участие. Дошло до того, что Олег Валерианович готов был отказаться сниматься дальше.
Благо Гурченко решилась сделать «первый шаг» и уговорила Олега вернуться к роли Платона при одном условии – никакой сцены с поцелуем не будет. Сказано – сделано, в самой картине герои так и не поцеловались. Большая ли это потеря для фильма? Не думаю, нам и без этого отлично смогли передать глубокие любовные чувства персонажей, а сцена с поцелуем, по сути, не добавила бы ничего нового.
Собственно, после всей этой ситуации Басилашвили ощущал себя очень неудобно перед Рязановым и Гурченко. С Людмилой они успели очень хорошо подружиться и поддерживали с ней связь на протяжении долгих лет, пока великой актрисы не стало. Олегу Валериановичу банально было стыдно за своё поведение во время съёмок и в интервью он всегда с большой неохотой рассказывает о тех событиях.
Однако это не единственная причина, по которой Басилашвили не хочет вспоминать «Вокзал для двоих». Свою роль здесь сыграли отношения между СССР и Западом. А причём здесь это? Ну, в 1983 году главные актёры, вместе с Рязановым, отправились на Каннский фестиваль, презентовать своё творение мировой публике.
Обычно, несмотря на все разногласия, критики очень высоко оценивали наши фильмы. Вспомните хотя бы «Москва слезам не верит» 1979 года, который получил премию Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Но вот с «Вокзалом для двоих» ситуация была совершенно иная.
Проблема крылась не в самой картине, она замечательная, а в споре тех времён, из-за чего страны буквально выгоняли дипломатов, представляющих другую сторону.
В советских газетах об этом не особо распространялись, и так с трудом начали выстраивать отношения с внешним миром, а вот в Штатах СМИ совсем не стеснялись подбирать нелестные выражения в адрес советских граждан.
Разумеется, актёров предупредили обо всей этой ситуации, у них было полное право отказаться от поездки. И всё же Басилашвили понадеялся на благоразумие местных критиков, как оказалось очень зря. Советскую делегацию игнорировали, ещё и постоянно бросали на них недоверчивые взгляды, явно давая понять, что их здесь никто не хочет видеть.
Пиком этой ситуации стала пресс-конференция перед показом фильма: многие зрители не удосужились даже дослушать выступление создателей картины, уйдя ещё до показа.
Причём спустя много лет один знаменитый французский кинокритик откровенно признался Рязанову, что если бы на вся эта накалённая ситуация со «шпионами», то советский фильм однозначно стал бы победителем.
Конечно, всегда неприятно, когда что-то внешнее вмешивается в искусство, но будем честны – такие ситуации попросту неизбежны. Для Олега Валериановича эта поездка стала ещё одним неприятным воспоминанием, связанным с фильмом «Вокзал для двоих». Неудивительно, что ему не очень хочется вспоминать этот опыт, пусть роль Платона Рябинина и стала одной из самых известных в его фильмографии.
Автор: Алексей Королёв