"... - Ну, Людочка, ну, милая, зачем нам столько ждать? Поженимся, будем жить вместе, квартира ведь твоя свободная. Ребёночка родим. Если мальчика, то Игнатом назовём, чтобы вырос таким же, как и твой отец. Если девочка будет, то Анечкой назовём ... в честь твоей мамы - сказал Саша.
Последние слова прозвучали так трогательно, что Люда почувствовала, как у неё ком подступил к горлу. ..."
Читайте: Не по любви
До следующих выходных Люда успела сдать зачёт и экзамен. В перерывах между ними прогуливалась по студенческому городку и всё думала о Саше. Она говорила себе, что они разные. Умом всё понимала, но запретить сердцу любить его не могла. Решила, что им сейчас лучше не видеться. И с этими мыслями приехала в выходные домой. Вечером в клуб не пошла, чтобы не встретиться с Сашей, а на следующий день вообще не выходила из дома.
- Что с тобой, Люда? Ты себя хорошо чувствуешь? - спросил Игнат Иванович. - Сидишь дома и никуда не выходишь.
- У меня впереди ещё один экзамен, готовлюсь, - ответила Люда. - А почему Вы спрашиваете?
- Сейчас многие болеют, - вмешалась в разговор Александра Александровна. - Прасковья вообще в больницу угодила. Простыла, а на работу ходила. Сейчас лежит в стационаре с воспалением.
Услышав, что тётя Параска в больнице, Люда посмотрела на часы. Она ещё успевала навестить Сашину маму. Правда, отнести её было нечего, кроме пряников. Люда собралась и отправилась в больницу, которая была построена по инициативе Игната Ивановича.
- Людочка, доченька, пришла, - обрадовалась Прасковья. - Тебе же ехать надо на учёбу.
- Я успею. Как Вы?
- Так лучше уже. У нас здесь такие все внимательные, что за три дня меня на ноги подняли. Доктор у нас молодой, но толковый. Прошу уже, чтобы выписали меня. Не привыкла я лежать днями.
- Вам отдыхать надо больше, сил набираться.
- Нет, девочка, для нашего поколению работа - это лучшее лекарство. Постоянный отдых, наоборот, только эти самые силы отнимает, - не согласилась Параска. - Рассказывай лучше, как ты сама, как учёба.
- Экзамены сдаю, остался последний - и тогда каникулы.
Люда заметила, что тётя Прасковья хотела у неё ещё что-то спросить, но замялась, не решалась. Только смотрела с любовью и благодарностью. Так они сидели молча и думали о Саше. Наконец-то Параска спросила:
- Людмилка, вы с Сашкой моим поссорились, что ли?
- Даже и не знаю, что Вам сказать.
- Он говорил, что перебрали они с хлопцами на Новый год. Потом в клубе дурачиться начали. Теперь переживает, говорит, что он тебе не пара.
Люда молчала. Стоило Прасковье заговорить о Саше, как на душе снова стало так плохо, что захотелось плакать.
- Пойду я, тётя Прасковья, мне ехать скоро. Выздоравливайте!
- Иди, Людмилка, конечно. Учёба превыше всего. Анна покойная часто повторяла, что мечта у неё: видеть тебя дипломированным специалистом.
- Как приеду, сразу приду к Вам.
-Ты главное учись, а за меня не переживай. И ещё, Людочка, хочу, чтобы ты знала. Как бы ни складывалось у вас с сыном моим, я всегда на твоей стороне. Даже если и не получится ничего, если ты с другим человеком жизнь свою свяжешь, ты меня не забывай, приходи. Я рада тебе буду. Сама знаешь, как отношусь к тебе, - сказала тётя Прасковья. Её слова звучали так искренне, что Люда не выдержала и обхватила руками её шею, а свою голову положила на плечо.
- Не надо, не надо так, может, я какая заразная. Буду переживать, что заболеешь ты ненароком.
- До свидания!
- Счастливо тебе, девочка! - ласково произнесла тётя Прасковья. Люда чувствовала, что мать Саши любит её. И она относилась к Параске так же, как бы относилась к родной матери. Наверное, поэтому и Сашу Люда оправдывала. Отношение к его матери переносилось и на него.
***
Сдав успешно сессию, Люда вернулась домой и тогда увиделась с Сашей. Он специально подошёл к автобусу, которым она вернулась домой. Не говоря ни слова, он выхватил из её рук большую сумку.
- Давай помогу.
Люда не сопротивлялась. Только попросила:
- Ты осторожнее, там банки пустые внизу, могут разбиться.
- Не переживай, я осторожно, - с воодушевлением сказал Сашка, услышав, что Люда сменила гнев на милость и уже разговаривает с ним так же, как и раньше. - Рассказывай, как твои успехи.
- Всё хорошо, как и всегда. Снова будет повышенная стипендия.
- Молодец ты у меня. Знаешь, я ведь тоже решил поступать на заочное, - неожиданно выдал Саша.
Люда не поверила своим ушам и переспросила:
- Ты серьёзно сейчас говоришь или шутишь?
- Вполне серьёзно. Разве я не могу учиться?
- Можешь, конечно. Просто у тебя никогда стремления не было.
- Зато сейчас появилось. Подумал, раз ты образованная будешь, значит, и мне надо соответствовать. Выучусь на заочном отделении.
- Я помогу тебе подготовиться к экзаменам. На заочное конкурс не такой большой, как на очное. Думаю, что у тебя всё получится.
- Тогда сегодня и начнём, ты не против. Приходи в клуб и всё обсудим.
Люда кивнула. Ещё в автобусе, когда она ехала в деревню, говорила сама себе, что на танцы не пойдёт, чтобы не видеться с Сашей. Сейчас же тихо ответила:
- Я приду.
- Вот и хорошо. Тогда и поговорим.
Люда не могла дождаться, когда пойдёт на танцы. В мыслях она уже представляла Сашу инженером. Как бы ей хотелось, чтобы всё то, что он говорит, оказалось правдой. Если бы он поступил в академию, получил диплом, отец бы посмотрел на него другими глазами. И Оля бы не смотрела на них искоса. Да и другие жители деревни начали бы относиться к нему с уважением. Люда раньше заговаривала с ним о поступлении, но он только смеялся, не воспринимая её слова серьёзно, а сейчас сам заговорил об учёбе!
Люда только вышла из дома и сделала несколько шагов, как Саша догнал её.
- Я уже замёрзнуть успел, - признался он. Ходил вокруг дома, всё ждал, когда ты выйдешь.
- Вроде мы в клубе собирались встретиться.
- Да ну его, этот клуб. Там музыка так громко звучит, что не разобрать, кто и что говорит. Давай погуляем просто по улице.
- Долго не походим, холодно, замёрзнем.
- Тогда пошли в кандейку. Посидим и спокойно поговорим.
- Люда согласно кивнула, и они вместе направились в клуб, где веселилась молодёжь. Пришли на танцы Оля и Веня. Рядом с ними танцевала Таня. Была она в своём репертуаре. Не так давно она пыталась "покорить" Олега, а сейчас, когда он уехал, вертелась перед молодым врачом Игорем, который не так давно приехал работать в местную больницу.
Оля, увидев подругу, помахала ей рукой, а потом отозвала в сторону.
- Мне сказать тебе что-то надо.
- Что-то важное? - спросила Люда, когда они вышли на крыльцо.
- Похоже, что брату ты моему в сердце запала. Он всё на твою фотокарточку смотрел, которую ты мне подарила, помнишь?
- Как же не помнить, если мы все вместе ездили в город фотографироваться, а потом пожелания на обратной стороне писали.
- Так вот. Мама говорила, что он всё подходил к этой фотографии, брал её в руки, вертел. Как уехал, мама обнаружила, когда в серванте пыль вытирала, что нет твоего снимка, словно исчез, понимаешь?
- Не совсем.
- Неверное, забрал фотографию Олег. Значит, ты ему не просто понравилась, влюбился он в тебя. Иначе он бы так не сделал.
- Ну, не знаю, - ответила Люда и пожала плечами, давая понять, что нет ей никакого дела до Олега и его чувств.
- Зря ты так, подруга, с сожалением ответила Оля. - Твой охламон вряд ли изменится.
Люда поспешила поделиться радостью:
- Нет, ты не права. Саша поступать собирается га заочное отделение. Станет инженером и тогда...
Оля не дала ей договорить:
- Интересно, кто вместо него учиться будет? Кто станет контрольные писать и экзамены сдавать, ты? Сам он вряд ли сможет грызть гранит науки, не такой он.
- Ошибаешься. Он сам захотел поступать, первый об этом заговорил.
- Конечно, ему же нужно вымолить твоё прощение. Он тебе ещё и не это обещать будет, - с сарказмом сказала Оля. Люде стало обидно и неприятно, она пошла в клуб, где её ждал Саша.
- Ну, подружки, нашептались? Теперь пойдём и мы поговорим.
Когда они оказались в кандейке, там никого не было. Обычно хоть кто-то сидел за небольшим столом, а сейчас было пусто. Люде стало не по себе. Она приоткрыла двери, чтобы никто не подумал, что они с Сашей захотели уединиться.
- Я дверь открою, пусть видят, что нам нечего скрывать.
- Правильно, а так завтра о нас с тобой молва пойдёт, а я больше никаких разговоров не хочу. Решил, что изменюсь, чтобы соответствовать дочери председателя! - вполне серьёзно заявил Саша. - Буду всё лето готовиться, а потом экзамены сдам.
- Осенью поступление на заочное. Так что времени у тебя предостаточно.
- Люда, - замялся Саша, - ты , правда, мне поможешь?
- Конечно.
- Не злись на меня. Знаю, что снова обидел ит тебя, и твоего отца. Сам не знаю, что на меня иногда находит. Обещаю, что изменюсь. Выучусь, чтобы никто не говорил, что дочка председателя неуча себе выбрала. Только давай, когда я сдам экзамены и стану студентом заочного отделения, мы заявление отнесём в сельсовет.
- Даже и не знаю, - пожала плечами Люда. - Мне ведь ещё учиться много. Вряд ли мой отец обрадуется.
- А чего нам тянуть? Твоя подруга хоть ещё учится, но замуж за Веню вышла. Пойми, что я не мальчик маленький, а взрослый мужик. Ждать тебя уже сил моих нет.
Люда покраснела и опустила глаза. Она хорошо понимала, к чему клонит Саша.
- Давай сначала подготовься и поступи, а там видно будет.
- Я обещаю, что буду за книжками сидеть день и ночь, но и ты обещай в ответ, что согласишься, если я сдам экзамены. Тогда у меня цель появится.
- Боюсь что-то говорить.
- Ну, Людочка, ну, милая, зачем нам столько ждать? Поженимся, будем жить вместе, квартира ведь твоя свободная. Ребёночка родим. Если мальчика, то Игнатом назовём, чтобы вырос таким же, как и твой отец. Если девочка будет, то Анечкой назовём ... в честь твоей мамы.
Последние слова прозвучали так трогательно, что Люда почувствовала, как у неё ком подступил к горлу.
***
Она часто вспоминала его слова и думала, что не может быть плохим её Саша, раз он помнит, как звали её маму...И даже их будущего ребёнка хочет назвать её именем.
Сашка действительно взялся за учёбу, хоть ему было очень сложно вспоминать школьный материал. Если бы он хоть что-то знал, то пришлось бы просто вспомнить программу, а здесь всё было сложнее. Знаний не было и приходилось учить с самого начала.
Летом, когда начались летние каникулы, Люда помогала Саше заниматься. Самому ему было не одолеть все премудрости математики.
Игнат Иванович только наблюдал, как Люда вечером берёт книги и идёт на улицу.
- Снова заниматься будете?
- Да.
- Где на этот раз?
- На луг пойдём. Там сейчас так красиво!
- Ну, занимайтесь, занимайтесь. Только ты смотри, Людмила, лишнего ничего не позволяй.
Люду такие слова обижали.
- Неужели, папа, Вы мне не верите?
- Я просто предупреждаю.
Люда позволяла любимому только поцелуи и ничего более. Когда видела, что он начинает дрожать и весь пыхтит, спешила уйти. Сашка тогда оставался один, но ничего не говорил и не упрекал Люду. Он понимал, что его она станет только после замужества.
***
Осенью Сашка поступил на заочное отделение и сразу напомнил об их уговоре.
- Я своё обещание сдержал. Теперь, Люда, дело за тобой. Ты выйдешь за меня?
- Да, - кивнула она в ответ.