— Елена Андреевна, что-то вы сегодня рассеяны. Не слушаете меня, — слегка удивленно сказал руководитель отдела.
— Мама не ест, болеет, а тут еще и со свекровью беда, — скупая слеза скатилась из глаз.
— Недельку хватит? Больше дать не могу. Да и хотя бы раз в день проверяйте почту — вдруг что-то неотложное.
Смахнув набежавшую слезу, за мгновение собралась и выскочила из кабинета. О том, что у свекрови намечаются проблемы со здоровьем даже не догадывалась. У кого их нет, когда за 70 перевалит. Так и у нее. Человек с юмором, хохотушка.
Правда были первые звоночки.
— Ох, учудила я, Ленка, сегодня. Пол дня искала ключи от дома. Уже даже думала не ехать к вам — квартиру же не оставишь открытой. Как ты думаешь, где нашла? В морозильную камеру запихнула.
— Янина Михайловна, говорили же вам, сами приедем. Надо было вам через весь город с тремя пересадками к нам добираться?
— Ой, не говори. Хотелось мне сваху навестить (мама у меня после онкологии лежачая уже). Да, посмотреть, как ты за моим сыночком ухаживаешь. Вдруг обижаешь мою кровиночку, — подмигнув и улыбнувшись Янина Михайловна приобняла меня за плечи. — Ты не смотри, что ему 50. Для меня все равно маленький.
— Ты знаешь, Ленка, может ты меня по магазинам повозишь. Раздобрела я. Уже в приготовленный наряд не войду. Как я перед очи мужа предстану в том наряде? Я же в нем на гусеницу похожа.
— Рано вы собрались в тот путь. На кого же сынулю любимого оставите? А если серьезно, давайте на следующей неделе с вами шопингом займемся. Заеду после работы и заберу вас в пятницу.
— Договорились.
— Давайте я вас отвезу теперь домой. Машиной быстрее будет.
— Что ты, у меня времени много. Мне спешить некуда.
Свекровь у меня святая женщина. За 25 лет брака слова плохого в свой адрес не слышала. Она, как подруга у меня была в молодости, да и с возрастом любила в кафе меня позвать.
Неделя пролетела незаметно. Когда новый наряд был собран, заглянули мы с ней в кафе. Страсть как любила она десерты фруктовые, да мороженное. Сделали заказ и сидим, разговариваем. В это время зазвонил у меня телефон, чтобы не мешать посетителям — вышла в коридор. Вроде бы всего 3 минутки меня не было, слышу крики. И среди них голос свекрови.
Оказывается, за соседний столик принесли кофе и поставили перед заказчицей. А свекровь встала и забрала это кофе. Те попробовали с официантом доказать, что это не ее. Но тут свекровь как подменили: всегда милая и вежливая женщина, а тут похожа на разъяренную тигрицу. Еще минуту и в ход пойдут кулаки. Получит и посетительница, и официант.
Едва удалось всех успокоить. Стыдно. Готова сквозь землю провалиться. Хотелось бежать без оглядки. А тут и заказ наш принесли. Еда в рот не шла. Уже в машине свекровь сказала:
— Вот учудила. И что на меня нашло?
А на следующий день позвонили из полиции: в половине двенадцатого по дороге шла. А куда — не помнила. Да и как зовут не могла сказать. Хорошо, что пенсионное в кармане было.
На следующий день мои опасения подтвердил и врач:
— У вашей бабушки деменция. Готовьтесь — это только начало. Пока цветочки — ягодки впереди.
Выписал препараты и уколы. Домой ехали темнее тучи.
— Ну, почему повелась и не подумала о болезни, — корила я себя. — Привыкли все на возраст списывать, что память ухудшается, да внимание рассеивается. Да и Янина Михайловна вечно отшучивалась: девичья память.
Вечером собрали семейный совет. Благо этажом выше со свекровью в одном подъезде сестра мужа живет. Младшенькая.
— Не стану я смотреть и караулить маму. Мне, что на своей личной жизни теперь крест поставить? — чуть не с пеной у рта сказала Светлана. (Муж у Светы умер пару лет назад, А два сына со своими семьями живут в соседних городах).
У мужа от такого заявления даже бисеринки пота над верхней губой выступили.
— Есть интернаты и спецучреждения. У моей сотрудницы мать тоже деменцией болеет. Так она на тень похожа. Хотите, чтобы и я такой стала? — от злости она даже топнула ногой.
— Подожди, я понимаю, когда болезнь прогрессирует. У нее же самое начало только. Первые признаки. Да и лекарство выписали. Пропьет и проколем уколы, глядишь и улучшение будет на время, — не сдавалась я. — Да и никто не собирается все повесить на тебя. Будем по очереди смотреть. Забрать к себе тоже не можем: в одной комнате мама, а второй сами живем.
— Нет, я сказала и все тут. На меня не надейтесь.
— Пойдем, нечего с ней разговаривать, — сказал муж и замер. Оказывается все это время мать сидела в коридоре и слышала весь наш разговор. — Пойдем, мама. Не переживай, мы тебя не оставим.
Уже у себя в квартире, Янина Михайловна сказала:
— Никуда из своего дома я не пойду. Буду здесь век доживать. И точка.
— Знаешь, Лена, ты не обижайся. Езжай домой одна. А я останусь с мамой. Возьму для начала за свой счет на работе. А там у меня же еще отпуск есть. А там, глядишь что-нибудь придумаем. Ты лучше дай объявление, что требуется медсестра. Надо же уколы ей проколоть.
В тот же вечер я и нашла девочку-студентку, которая недалеко от свекрови жила и училась в медицинском колледже.
А утром снова звонок от мужа:
— Не знаю, как тебе и сказать. Мама тебя требует. Сказала, что кроме тебя никому себя доверить не может. Так и не далась укол поставить. Что делать и как ее уговорить — не знаю.
— Как же мне справиться с ними двоими. Работа еще же.
— Не знаю, Лена. Я уже думал квартиру рядом с нами снять. А мамину сдавать. Но мама стоит на своем. Плачет и не хочет уезжать. А еще малины просит. Так, где же ее взять в мае-то? Лена, что делать будем?
***
Вот с такими мыслями я пришла в тот день на работу Хорошо, что руководитель у нас хороший. У самого когда-то мама с инсультом лежала. Понятливый.
Малину я нашла. Правда замороженную На сайте «Натуральный продукт». Видели бы вы глаза свекрови.
— Ну, вот, съела, теперь и умирать не страшно, — сказала она, смахнув слезу. — Вы простите, дети, что столько проблем вам со мной. Хочу умереть дома. Здесь Коленька умер и я хочу отсюда к нему уйти. Видно недолго мне осталось.
— Ну, что вы, мама. Нельзя сдаваться. Мы еще повоюем. Еще посмотрим кто кого: прогоним и болезнь, и эту даму с косой.
Сказать сказала, а сама всю дорогу домой плакала: как жаль, когда наступает точка невозврата. И от тебя практически ничего не зависит. Хотя нет. Еще как зависит. Ведь пока помнит и узнает тебя, можно окружить заботой и вниманием.
— За то, что никогда не обидела, а была всегда на моей стороне.
— Что не строила козни, как у других.
— За то, что не поучала, а всегда только советовала.
— Просто в благодарность за все счастливые моменты рядом с ней и ее сыном
Берегите себя и своих близких и не забывайте подписываться на автора
.— Ты что не ждала гостей, Машенька? — спросила Варвара Степановна. — Даже стол не накрыла к приезду