Село Лебединое затерялось среди широких полей, вдали от автомобильных трасс. Название оно получило от озера. Недалеко от села находился чистейший водоем, который с одной стороны обрамляли осины, а с другой жёлтый песок растворялся в разнотравье. Вода в нем была не просто холодная, ледяная даже в летнюю жару. И только за камышами она прогревалась до нужной температуры. Вот в то место и прилетали лебеди. Так как купаться в нем не рисковали даже храбрецы, да и дорога к нему шла через глубокий овраг, то птицы чувствовали себя свободно.
Лебединое было не маленьким поселением. Около тысячи дворов насчитывалось в селе в девяностые годы. Как ни странно, но не вся молодежь стремилась уехать в город. Вот и Николай Парфенов предпочел жизнь в сельской местности. Здесь все родное. Зачем куда- то уезжать?
Николай любил свою малую родину. Здесь родился, отсюда его провожали в армию, сюда и вернулся. Женился на местной девчонке Оксане.
Семья как у всех. Детей вот пока не было. Обоим уже за тридцать. Жили отдельно от родителей. Своим домом. Оба с женой работящие. Хозяйство большое. Только успевай дома дела переделать, да на работу поспешить. А вечером все те же домашние заботы.
Как- то вечером заглянул к нему отец. Николай занимался баней. Надо воды налить, чтобы в субботу попариться. Увидев родителя, мужчина вышел, поздоровался и присел на лавочку. Отец рядом опустился. Посмотрели на вечерний закат. Сын вздохнул:
- Когда же дождь будет? Такая жара стоит.
- Да, дождя бы надо сейчас- согласился отец.
- Как сам?- поинтересовался Николай- Как мать?
- Потихоньку. Скрипим. Коль, ты бы сходил в дом деда, посмотрел. Может что надо тебе. Покупатели нашлись.
- Ну? Схожу. Завтра и дойду.
Дом деда стоял год без хозяина. На семейном совете решено было продать. На вид избушка старенькая, но крепкая. Чего пустовать будет? Нашелся покупатель.
На следующий день Николай после работы отправился в дом деда. Где лежит ключ он знал. Зашёл, сел за стол и воспоминания унесли его в детство. Вот бабушка блинами из русской печи угощает его. Молоко наливает из глиняного горшка. Наверное поэтому оно было особенно вкусным. А сейчас все в стеклянных банках. Дед у окна подшивает валенки.
Николай встряхнулся. Так долго можно просидеть. А дома дела ждут. Он решил зайти в сарай. Дед там хранил инструменты. Николай снял ключ с гвоздика возле двери и отправился в сарай. Это было царство старика. Бабушка сюда редко заходила. А если что трогала, то всегда спокойный дед сердился, начинал кричать и топать ногами.
Инструмент у него был самый простой. Пилы, топоры, рубанки. Николай решил все это забрать как память. Он нашел плотное крепкое полотно и стал на него все складывать. Что- то сейчас заберёт, остальное завтра на машине отвезёт. За верстаком он заметил старый деревянный чемодан годов так пятидесятых. Раньше с такими в путь- дорогу отправлялись. Мужчина решил заглянуть в него. Еле достал из- под верстака, подняв пыль. Открыл. Там лежали старые фотографии и шкатулка самодельная, сделанная полностью из дерева. Даже крепления были ввиде деревянных палочек. Крышка резная, покрытая лаком, который от времени потрескался. А внутри аккуратно оклеяна материей. Все сделано с такой любовью. Находилась там ещё тетрадка. Тоже очень старая. Исписана та тетрадь каллиграфическим почерком. Ни дед, ни бабушка так писать не умели. Николай решил этот чемодан тоже забрать. Человек, который раньше не интересовался своей родней, захотел получше посмотреть, что за фотографии. Дома он его бережно поставил в кладовку на верхнюю полку.@ Тихие радости
Вспомнил о чемодане уже осенью. Огородные дела были завершены, времени свободного стало больше. Николай потерял разводной ключ, все просмотрел. Нигде нет. Заглянул в кладовку и вспомнил про чемодан. Вечером он рассматривал фотографии. Это были родственники. Многие сняты на улицах родного села. Мужчина слышал не раз, что раньше оно было очень большим. Решил о фотографиях расспросить родителей. Стыдно как- то предков не знать. Потом очередь дошла до самодельной тетради. Нарезанные из чего- то самодельные листы сшиты нитками. Все прожелтело от старости. Николай боялся, что рассыпется в руках, настолько истлела бумага от времени. А вот чернила сохранились хорошо. Читалось легко.
Николай ради интереса полюбопытствовал о чем написано, что так долго хранили. Начал мужчина читать и не лег спать пока не закончил. Жена дважды к нему подходила, уговаривала отправиться в постель. Но Николай ее не слышал. Его захватил рассказ.
Описывались события, которые произошли до революции. Начинался рассказ с описания барского поместья. Усадьба стояла на возвышенности. А внизу протекала река. Вот от усадьбы к реке тянулся барский сад. Территорию большую занимал. Но все было ухожено. Яблони отдельно, вишни, сливы отдельно. А по краю смородина была посажена. Дорожки вели к беседкам. И было два пруда. В одном плавали лебеди, а во втором разводили стерлядь. Чтобы попасть на пруды, через речку был перекинут красивый мостик.
Поместье принадлежало барину Парамонову Семену Семеновичу. Жил он в нем с женой и двумя сыновьями Прохором и Петром. Кроме этого поместья владел ещё тремя селами. Когда приезжали гости охотиться, любил Семён Семёнович порассуждать, что когда сыновья подрастут и женяться, то он каждому по поселению подарит. А себе оставит Лебединое. Уж очень эта местность ему люба.
Дети учились в городе. В усадьбу приезжали только летом. Они не чурались деревенских мальчишек. Порой такие устраивали войны в саду, что пугали своим криком прислугу. Матушка не раз просила найти занятие более достойное для гимназистов, а отец только посмеивался. Для того и детство, чтобы шалить. Прохор и Петр, а также их закадычный дружок Васька, сын кузнеца, набегавшись во время сражений с другими сверстниками, отправлялись на речку купаться. Это было счастливое время.
После купания у мальчиков разыгрывался аппетит и они возвращались домой. Матушка со своей тётушкой, которая тоже жила в усадьбе, так как была одинока, варили варенье, аромат которого распространялся на всю округу. Мальчики, пообедав, намазывали себе и своему дружку хлеб пенками и исчезали до вечера. Сад большой, потаённых мест было много. Осенью они возвращались в город, чтобы продолжить учебу.
Так было и в тот год. В 1917. Мать с детьми была в городе, а отец вернулся в усадьбу. Времена неспокойные, надо присмотреть за хозяйством. К его приезду почти вся прислуга разбежалась. В доме оставалась только тетушка, да ее помощница, немая Фёкла, которая прожила с тётушкой долгие годы.
В усадьбу нагрянули поздно ночью. Руководил этими людьми кузнец. Кто это были: бандиты или нет, уже не имело значение. Долой все старое. Начался погром. Нашли вин.ый погреб. Это немного задержало незваных гостей. Тетушка, поняв, что надо спасаться, бросилась в комнату хозяйки. Открыла потайной сейф и забрала драгоценности. Прибежав к себе, завернула все в платок и отдала Фёкле. Подвела ее к окну и сказала:
-Беги. Встретимся у мостка завтра вечером. А платок спрячь.
В дверь уже начали ломиться. Тетушка почти вытолкнула женщину силой в окно и закрыла его. Больше им увидеться было не суждено. В живых в усадьбе никого не оставили. Да и сам дом пострадал от пожара. Долой все старое.
Продолжение :
Копировать текст без согласия автора нельзя
Все совпадения случайны
Ваши Тихие радости