Найти тему

Ирландия: дороги железного века

Ирландия по рельефу и характеру местности - далеко на степи Поволжья и Нижнего Дона: без дорог на колеснице доедешь до ближайшего болота или поля, которое ледник засеял валунами разных размеров. Доедешь — и сойдёшь и с колесницы, и с темы колёсного транспорта вообще. Поэтому дороги в Ирландии появились уже в бронзовом веке. Такую древность крайне сложно обнаружить, потому что поверх построены дороги железного века, а поверх кельтских — дороги средневековья и Нового времени. Я ограничусь дорогами железного века, и к счастью, об этом предмете известно достаточно, чтобы составить адекватное представление.

Прежде всего, Annala Rioghachta Éireann упоминают о пяти главных, магистральных дорогах, сложившихся в последние десятилетия первого — первые годы второго века Новой эры из региональных, построенных неизвестно когда. Они назывались слиге. Слиге — всегда дорога с твёрдым покрытием и такой ширины, что две встречные повозки должны свободно разъезжаться на ней в любом месте. Это значит, был возможен и обгон по встречной полосе. Если воспользоваться слиге, Ирландию удавалось пересечь с севера на юг за неделю, с запада на восток — максимум за четыре дня.

Всё, что осталось от слиге. Дорога заросла, но ещё угадывается на рельефе. Видна отбортовка из камня.
Всё, что осталось от слиге. Дорога заросла, но ещё угадывается на рельефе. Видна отбортовка из камня.

Помимо пяти главных, были дороги попроще, где свободно проходила повозка либо два всадника бок о бок, разъехаться было можно только в отдельных местах. Они назывались руут. Слово — заимствование из старофранцузского, где оно обозначало побег или бегство. Местный термин история не сохранила. То же касается и ломрайте — связок, соединявших между собой слиге в единую сеть.

-3

К дорогам местного значения относились скотопрогонные дороги — бохар, где коровы могли двигаться по две бок о бок. По бохарам можно было ездить в повозке. Борин — то же самое, но уже, где повозка не протиснется никоим образом, по сути — обустроенные тропы, и, наконец, тограйте — дороги к угодьям (лесным, местам рыбной ловли и т.д.). Даже если покрытие и было твёрдым, на нём образовывался дёрн, и в нём пробитые колеи. В современном гэльском борин — просто грунтовка, заросшая травой. Бохары и борины читаются в рельефе до сих пор: по обочине у них изгороди, изначально каменные, теперь утонувшие в дёрне. Исключительно для пешеходов и всадников были предназначены тропы — касан. Через болота ходили по жердяным гатям — кэс.

Слиге, руут и ломрайте кланы были обязаны поддерживать в проезжем состоянии и ремонтировать минимум три раза в год — перед большими народными собраниями и поездкой короля в полюдье зимой. В обязательные работы входила вырубка кустарника, восстановление покрытия и изгородей на обочине, отвод воды с дорожного полотна (за лужи штрафовали), засыпка ям. Занимались этим обычно не члены клана, а особая категория фудиров (чужаков) — рат-фудиры.

Если любые дороги проходили по неудобьям или пересекали водные преграды, ирландцы строили непростые сооружения. Через болота — деревянные мостовые (тохары) по гати из жердей, через ручьи и неглубокие речки — броды с твёрдым покрытием (ах или а в зависимости от диалекта), через большие реки — мосты, причём уже в средние века местным мастерам было по силам навести мост через реку Шаннон, вполне судоходную. Арочные мосты ирландцам были неизвестны.

Из исторических хроник понятно, что основная масса населения никуда не ездила дальше центра территории своего клана, какие там Тара и Усна! Неужели дороги строили в интресах одного человека — верховного короля, чтобы выкачивать дань с периферии в центр? Отнюдь. Отправляясь в полюдье, король развозил по окраинам то, что там не уродилось или просто не удавалось. Разумеется, не даром, чай, не Дедушка Мороз. Но какой бы ни был у короля интерес в этой раздаче слонов и пряников, людям было нужно, чтобы привезли, поэтому полюдья ждали. И для войн дороги были необходимы. Воевали ирландцы часто, это была народная забава, способ обогащения и решения наболевших споров. Когда через твою территорию идёт чужая армия, лучше бы она не задерживалась надолго и не растягивалась, по окрестностям не растекалась. Для этого и служили дороги с ограждениями. Для отступающих тоже важно было домой поскорее добраться. Все древние войны — вдоль дорог, сражения — на полях у переправ, где либо встретили, либо догнали.

В заключение хочу отметить, что ландшафт, как горная порода, создаётся давлением и временем. Даже при очень скудных технических возможностях, на протяжении тысячи с лишним лет можно построить дорожную сеть, которая отвечает минимальным потребностям и связывает все части острова.