Я почти всегда начинаю писать, не зная, строго говоря, получится ли статья. Чаще – получается, реже – я стираю её. Теперь – много за то, что не получится. По той причине, что писать буду о Налбандяне (так уж известная вам Кира Долинина распорядилась темой своей очередной статьи из книги, которую я читаю). Этот Налбалдян памятен мне по насмешкам за «соцреализм» (он всё вождей писал, и я это помню) совершенно лакировано. То есть как о художнике, тут нечего говорить (и сколько Долинина его ни обхает – она будет права, наверно). Сказать нечего, кроме: уметь рисовать похоже – не значит быть художником.
Ну да, умеет рисовать похоже. Констатирую, ибо помню их (слева направо): Калинин, Микоян, Каганович, Жданов, Ворошилов, Сталин, Молотов, Орджоникидзе.
Впрочем, уметь намекать – тоже в художника не превращает.
Впрочем, Налбандян рисковал, намекая.
Вы заметили, читатель, странность на картине? – Киров какой-то косой. – Сколько я ни рыл в интернете, я ничего про такой дефект у Кирова не нашёл. А вот, что его любовницу, Милду Драуле, называли косоглазой – нашёл. Если себе внушить,
можно согласиться со злыми языками.
Тогда Налбандян не подхалим (по крайней мере, сначала был), а рисковый человек. Ибо Сталин-то раскричался, что Кирова убили политические враги, а Налбандян, получается, усмехнулся и «сказал»: «Нет. Просто ревность мужа Милды».
Что это так, можно подтвердить если задаться вопросом: а над чем смеялись при выступлении Кирова? – Стенограмма есть. Вот эти слова:
«Киров: Но вы знаете, товарищи, что во всякой войне, а в том числе, оказывается, и в той войне, которая ведется за строительство социализма, случилось так, что отдельные товарищи по разным причинам начали сомневаться в целесообразности и успешности того великого похода, который мы развернули, и вместо того, чтобы сражаться в рядах основных бойцов, они то поодиночке, то целыми группами даже из руководящих рядов иногда либо ныряли в сторону, либо приотставали, либо скрывались в обозе, или еще где-нибудь, несмотря на то, что по физическим достаткам им было место в передовой линии огня. А армия идет, потому что это никоим образом колебать боеспособную армию не должно и не может. Армия идет вперед, одерживает одну победу за другой. Но там в обозе, среди этих отдельных колеблющихся групп, звеньев и группочек, все-таки продолжается своя работа. Получая приказы командования, эти люди не только не стараются проводить эти приказы, наоборот, они всячески стараются подорвать авторитет этих приказов, они всячески стараются расшатать ближайшие к ним шеренги. Дело доходит до того, как случается и на войне что противник, заметив наличие чрезмерного количества таких «обозных» элементов, начинает даже некоторые расчеты держать на эти слои армии. А борьба идет, армия одерживает одну победу за другой. И вот представьте себе картину, - после того как армия одержала решающие победы над врагом: основные позиции заняты, война еще не кончилась, далеко не кончилась, но наступило нечто вроде победной передышки, если можно так выразиться, и вот вся великая победоносная рать бойцов поет могучую победную песню. И в это время что остается делать всем тем, которые до сегодняшнего дня были в обозе? (Аплодисменты, смех.)
Они, товарищи, выходят, пытаются тоже вклиниться в это общее торжество, пробуют в ногу пойти, под одну музыку, поддержать этот наш подъем. Но как они ни стараются, не выходит и не получается. (Смех, аплодисменты.)
Вот возьмите Бухарина, например. По-моему, пел как будто бы по нотам, а голос не тот. (Смех, аплодисменты.) Я уже не говорю о товарище Рыкове, о товарище Томском.
Ройзенман. Да, да.
Киров. Тут даже и мелодия другая. (Смех, аплодисменты.) И в тон не попадают и в шаг не поспевают». (http://www.hrono.info/dokum/1934vkpb17/10_5.php).
Больше смеха стенограмма не зафиксировала.
Наступил 1935-й год. Налбандян начал и кончил свою картину. Киров убит ещё 1 декабря прошлого года. Сталин кричит: предатели! А Налбандян: нет, рогатый муж.
Ну а что поругивает Долинина?
«… грязноватая «академическая» палитра, остатки былой модернистской роскоши в виде чуть размытых контуров…» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=74).
Проверим?
«В академической живописи основным подходом являются естественные цветовые палитры с плавными переходами… Можно попробовать добавить немного грязи. Это не грязь в прямом смысле, а всего лишь смешение цветов для плавных переходов» (https://say-hi.me/risovanie/osnovy-risovaniya-pravila-cvetovoj-palitry-v-zhivopisi.html).
Проверять такое на электронных репродукциях – дело неблагодарное. Каждая – со своим искажением цветов.
Вот – с одной из самых тёмных репродукций.
Дилинина знает, что пишет. Ни одного чистого цвета. Даже на зубах не просто белила. Любое место – из смешанного, т.е. грязного.
А вот называть модернистской размытость контуров… Разве, что она не стиль модерн имеет в виду, а широкое понятие – модернизм. Как, мол, в частности, отказ от объёмной трактовки формы в пользу живописности.
Ну, и где накопать «чуть размытых контуров»? – В ушах Кирова, что ли, или в складках его улыбки?
Больше Долинина стороне собственно искусства внимания не уделила. Виноват Налбандян только за выбор тем. Что нет тут не только соцреализма, но и того, что я называю настоящим реализмом (угадку будущего социума) и даже простого (беспристрастного) реализма, а голая иллюстрация её не интересует. Не выпад же за фотографизм считать выпадом за иллюстративность?
««Речь Кирова» написана с фотографии. Отсюда странно перекошенное лицо главного героя, которого именно с таким оскалом поймал во время знаменитого пламенного выступления фотограф».
Вот та фотография.
Но она что: не понимает, что он мог взять любую другую фотографию из того же выступления?
Не обошлось у неё и без тенденциозного ляляля:
«Композиционно товарищи начальники делятся на пары, только вождь народа ни на кого не глядит, его взгляд направлен в будущее, а может, и в вечность».
4 июля 2024 г.