Монастырский устав построен на ряде ограничений. Но в часы отдыха, когда сознание погружается в сонное забытьё, никто не контролирует тайные желания души. Картина «Сон монашенки» написана Карлом Брюлловым в 1831-м году.
В окно кельи ещё глядит жёлтый диск луны, но колокол на башне уже сзывает сестёр на заутреннюю молитву. Юная послушница крепко спит и не слышит призыва. Девица пребывает в сладостном мире грёз, где запретные желания ненадолго обретают подобие реальности. К ней пришло дивное видение: одетая в нарядное мирское платье и по моде причёсанная, она припала к плечу кавалера. В знак любви и нежной преданности кудрявый юноша прижимает к сердцу ладонь возлюбленной.
Сентиментальный романтический мираж вступает в конфликт с окружающей обстановкой. На время забыты религиозные клятвы и Распятие, помещённое в изголовье ложа. Сестринское одеяние и длинные чётки сброшены на стул, точно оковы. Поза спящей итальянки со сложенными на груди руками, её полуулыбка, распахнувшийся ворот сорочки и сбитое одеяло недвусмысленно намекают на фривольный характер сновидения.
По некоторым деталям можно предположить, что сценка происходит в обители ордена Святого Сердца, бывшего особенно популярным в Европе первой половины XIX века. На двери видно изображение символа сообщества. Подтверждением версии служит красный фартук старой монахини – предмет одежды, характерный для представительниц этого направления Католицизма.
Сегодня акварель хранится в коллекции Государственного Русског
о музея.