Найти в Дзене
Зарплата.ру

Токсики любят сплетничать и увольнять: как рекрутеру распознать неприятного руководителя

Оглавление

Рассказываем, почему ответы «я никогда не ошибаюсь» и «уже все знаю в отрасли» должны насторожить эйчара, который ищет адекватного управленца. Больше «красных флагов» — в нашем материале.

Проверьте, как кандидат защищает границы

Роман Горшков, предприниматель, коуч

Если кандидат кажется вам подозрительным, и вы хотите его проверить, добавьте в диалог элементы стресс-интервью: нападайте, чтобы собеседник почувствовал дискомфорт, можете продемонстрировать сомнение в его компетенциях в стиле «Вы точно разбираетесь в финучете. Расскажите, с какими банками работали на предыдущем месте и почему».

Ваша задача — выбить кандидата из привычной колеи и узнать, как он решает конфликты, как защищает границы и отстаивает свое мнение. Так увидите бессознательные тактики соискателя и поймете, нужен ли вам такой работник.

Узнайте, как кандидат относится к своим ошибкам

Виктория Иванова, руководитель агентства по подбору персонала «Veroliki»

  1. Обратите внимание на стиль общения кандидата: умеет ли он слушать, не перебивает ли, насколько вежлив. Спросите, как человек обычно решает конфликты и справляется со стрессом. Не игнорируйте свою интуицию, если появились сомнения или дискомфорт, возможно, перед вами токсик.
  2. Спросите про отношение к собственным ошибкам — как кандидат на них реагирует. Токсичные лидеры обычно обвиняют других и не принимают ответственность за свои поступки.
  3. Предложите задачу, где нужно принять важное решение, например, разрулить конфликт. Так оцените навыки руководителя, эмоциональный интеллект и способность работать в интересах команды.
  4. Используйте проективный метод интервью, задайте вопрос в формате: «Как вы считаете, почему люди поступают так-то?» Больше узнаете о мировоззрении собеседника и спрогнозируете его поступки.
  5. Оцените, насколько совпадают ценности кандидата и компании. Например, если для вас важна командная работа, спросите, предпочитает ли человек выполнять задачи в одиночку или чувствует себя лучше в группе людей.

Уточните, обижен ли кандидат на бывшего работодателя или коллег

Ольга Шалдыбина, руководитель корпоративного университета MBA МГУ Высшая Школа Бизнеса

Узнайте, какие сложные ситуации были в практике руководителя, как они завершились. Обсудите по этапам: какие задачи стояли перед кандидатом, что он делал, чтобы их решить, каким был результат. Задавайте уточняющие вопросы, внимательно слушайте соискателя и отмечайте привычные паттерны поведения: принимает ответственность на себя, фокусируется на решении или ищет виноватых и отпускает на самотек.

Попросите назвать пять вещей или обстоятельств, которые соискатель изменил бы на последнем месте работы. Ищите тех, кто описывает процессы без жалоб и предлагает конструктивные решения.

Задайте вопрос: какая обида осталась у вас на работодателя или может быть на коллег? Скорее всего собеседник ответит правдиво, потому что не ждал такого вопроса. А вы увидите, как мыслит соискатель и на каких моментах он фокусируется.

Спросите: каких навыков вам еще не достает? Кандидат может ответить, что уже все знает в отрасли и, например, хочет проявлять меньше перфекционизма. Помните, что высокомерие — одна из черт токсичных людей.

Также советую найти бывших коллег соискателя. Как правило общие знакомые найдутся через пару «рукопожатий». Задайте вопросы о совместной работе и послушайте ответы «между строк».

Спросите, как увольняет людей

Коуч Мария Мишанина поделилась «красными флагами», которые говорят ей о токсичности собеседника.

  • На вопрос о самой большой ошибке, кандидат уверенно говорит: «Я никогда не ошибаюсь, а вот члены команды сплошь неодаренные люди».
  • Все заслуги присваивает себе, и ни о ком из команды не отзывается хорошо.
  • ⁠С огромным удовольствием рассказывает о том, как увольнял людей. Если после фразы: «Представьте, вам надо срочно уволить человека», кандидат радостно потирает руки — уровень его токсичности зашкаливает.
  • Легко делится сплетнями о своей компании, не задумывается, может ли это навредить бизнесу.

Материал по теме: Как не перегореть, если вы — единственный эйчар в компании

Что бы вы добавили к этому списку советов?