"Призрачная нить"2017г., Пол Томас Андерсон.
Фильм «Призрачная нить» начинается с кадров, где главный герой, Рейнольдс Вудкок, престает перед нами во всей своей нарциссической красе. У него все идеально и великолепно! В его жизни нет места хоть какой-нибудь нелепости, неряшливости, хаотичности, но нет места и чувствам. Это ведь рискованно! Чувства сложно причесать, пригладить, контролировать. Вся энергия героя устремлена в мир творчества, где все красиво, изящно, эстетично. Там не опасно, там царит рафинированный порядок и гармония. Зачем тратить энергию на выяснение отношений с очередной девушкой, когда вся сила принадлежит служению великому, созданию прекрасных нарядов для идеальной женщины. Здесь мы чувствуем запах агрессивности, скрытой, спрятанной надежно за величественной холодностью и надменностью. Не царское это дело: выяснять отношения, на это есть сестра. Очередная девушка проявила свою не идеальность - нужно расстаться. Как? Пусть сестра организует. Взрослый человек и вдруг через сестру решает свои личные проблемы с девушкой. А взрослый ли он?
И вот наш герой встречает другую девушку – Альму. Не модель, а официантку в кафе. С первого взгляда он очаровывается ею. И мы, зрители, думаем, что нас ждет романтическая история, полная любви и изменений… Но не все так тривиально…
Первое свидание Рейнольдса с Альмой... И я, как зритель, ощущаю, что это свидание на троих. Все разговоры о матери главного героя. Мать не просто присутствует, она главная здесь. Ради нее все это делается. Свидания, творчество, любовь – все ради нее. Ради нее живет главный герой фильма, ей адресованы все его чувства! Она – прекрасная дама его сердца. И только у нее есть право дать ему почувствовать, что он живет… А эта девушка как средство встретиться с матерью, а, значит, и со своими чувствами. Пригласив ее к себе домой он начинает примерять платье матери, снимать с нее мерки, думать о новом платье… Это его язык любви.
Рейнольдс когда-то шил своей матери свадебное платье, он так выражал ей свою любовь, раскрывал свои чувства. Что-то тогда не случилось, не состоялось и не закончилось. Платье, сшитое им, истлело, мать умерла. А он так и остался этим мальчиком, желающим любви и признания своей матери. Теперь он вечный пленник своей матери. Для нее Рейнольдс творит, для нее работает! Он знаменит и успешен, а ответной любви не чувствует. Идеализированный образ матери манит и вдохновляет, растворяя и уничтожая попытки реальных женщин привлечь надолго его внимание.
И вот появляется девушка Альма, которая чем-то похожа на его мать и возникает надежда (бессознательно) на то, что все возможно, все случится. А девушка хочет, чтобы видели ее, любили ее. Она старается, чтобы он заметил ее, именно ее. А только ему нужен ослепительный образ его матери. Он не собирается взрослеть и становиться мужчиной, он хочет быть любимым маленьким мальчиком, которым ему не удалось быть в детстве. Он капризный, он требовательный, он упрямый как ребенок, но талантливый. Его талант и усердие позволяет обустроить свою жизнь так, чтобы позволять себе и упрямство и капризы. Он творец! Ему не нужна женщина, ему нужна муза, которая будет напоминать его мать, и вдохновлять на подвиги во имя достижения ее любви. Женщины в близком приближении превращаются в подделку. Идеал недостижим. Все старания и желания главной героини построить отношения и вызвать чувства к ней, как женщине, разбиваются о его стремление к привычной жизни. И нет места в мире Рейнольдса живой женщине.
Альма может только претендовать на роль матери. Она это понимает, когда творец заболевает. Рейнольдс становится слабым, беззащитным и нуждается в ласковой матери. В другое время ему нужнее сестра. Его сестра и есть копия его настоящей, лишенной идеализации, матери. Та мать, которая присутствовала в его жизни, но не любила. Она учтивая жесткая, упорядоченная и бесчувственная, предсказуемая и властная, а главное, холодная. А он всегда хотел любящую и нежную. Но это желание давно вытеснено и забыто. Но когда Рейнольдс слаб и не способен удерживать свою идеальность, его желание вырывается в реальность и требует воплощения. Это чувствует и понимает главная героиня. Ядовитые грибы становятся тем волшебным снадобьем, приворотным зельем, с помощью которого она занимает место его фантазийной матери. Альма соглашается на роль отравительницы, так как в душе тоже является ребенком. Использование грибов – это также проявление капризного ребенка: «Я хочу, чтобы этот человек принадлежал мне. Я готова даже на отравление, одурманивание его, но добьюсь его внимания и любви!» Это детские игры, которые удовлетворяют обоих.
Сестра и главная героиня - это расщепленный образ его матери. Когда он слаб, ему нужнаАльма, и он не нуждается в сестре. Когда он силен, он хочет избавиться от нее, так как она нарушает его мир, где есть место только его творчеству.
На протяжении всего фильма герои не меняются, взросления не происходит, кризисы они удачно обходят, истинные чувства остаются замороженными, а агрессия остается скрытой под маской учтивости и галантности или сладкой заботы.
Творец нашел в жизни равновесие, пусть он творит! Главное, чтобы грибные дозы не увеличивались до критической отметки…