Это чудесная история, где призрачная нить любви причудливым образом пытается заштопать детскую травму, но на самом деле только искусно ее сшивает с реальностью, намертво скрепляя прошлое и настоящее...
"Призрачная нить" 2017г., Пол Томас Андерсон.
Призрачное стремление к идеальности
Фильм «Призрачная нить» начинается с кадров, где главный герой, Рейнольдс Вудкок, предстает перед нами во всей своей нарциссической красе. У него все идеально и великолепно! В его жизни нет места хоть какой-нибудь нелепости, неряшливости, хаотичности, но нет места и чувствам. Это ведь рискованно! Чувства сложно причесать, пригладить, контролировать.
Вся энергия героя устремлена в мир творчества, где все красиво, изящно, эстетично. Там неопасно, там царит рафинированный порядок и гармония. Зачем тратить силы на выяснение отношений с очередной девушкой, ведь вся энергия Рейнольдса принадлежит служению великому, созданию прекрасных нарядов для идеальной женщины.
Женщина как призрак матери
И вот Рейнольдс встречает девушку Альму. Она не модель, а простая официантка в кафе. Но что-то очень сильное притягивает Рейнольдса в ее образе. С первого взгляда он очаровывается ею. И мы, зрители, думаем, что нас ждет романтическая история, полная любви и изменений… Но не все так тривиально…
Первое свидание Рейнольдса с Альмой... Что-то странное ощущается в нем, несмотря на красоту обстановки и галантность кавалера. Это свидание на троих! Все разговоры о матери главного героя. Мать не просто присутствует, она здесь главная. Ради нее все это делается! Свидание, творчество, любовь – все к ногам любимой матери. Во имя матери живет и творит главный герой фильма, ей адресованы все его чувства! Она прекрасная дама его сердца. И только у матери есть право дать ему почувствовать, что он живой… А эта девушка Альма становится средством встретиться с матерью, а, значит, и со своими чувствами. Пригласив Альму к себе домой, Вудкок начинает примерять на нее платье матери, снимать с нее мерки, думать о новом платье… Это его язык любви. Через творчество он реализует свою любовь к матери.
В детстве Рейнольдс сшил своей матери свадебное платье. Так он хотел приблизиться к матери, выразить ей свои чувства, признаться в любви и восхищении. Что-то тогда не случилось, не состоялось и не закончилось. Платье, сшитое им, истлело, мать умерла. А он так и остался этим мальчиком, страстно желающим любви и признания своей матери. Теперь он вечный пленник своей матери. Для матери Рейнольдс творит, для матери неустанно трудится! Ради матери он стал знаменитым и успешным, а ответной любви не чувствует. Идеализированный образ матери манит и вдохновляет, растворяя и уничтожая попытки реальных женщин привлечь надолго его внимание.
И вот появляется девушка Альма, которая чем-то похожа на его мать, и рождается бессознательная надежда на то, что любовь возможна.
Главный герой, снимая с Альмы мерки, называет ее фигуру совершенной, хотя она не обладает выдающимися данными, да и сама относится к своей внешности без восторга. Но для Рейнольдса она эталон, так как в этой женщине он видит свою мать. У него есть бессознательная фантазия снова встретиться с матерью, снова сшить ей платье.
Рейнольдс говорит, что придаст Альме форму. Это звучит так, будто кутюрье, наконец, обеспечит ее достойным гардеробом. Но в то же время эти слова можно интерпретировать и как бессознательное признание Вудкока в том, что ему не нужна Альма как таковая. Ему нужна мать, которую он постарается «вылепить» из девушки, придав ей ту форму, которую хочет видеть именно он.
Женщина - муза и мать
А девушка хочет, чтобы видели ее, любили ее. Альма старается, чтобы он заметил в ней женщину, полюбил именно ее. Но Рейнольдсу нужен ослепительный образ его матери. Он не собирается взрослеть и становиться мужчиной, он хочет быть любимым маленьким мальчиком, коким ему не удалось побыть в детстве. Он капризный, он требовательный, он упрямый как ребенок, но очень талантливый. Его талант и усердие позволяет обустроить свою жизнь так, чтобы позволять себе упрямство и капризы. Он творец! Ему не нужна женщина, ему нужна муза, которая будет напоминать его мать, и вдохновлять на подвиги во имя достижения материнской любви. Все женщины в близком приближении превращаются в подделку. Идеал недостижим. Старания и желания главной героини построить отношения и вызвать чувства к ней, как к женщине, разбиваются о его стремление к его идеалу, к образу его прекрасной матери. И нет места в мире Рейнольдса живой женщине.
Весь фильм довольно асексуальный — без постельных сцен и всего с двумя довольно целомудренными поцелуями. Все потому, что мать для Вудкока хоть и является объектом интимной страсти, но не связана с желанием физического обладания. Рейнольдс, как ребенок, хочет, чтобы мама просто была рядом, когда он в ней нуждается.
Альма в отношениях с Рейнольдсом может претендовать только на роль матери. Женщина это поняла, когда творец заболевает. В болезненном и беспомощном состоянии Рейнольдс из требовательного и раздражительного взрослого мужчины превращается вдруг в нежного, открытого и слабого ребенка. Рейнольдс становится беззащитным и нуждается в ласковой матери.
Две женщины как единый образ матери
В бодром состоянии главному герою нужнее сестра. Его сестра и есть копия его настоящей, лишенной идеализации, матери. Это та мать, которая присутствовала в его жизни, но не любила. Она учтивая, жесткая, упорядоченная и бесчувственная, предсказуемая и властная, а главное, холодная. А он всегда хотел любящую и нежную. Но это детское желание давно вытеснено и забыто. Но когда Рейнольдс слаб и не способен удерживать свою идеальность, его желание вырывается в реальность и требует воплощения. Это чувствует и понимает Альма.
Альме, как женщине-матери, необходимо найти средство управления мужчиной. Нужно найти искусственный способ создания у мужчины разбитого и немощного состояния. На выручку Альме приходят ядовитые грибы. Она добавляет их в чай Рейнольдса и добивается нужного эффекта. И вот творец вновь превращается в беспомощное и уязвимое создание, а девушка в нужный момент оказывается рядом.
Ядовитые грибы становятся тем волшебным снадобьем, приворотным зельем, с помощью которого Альма занимает место его фантазийной матери. Если женщина-мать дает то, что не удалось получить мужчине в детстве, у нее есть возможность победить мать! В болезненном бреду Вудкок видит свою умершую мать в свадебном платье. Он пытается с ней заговорить, жалуется, что не слышит ее голоса. Мать действительно молчит, отстраненно глядя перед собой, словно не понимая, что она здесь делает. Далее в комнату входит Альма. Не видя мать Рейнольдса, она оказывается рядом с ней, а вскоре… мать просто исчезает. Альма слышит заветное «Я люблю тебя».
Сестра Сирил и Альма — это расщепленный внутренний образ матери главного героя. Когда он слаб, ему нужна Альма, и он не нуждается в сестре. Когда он силен, он хочет избавиться от этой доброй матери, так как она нарушает его мир, где есть место только его творчеству. Именно недостижимость идеального материнского образа питает творчество Рейнольдса.
Преданность детству и травме
Альма соглашается на роль отравительницы, так как в душе тоже является ребенком. Использование грибов – это реализация желания внутреннего капризного ребенка: «Я хочу, чтобы этот человек принадлежал мне. Я готова даже на отравление, одурманивание его, но добьюсь его внимания и любви!» Это детские игры, которые удовлетворяют обоих.
На протяжении всего фильма герои не меняются, взросления не происходит, кризисы они удачно обходят, истинные чувства остаются замороженными, а агрессия остается скрытой под маской учтивости и галантности или приторно-сладкой заботы.
Рейнольдс и Альма в одной из последних сцен отдают коляску с ребенком сестре Сирил. Это очень символично. В семьях, где жена по совместительству — мама, детям места нет. Таким родителям ребенок психологически не нужен. Как ему пробиться в их тесные взаимодополняющие отношения матери и отца.
Альма реализуется как мать в заботе о Рейнольдсе, а он, скорее всего, обречен навсегда остаться в душе ребенком. Потому что его зависимость от матери и его эмоциональный голод принципиально неутолимы, о чем свидетельствует самая последняя произносимая в фильме фраза: «Я очень хочу есть».
О чем фильм «Призрачная нить»? О невозможности пустить в свою жизнь реальную женщину с ее несовершенством... О великой верности матери, как идеальной и прекрасной даме в подвенечном платье... О неисчезающей детской мечте добиться материнской любви в пространстве творчества через идеальную красоту и гармонию...
Творец нашел в жизни равновесие, пусть он творит! Главное, чтобы грибные дозы не увеличивались до критической отметки…
Спасибо, что дочитали статью! Другие мои статьи о психологии в кино: