Найти тему

Путь к сердцу творца через желудок. Психологический разбор фильма «Призрачная нить»

"Призрачная нить"2017г., Пол Томас Андерсон.

Фильм «Призрачная нить» начинается с кадров, где главный герой, Рейнольдс Вудкок, престает перед нами во всей своей нарциссической красе. У него все идеально и великолепно! В его жизни нет места хоть какой-нибудь нелепости, неряшливости, хаотичности, но нет места и чувствам. Это ведь рискованно! Чувства сложно причесать, пригладить, контролировать. Вся энергия героя устремлена в мир творчества, где все красиво, изящно, эстетично. Там не опасно, там царит рафинированный порядок и гармония. Зачем тратить энергию на выяснение отношений с очередной девушкой, когда вся сила принадлежит служению великому, созданию прекрасных нарядов для идеальной женщины. Здесь мы чувствуем запах агрессивности, скрытой, спрятанной надежно за величественной холодностью и надменностью. Не царское это дело: выяснять отношения, на это есть сестра. Очередная девушка проявила свою не идеальность - нужно расстаться. Как? Пусть сестра организует. Взрослый человек и вдруг через сестру решает свои личные проблемы с девушкой. А взрослый ли он?

И вот наш герой встречает другую девушку – Альму. Не модель, а официантку в кафе. С первого взгляда он очаровывается ею. И мы, зрители, думаем, что нас ждет романтическая история, полная любви и изменений… Но не все так тривиально…

-2

Первое свидание Рейнольдса с Альмой... И я, как зритель, ощущаю, что это свидание на троих. Все разговоры о матери главного героя. Мать не просто присутствует, она главная здесь. Ради нее все это делается. Свидания, творчество, любовь – все ради нее. Ради нее живет главный герой фильма, ей адресованы все его чувства! Она – прекрасная дама его сердца. И только у нее есть право дать ему почувствовать, что он живет… А эта девушка как средство встретиться с матерью, а, значит, и со своими чувствами. Пригласив ее к себе домой он начинает примерять платье матери, снимать с нее мерки, думать о новом платье… Это его язык любви.

-3

Рейнольдс когда-то шил своей матери свадебное платье, он так выражал ей свою любовь, раскрывал свои чувства. Что-то тогда не случилось, не состоялось и не закончилось. Платье, сшитое им, истлело, мать умерла. А он так и остался этим мальчиком, желающим любви и признания своей матери. Теперь он вечный пленник своей матери. Для нее Рейнольдс творит, для нее работает! Он знаменит и успешен, а ответной любви не чувствует. Идеализированный образ матери манит и вдохновляет, растворяя и уничтожая попытки реальных женщин привлечь надолго его внимание.

-4

И вот появляется девушка Альма, которая чем-то похожа на его мать и возникает надежда (бессознательно) на то, что все возможно, все случится. А девушка хочет, чтобы видели ее, любили ее. Она старается, чтобы он заметил ее, именно ее. А только ему нужен ослепительный образ его матери. Он не собирается взрослеть и становиться мужчиной, он хочет быть любимым маленьким мальчиком, которым ему не удалось быть в детстве. Он капризный, он требовательный, он упрямый как ребенок, но талантливый. Его талант и усердие позволяет обустроить свою жизнь так, чтобы позволять себе и упрямство и капризы. Он творец! Ему не нужна женщина, ему нужна муза, которая будет напоминать его мать, и вдохновлять на подвиги во имя достижения ее любви. Женщины в близком приближении превращаются в подделку. Идеал недостижим. Все старания и желания главной героини построить отношения и вызвать чувства к ней, как женщине, разбиваются о его стремление к привычной жизни. И нет места в мире Рейнольдса живой женщине.

-5

Альма может только претендовать на роль матери. Она это понимает, когда творец заболевает. Рейнольдс становится слабым, беззащитным и нуждается в ласковой матери. В другое время ему нужнее сестра. Его сестра и есть копия его настоящей, лишенной идеализации, матери. Та мать, которая присутствовала в его жизни, но не любила. Она учтивая жесткая, упорядоченная и бесчувственная, предсказуемая и властная, а главное, холодная. А он всегда хотел любящую и нежную. Но это желание давно вытеснено и забыто. Но когда Рейнольдс слаб и не способен удерживать свою идеальность, его желание вырывается в реальность и требует воплощения. Это чувствует и понимает главная героиня. Ядовитые грибы становятся тем волшебным снадобьем, приворотным зельем, с помощью которого она занимает место его фантазийной матери. Альма соглашается на роль отравительницы, так как в душе тоже является ребенком. Использование грибов – это также проявление капризного ребенка: «Я хочу, чтобы этот человек принадлежал мне. Я готова даже на отравление, одурманивание его, но добьюсь его внимания и любви!» Это детские игры, которые удовлетворяют обоих.

Сестра и главная героиня - это расщепленный образ его матери. Когда он слаб, ему нужнаАльма, и он не нуждается в сестре. Когда он силен, он хочет избавиться от нее, так как она нарушает его мир, где есть место только его творчеству.

-6

На протяжении всего фильма герои не меняются, взросления не происходит, кризисы они удачно обходят, истинные чувства остаются замороженными, а агрессия остается скрытой под маской учтивости и галантности или сладкой заботы.

Творец нашел в жизни равновесие, пусть он творит! Главное, чтобы грибные дозы не увеличивались до критической отметки…