Найти тему
О важном — на книжном

Современный женский роман. Часть 2

Оглавление

Июль месяц тяжелый: половина отдела в отпусках, вся нагрузка на второй половине, на тех, кто своего отпуска еще ждет. Да еще эта невыносимая московская жара - "адище города" - лишающая возможности концентрироваться, думать, читать, писать.

Но рано отчитавшись по заданию ЛитКвеста на июль, всерьез задумалась над предложением Юли @Ветер в книгах еще один обзор по современной литературе сделать, уделив внимание отечественной прозе. А ведь и правда, чем наши хуже? Чтобы сравнивать, надо хотя бы познакомиться.

Скажу честно, я не знаю как и где отслеживать новинки, поэтому нашла список номинантов "Большой книги" 2024 года, выбрала женщин (это принципиально, чтобы сохранить общее название для обоих постов в рамках одного задания), отсеяла два романа, о которых и без меня много говорят, и два оставшихся - прослушала в аудио.

О своих впечатлениях расскажу в этой статье.

1. Илишкина Наталья. Улан Далай

Бывают тексты, словно только наживуленные: опуская детали, автор как будто приглашает читателя к со-творчеству, предлагает читателю заполнить пустоты своим собственным жизненным опытом. И это - не плохо. Это интересно. Но если читать только такие тексты, то можно устать от - единообразия. Ваш-то, читательский опыт не меняется, а только подстраивается под разные задачи, разные сюжеты.

А бывают тексты очень плотно сплетенные из нитей разной фактуры, цвета, толщины, прочности. При чтении таких текстов напрочь забываешь о своем собственном жизненном опыте. Некуда его вставить, негде применить. Остается только - созерцать, любоваться, восхищаться.

В таких текстах игре солнечного луча на степной травинке уделено столько же внимания, сколько какой-то ситуации в судьбе героя; запаху любимого блюда - столько же, сколько тембру голоса, выводящего любимый мотив. И если эти нити повествования не соревнуются друг с другом, не мешают друг другу, а образуют единое целое, такой текст создает ощущение 3-D, или 5-D, или "чертзнаетсколько"-D. Он воздействет на все органы чувств читателя и... накрывает читателя с головой.

Роман Натальи Илишкиной "Улан Далай" я бы отнесла ко второй группе текстов.

Я вообще ничего не знала о жизни и национальной судьбе калмыков. Но прослушав лишь пролог, я поняла, что эта история меня не отпустит до самого конца. А роман объемный. В аудио - больше 23 часов.

О чем книга?

Это семейная сага о трех поколениях семьи Чолункиных, донских калмыков (бузавов).

Первая часть повествует о старшем поколении: о Баатаре и его старшем брате (на слух сложно зафиксировать незнакомые имена, поэтому те имена, которые не фигурируют в названиях частей, называть не буду🙏), события развиваются на рубеже XIX - XX веков, а точне: с 1884 по 1916 гг.

Конец XIX века - время относительно спокойное. И несмотря на то, что братья Чолункины осиротели из-за эпидемии холеры, их жизнь складывается понятно и просто. В их жизни не возникают неразрешимые моральные дилеммы. Они живут в соответствии с традициями, по которым жили их предки: в положенный срок обучаются ремеслу, в положенный срок женятся на девицах, сосватанных за них их дядей, в положенный срок старший брат поступает на военную службу (а для донских калмыков ратные подвиги - главный смысл их существования).

Сцена сватовства описана так ярко, подробно и в то же время с такой любовью, что начинаешь верить в то, что традиции - это вовсе не баласт и ограничение личной свободы, это, напротив, внутренняя точка опоры, которая помогает совершенно ясно и точно понимать, что правильно, а что - нет.

В целом первая часть - это завараживающее, подробное и живописное, полотно жизни донских калмыков. Здесь читатель знакомится с порядками и укладом жизни этого народа, узнает как складывается иерархия в семье и в общине в целом, что они едят, что носят, во что верят. И т.к. написано это с большой бережностью и уважением, невозможно не проникнуться симпатией к этому народу.

Калмыки особые надежды возлагают на старшего сына, но во всех трех поколениях мы будем преимущественно следать за судьбой вторых сыновей. Что любопытно и, думаю, символично. Но какой смысл заложен в этой детали мне пока не удалось разгадать.

Во второй части повествование ведется от лица среднего из сыновей Баатра - Чагдара. Эта часть описывает период с 1918 по 1942 гг.

По воле судьбы три сына Баатра после революции оказались идеалогически по разные стороны баррикад. Страший сын, принимал участие в Первой мировой, дослужился до офицерского чина и остался верен той присяге, которую давал (он воевал за белых). Средний сын (Чагдар), защищая своего отца, был вынужден примкнуть к красным. По молодости своей и из-за обиды, нанесенной отцу, верил, что правда на стороне красных. Младший сын, по существующей у калмыков традиции, еше ребенком был отдан в монастырь, и всю свою жизнь оставался верен небесным правителям, не интересуясь земными делами.

Но, что особенно трогает, каждый из братьев сумел остаться верен и своим взглядам, и своей семье. В этой семье предателей не было.

И, наконец, третья часть начинается с депортации калмыков в Сибирь зимой 1943/1944 гг. И рассказ в ней ведется от лица второго сына Чагдара - Иосифа (в честь Сталина), но на новом месте он взял себе новое имя - Александр (в честь героя "Двух капитанов").

Помимо очевидных ужасов, связанных с насильственным переселением целого народа, роман показывает, что отрыв от родной земли неизбежно приводит к утрате традиций. А утрата традиций делает человека беззащитным.

Семье Чолункиных повезло. Баатр - не просто хранитель традиций семьи, он певец джангра (национального калмыцкого эпоса), он хранитель традиций всего народа. Его мудрость и терпение давали поддержку и втрому, и третьему поколению семьи Чолункиных.

Что меня особенно ободрило и обрадовало, что заканчивается роман на очень оптимистичной ноте, он заканчивается словами:

У нас заветы предков нарушать нельзя!

А значит никакие ужасы XX века не смогли сломить дух донских калмыков.

(«Улан Далай» переводится как «красный океан». Это словосочетание в мифологии калмыков является одним из синонимов - ада).

Рекомендации

Я с огромным удовольствием прослушала эту книгу. Всего в ней в достатке: и исторической правды, и счастья, и горя, и красоты... И написано все это прекрасным, богатым, колоритным языком. Это большой роман: не только по объему, но и по содержанию.

Рекомендую к прочтению!

2. Алексеева Надя. Полунощница

-2

Сразу скажу, что этот роман слушать в аудио - довольно тяжело.

Потому ли что в романе много героев (я между ними постоянно путалась)?

Потому ли что повествование посроено не линейно, не по хронологическому принципу (далеко не сразу становится понятно, что в романе две временные линии: 2016 и 1974)?

Но главное потому, что две основные временные линии, а также несколько вспомогательных (обращение к прошлому отдельных героев), перемешиваются внутри каждой главы. В тексте они, должно быть, хоть абзацем отделены друг от друга. В начитке же они сливаются в один общий поток: герой из 1974 уходит за угол, а из-за угла уже появляется герой из 2016.

Но и это еще не все. Несколько раз уже описанные события описываются еще раз, глазами другого персонажа.

Словом, прослушивание этого романа оказалось для меня задачкой со звездочкой🙈

О чем книга?

Главному герою, Павлу, после смерти его бабушки и после ДТП, в котором по его вине погибла женщина, (эти два события произошли в один день) - начинают снится странные сны. Чтобы разобраться в этих снах, а заодно прояснить некую семейную тайну, Павел отправляется на Валаам встретиться со старцем Власием. Ему подсказывают, что старец охотнее принимает волонтеров, служащих при монастыре, чем просто пришлых людей. Так Павел, человек очень далекий от религии да и вообще от веры, оказывается в группе людей, ищущих в этом месте ответы на свои сокровенные вопросы.

Мысли по поводу

Дослушав роман до конца и осознав, что ни один из героев не вызвал у меня сочувствия, задумалась - что не так?

Вроде темы затронуты интересные и трагические: об устроенном на Валааме интернате для инвалидов ВОВ ("самоваров" - людей без рук и/или ног); о поиске спасения в вере и служении; об искуплении грехов...

Но на мой взгляд эти темы не были раскрыты, потому что автор вставила героев в роман в виде набросков, эскизов - не убрав лишние линии. И от этого у меня, как читателя, не сложился в голове завершенный образ. И от этого показалось, что в поступках героев просто отсутствует логика.

Возьмем для примера главного героя, Павла. Зачем он едет на Валаам? Чтобы отыскать родственников? Чтобы снять с души груз непредумышленного убийства? Потому что бабушка во сне сказала? Потому что любовница бывшая посоветовала? Автор нам набросала кучу вариантов, но так и не объяснила - зачем все-таки? Это важно, потому что последовательность действий в разных ситуациях должна быть разной.

Если родственников найти, то он (айтишник, кстати) мог как-то подготовиться, загуглить, поискать информацию о событиях 40-летней давности. Но он, прочитав в письме 1974 года про 15-летнего парня, поехал в 2016 году искать 15-летнего парня 🤷🏻 Кажется, у айтишников таких серьезных проблем с математикой быть не должно?

Если он поехал грехи замаливать, то можно было бы с бОльшим уважением к монастырским порядкам отнестись. Посещать службы, молитвы, усердно трудиться, а не бухать и на свиданки бегать.

И такая же история с остальными героями: поступки Ёлки, Васьки, командира вообще никакой логике не поддаются.

Единственная история, которая меня заинтересовала и тронула, это история регента Иосифа: его страх лишиться голоса, готовность от всего отказаться ради сохранения голоса и обет молчания, как попытка преодоления своей зависимости. Это красиво.

Рекомендации

Вообще книгу стоит прочитать хотя бы потому, что темы выбраны незаезженные. Можно как бы авансом зачесть начинающему автору эту попытку написать серьезный роман. И, конечно, с интересом и любопытством ждать слежующих ее работ.

Картинка из открытого доступа
Картинка из открытого доступа

Подводя итоги, хочу сказать, что наши современные писательницы, ничуть не хуже - зарубежных писательниц.

Ч.т.д. 😊

Первый обзор можно прочитать здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, поддержите публикацию лайком, если она была вам интересна.