Найти в Дзене
Закулиса Премудрая

История театра: Античный театр (конспект)

Античный театр. Постановочные принципы, проблематика, образ героя.

В истории театра 2 крупных момента:

1) Золотой век – периклова эпоха – т.е. античность

2) эпоха Шекспира.

Т.е. ничего нового кроме античности и Шекспира театр не создал.

 

Античный театр – это театр древней Греции и театр древнего Рима.

Антический (аттика) – древнегреческий театр.

 

Театр начинается с культа бога Диониса, бога изменяющихся циклов жизни. Дионис ближе всего к народу, т.к. был полубогом, получеловеком.

Культ Диониса начался с Комосов (=> «комедия») – шуточных, не всегда приличных, фаллических песен.

Режиссерские функции разделяли: поэт – автор пьес и хородидаскол – руководитель хора.

Разыгрывались большие и малые дионисии – состязания поэтов по трем основным жанрам, типичным для театра др.Греции:

1)    Трагедия

2)    Комедия

3)    Сатирическая драма

4)    Трилогия – 4 сюжета: 3 трагедии + 1 сатир.драма

На таких состязаниях среди поэтов разыгрывались «тендеры» на постановку своей пьесы.

Поэт должен был представить свое толкование мифов. По статистике каждый 3й грек хоть раз участвовал в хоре.

1)    Трагедия – один из самых древних жанров. Возникла из запевал дифирамба. Само слово произошло от:

а) Трагос – др.греч. – «козел», одос – песня. Козлиные песни исполняли вакхи (прислужники Диониса), кот одевали на себя козлиные шкуры. – Эта концепция принадлежит романтикам 19 века.

б) Победитель драматургических состязаний в подарок получал быка. Но так как это было дорого, то выбрали в подарок козла, который потом закалывался на жертвенном камне. Любая трагедия начиналась с жертвоприношения, позже им заканчивалась.

В основе трагедии – толкование мифа или сказание о грозных днях истории. В трагедию входит два содержания: мифологические и эпическое.

Аристотель – первый теоретик театра, драму выбирает главным жанром. На основе драмы сравнивает лирику и эпос. Пишет поэтику, предлагает классическую матрицу трагедии.

Элементы трагедии:

1)    Фабула – это склад событий так, как они случились на самом деле. Фабула первостепенна в трагедии. Фабула – не сюжет. Сюжет – это последовательность нужная режиссеру, в которой раскрываются эти события. Фабула является двигателем действия. В драм-ом театре 2 значения действия: Физическое и Драматическое, т.е. мотив сделать что-либо, промежуток времнеи от момента, когда герой подумал сделать действие, до момента, когда он его уже сделал.. Без фабулы невозможна трагедия. (По Аристотелю фабула должна быть вынесена за пределы пьесы. => Зритель переживает ошибкам и причинам следственной связи (???)). «То главное, чем трагедия увлекает душу, - переломы и узнавания – входят как части именно в сказание - фабулу».  

2)    Характер – набор качеств, свойственных конкретному типу героя. То, что заставляет нас называть действующие лица каковыми-нибудь. Это способ реагирования на фабулу => он должен соответствовать, дотягивать до фабулы.

3)    Мысль – прочитывается героем через его речь. То, в чем говорящие указывают на что-то конкретное или выражают общее суждение. Если речь и мысль расходятся – возникает «новая драма». Был культ монолога, так как считалось, что словом можно выразить все.

4)    Речь – метрический склад. Речь имеющая ритм, гармонию и напев.

5)    Музыкальность – особая технология произношения текста.

Зрелищность – как средство выразительности. Дневной театр, пространство открытое - театр-сфера. Постепенно происходила инициализация театра – переход в закрытое пространство и на темное время суток => театр-коробка.

Трагедия по Аристителю – подражание (мимесис) действию последовательному. Желание проиграть ситуацию – это желание посмотреть на нее из вне, быть над ситуацией, осмыслить действительность.

Внутреннее членение трагедии:

1)    Перелом (перепетия) – перемена делаемого в свою противоположность, и при этом перемена вероятная или необходимая. Так, в «Эдипе» вестник, пришедший объявить, кто он был, и тем обрадовать его и избавить от страха перед матерью, на самом деле достигает лишь обратного; так и в «Линкее» одного ведут на смерть, а другой, Данай, идет за ним, что бы убить его, но по ходу событий выходит так, что последний погиб, а первый спасся.

2)    Узнавание – перемена от незнания к знанию, а тем самым или к дружбе или к вражде лиц, назначенных к счастью или к несчастью. Самое лучшее узнавание – такое, когда с ним вместе происходит и перелом, как в «Эдипе». А зритель узнает из происходящего на сцене аналогию из своей жизни.

3)    Страсть – действие, причиняющее гибель или боль, например сместь нна сцене, мучения, раны и т.п. Катарсис – возникает у зрителя из страха за героя. В ощущении, что на месте героя мог бы возникнуть он. На этой ответной эмоции возникает катарсис.

Всякая трагедия состоит из завязки (дезис) и развязки (лизис). Речь идет не о завязке и развязке в смысле композиции произведения – не о событиях, а о частях трагедии. Дезис – от завязки до перелома «от счастья к несчастию». Лизис – от этого перелома до развязки. То, что находится вне драмы, а часто также кое-что из того, что внутри, - это завязка; а все остальное – это развязка. Завязкой Аристотель называет то, что простирается от начала трагедии до той ее части, на рубеже которой начинается переход к счастью от несчастья или наоборот; развязкой же – все от начала этого перехода и до конца.

Театральное пространство

  • Выстроено по форме амфитеатра.
  • Театрон (от глаг. «сидеть») – места зрителей, места откуда видно.
  • Орхестра – место где происходило действие (от «место для танцев»)
  • Скена – место куда актеры заходили переодеться
  • Скенофронт – фон (задник)
  • Жертвенный камень находился между хором и проскениумом
  • Протогонист – главный актер
  • Девторогонист – второй актер

Театр др. Греции – это еще открытая структура – всем понятно, о чем идет речь.

Структура античной пьесы

1)    Пролог – оповещения зрителя о том, что будет происходить.

2)    Эписодий (????)

3)    Эксод – уход

4)    Стасимы – песни, хоровые партии

5)    Страфа и антистрафа – вторили друг другу (?????)

Агон в драме – спор (????)

Парабазы – место в спектакле, когда актер снимал маску и выходил к зрителю со своей темой.

Пьесы

 

1)    Эсхил «Прометей»

Эсхил был человеком верующим, пишет трилогию «Прометей прикованный». Прометей – это титан, который решил открыть человеку великую тайну. Как образ Христа, образ бунтующего человеческого разума, образ мессии, дарящего знания. Желая сделать людей счастливыми – знающими, он приносит им огонь, за что Зевс его карает на вечные муки (печень у греков – центр души, а глаза, как способ контакта с миром – источник жизни.)

«Прометей» - трагедия о том, какова цена божественный знаний и, что платит человек за то, что вторгся в то – чего не должен знать. Сознание дает ощущение то, что происходит, но невозможность его изменить.

2)    Софокл «Эдип Царь».

Фабула – герою суждено стать убийцей своего отца и жениться на своей матери.

Эдип – классическая пьеса: сбудутся или не сбудутся предсказания. Герой бежит от судьбы, но чем дальше, тем ближе он к ошибке. Но мы сочувствуем Эдипу, потому что он готов принять наказания за то, что уже было предрешено. Финал – лишение себя зрения, как бы вычеркнул себя из этого мира (становясь слепым – я вижу все)

3)    Софокл «Антигона»

Существует 2 концепции трактовки: догегелевская и постгегелевская.

По трактовке догегелевцев – права антигона, постгегелевцев – права антигона и царь.

Главная проблема: сталкиваются 2 типа закона – природы и государства. Возможно, или невозможно погребение брата? Антигона как сестра, как женщина (воплощение природы) обязана придать земле прах брата. Но з-н государства запрещает этого сделать => разные законы – либо ты человек, либо ты гражданин.

Трагедия в том, что одна смерть влечет за собой другие смерти.

Рок – враждебная человеческая сила в ранне-христианской традиции. Но в др.Греции – это восстановление баланса – так должно было быть. Конфликт героя и рока => Герой такой, каким ему следует быть.

4)    Еврипид.

Считался фигурой вне течения.

·      Впервые подвергает критике канонические сюжеты, Богов и т.д.

·      Использует технологию деос эт махине («бог из машины»)

·      Появляются женщины героини, в которой присутствует «подвиг любви», женщина становится эмоциональным субъектом. Образ женщины-матери.

·      Безумная страсть замешанная на эротизме. Впервые появляется эротизм в драматургии.

·      Подверг модификации понятие рока. Он становится «случайностью».

·      Невозможно мерить человека законами, а мерить нужно эмоциями. Человеческая эмоция – единица меры всех вещей.

·      У Евридипа герои такие – какие они должны быть. Нет плохих и хороших героев. Люди такие, потому что Боги такие. Если Боги такие, то и люди стремятся подражать им. Люди лишь разменная монета в руках богов (пример спора Афродиты и Артемиды за некоего живого юношу)

 Драматург сознательно отбирает только ту информацию, которая выгодна ему и его замыслу. Концепция преумножающихся вариаций: чем больше играешь – тем больше вариантов.  

«Медея»

Образ сильной женщины. Медея – это дочь царя на черном море, колдунья, воровка. Влюбляется в демагога, карьериста, помогает ему сделать карьеру, но понимает, что ее предали. Убивает в себе мать, что бы сохранить в себе женщину.

2)    Комедия – считалась низшим жанром, который должен был закрепиться в устном исполнении. Комедию подвергали гонениям (в последствии только Мольеру удалось ее приподнять).

Сущность комедии (по Аристотелю)

Комедия – есть подражание людям худшим (в отличии от трагедии, где подражают лучшему), хотя и не во всей их подлости: смешное есть лишь часть безобразного. Смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное: Так смешная маска есть безобразное и искаженное, но без боли. Сочинять комедийные сказания стали Эпихарм и Формий – это открытие произошло сперва в Сицилии, а среди афинян первый Кратет оставил ямбический дух и стал сочинять речи и сказания общего значения.

3)    Сатирическая драма – предполагает только мифические сюжеты. В ее основе лежит высмеивание человеческих пороков и она никогда не входила в устную традицию, она была только письменной.

Др.Римский театр

 

В древнем Риме никогда не было специальных театральных зданий. Это была цивилизация, где все было направленно на завоевания. Была арена для проведения спортивный, зрелищных состязаний. Идея солирования – демонстрации физической красоты. Ценность у римлян – мускульность, физ.красота, смелость, отвага в войне. И этих ценностей формировались зрелища

1) Праздничные

2) Спортивные

3) Военные

В др. Риме не было др.греческих пьес, а если они и ставились – то только на время и на временных помостах. Но театральное действие было включено в спортивные состязания. Возникает идея гладиаторских боев. Предметом зрелища является факт борьбы за жизнь: сохранит ли человек свою жизнь или нет. Идея гладиаторских боев – показать момент встречи человека со смертью. Гладиаторские школы возглавляли специальные люди – ланисты. Они покупали опытных гладиаторов, рабов и обучали их фехтованию и обращению с оружием.

Одним из видов зрелищ в др.Риме были Ниронии (подобие реалити-шоу). Ниронии проводились после завоеваний: на арене цирка Нирона водружался макет знатного дома, куда под музыку заносились предметы этого дома. Дом набивался до отвала. Далее по приказу императора дом поджигался, и по сигналу зритель мог вынести из горящего дома то, что они могут вынести. Душевные слабости обывательского порядка были предметом зрелищности. В этом отличие римской цивилизации от греческой.

«Сатурналии» - Игры посвященные богу Сатурну (проходили в цирке) и праздник сбора урожая, кот. длился около 2х недель. Рабы и господа менялись местами. В основе лежит идея карнавала. Большие

О происхождении римского театра.

364 год – мор в Риме. В поисках умилостивить гнев богов были учреждены сценические игры. Игрецы, приглашенные из Этрурии, безо всяких песен и без движений, воспроизводящих их содержание, плясали под звуки флейты и на этрусский лад выделывали довольно красивые коленца – это была пантомима. Вскоре молодые люди стали подражать им, перебрасываясь при этом шутками виде нескладных виршей и согласовывая свои телодвижения с пением. Так переняли этот обычай. Местным своим умельцам дали имя «гистрионы», от этрусского игрец - «истер» (до 19 века этим именем назывались бродячие артисты «священнодействующие»); теперь они уже не перебрасывались неуклюжими и грубыми виршами – теперь они стали «сатуры» с правильными размерами и пением, рассчитанным на флейту и соответствующие телодвижения. В последствии Ливий первым решился бросить сатуры и связать все представление единым действием.

Так, римляне устраивают «Большие римские игры», где под греческую флейту мимы с винной гущей на лице (красного цвета) разыгрывают сцены похвальбы гр. Богам.

По легенде Тит Ливий столько раз повторял пантомиму, что охрип и его начал озвучивать его ассистент – «флиакл». С тех пор и пошло у гистрионов «пение под руку», собственным же голосом вели только диалоги. Благодаря этому представление отошло от потех и непристойностей, а игра обратилась в ремесло => молодые люди, предоставив гистрионам играть подобные представление, стали опять перебрасываться шутками и стихами. Такие «эксодии» исполнялись главным образом вместе с ателланами – а эти заимствованные игры молодежь оставила за собой и не дала гистрионам их осквернить.

Ателланы (ателл – город в италии) – римская импровизационная комедия, в которой действуют 4 персонажа: Макк, Буффон, Папп и Доссен. В основе жанра лежит кончетте – сценарий, где прописана только главная суть, фабула, основное событие, герои и финал.

Актеры в масках (ограниченность маски с полной свободой речевого амплуа актера):

1)    Макк – прообраз петрушки - дурак, молод, полон сил, ограничен в соц.правах, всегда голоден. Хаар-р двигает действие.

2)    Папп – старик, у которого есть все права, тело его изношено, но он хочет все плоды молодости. Применяет смекалку.

3)    Буккон – обжора, тяготится земными слабостями. Смысл жизни – добывание еды. Он всегда сыт в отличии от Макка => Макк может обмануть Буккона, что бы поесть и Папа, что бы получить деньги.

4)    Доссен – злой, безобразный, горбатый урод.

5)    Малдукк – урод, только с зубами.

Нет женских ролей, потому что в основе лежит фарс – как исключительно социальное противоборство. Материал – социально-бытовая действительность. Фарс не претендует на мораль, в нем нет плохого и хорошего. Когда есть мораль – есть ответственность. В основе фарса – спор, задача уязвить противника.

В комедии всегда есть моральная составляющая – наказывается глупость и обывательство. Фарс – традиция народная, все ситуации фольклорные, здесь нет автора.

Разыгрывались на импровизированных сценах. Актеры не поднимали ног от пола, за что их прозвали плоскостопыми, т.е. это было небытовое передвижение по сцене. 

Театры
6771 интересуется