В одном из прошлых постов мы обсудили ограничения, которые накладывает на нас термин “личный бренд”.
Несмотря на его широкое применение, для дальнейших рассуждений он нам не подойдёт.
В части профессионального развития преподавателей вместо него мы будем использовать более широкий термин “общая ценность”.
Под общей ценностью мы будем подразумевать всё, что есть у человека и от чего другие люди могут косвенно получить какие-то блага: деньги, имущество, социальный статус, здоровье, образование, профессиональное мастерство, репутация, харизма, имидж, связи, медийность, круг друзей, семья, хобби и т.д.
По сути общая ценность суммирует всё, что определяет положение человека в обществе.
Её синонимами можно считать значимость, вес, авторитет, экспертность, статус.
Так как мы говорим о преподавании, нас в первую очередь интересует то, что вносит наибольший вклад в общую ценность человека как педагога: профессиональное мастерство, репутация, харизма, медийность и проч. Все остальные параметры тоже важны, но в данном контексте мы их будем рассматривать по остаточному принципу.
Человек никогда не живёт изолированно, он всегда является частью некоторых больших и малых сообществ. И в этих сообществах у каждого есть определённый вес и статус.
Поэтому общая ценность всегда относительна. Она зависит от того, относительно какой группы людей мы её рассматриваем. Для каждого человека всегда можно выбрать группу людей, в сравнении с которыми его ценность будет низкая или, наоборот, высокая.
Отметим, что высокая или низкая общая ценность не означает, что человек хуже или лучше кого-то. Каждый человек ценен сам по себе и имеет наивысшую ценность для себя самого. Каждый человек имеет высочайшую ценность для своих близких и родных. Каждый человек вне зависимости от своего положения в обществе и вне зависимости от располагаемых благ достоин уважения.
Общая ценность лишь отражает желание других как-то взаимодействовать с этим человеком. Именно поэтому можно сказать, что это “ценность-для-других”.
Человек-для-себя имеет высшую абсолютную ценность, безо всяких оговорок.
Человек-для других всегда идёт в сравнении с другими.
В этом и проявляется относительность ценности.
Каждый из нас осознанно или неосознанно стремится к обществу людей, которые выше или в крайнем случае равны нам по статусу. Мы хотели бы, чтобы в нашем поле были люди, от которых мы прямо или косвенно могли бы получить пользу. Пользу в широком смысле, конечно. Не только материальную, но и, к примеру, эмоциональную.
Общая ценность объективна, так как она существует вне и независимо от самого человека.
Её можно сравнить с одним из определений репутации: то, что о вас говорят, когда вас нет в комнате. Это некий ореол вокруг вас и вашего имени для тех людей, которые с вами никаких общих дел не имеют и даже может быть не знакомы с вами лично.
Это ваша значимость для человека до того, как вы начали с ним общаться.
Это то, что о вас знают вне того, что вы сами о себе рассказываете.
Это радостный возглас при первом знакомстве: “Ааа! Вы тот самый, который (и здесь какое-то развёрнутое пояснение)...”
Кстати, поэтому не работает рекомендация от разных наставников, что якобы нужно лишь научиться правильно “доносить свою ценность”.
Если вам нужно бегать за другими и как-то специально им объяснять свою ценность, значит общая ценность у вас явно недостаточная. При высокой ценности ничего никому не нужно доносить, люди сами о ней знают и поэтому идут к вам навстречу.
А вам нужно лишь искать способы как-то свою ценность повысить.
Говорят, что красота – это обещание счастья.
Аналогично и высокая общая ценность отражает не реальную выгоду для других людей в моменте, а лишь потенциальную. Это обещанная польза для тех, кто будет взаимодействовать с человеком. Это идея о том, что с ним иметь дело скорее всего лучше, чем с кем-либо другим. И поэтому желательно быть к нему чуть ближе, чем к другим.
Думаю, хотя бы в общих чертах стало понятнее, что мы будем подразумевать под общей ценностью преподавателя.
В следующих постах мы ещё будем постепенно уточнять этот термин, примеряя его к различным аспектам развития педагога.
А пока посмотрим на некоторые примеры.
Вы можете быть руководителем школьного методического объединения с непререкаемым авторитетом среди коллег-предметников. Возможно даже, что в сложных педагогических ситуациях с вами советуются коллеги, преподающие другие дисциплины.
Для любого нового учителя, который пришёл в школу и не знаком с вами лично, ваша общая ценность будет по умолчанию высокой.
Но уже на уровне района или области о ваших методических знаниях может никто и не знать.
Или же, наоборот, ваш авторитет распространяется не только на область, но может и вообще по всей России. Вас приглашают на конференции, где коллеги изо всех уголков страны благодарят, например, за уникальную и полезную методическую разработку.
Но среди учеников класса, в котором вы являетесь классным руководителем, это вообще может не иметь никакого веса. Для них бОльший авторитет может иметь молодой учитель истории, который, например, играет в местной рок-группе.
Другой пример, уже про многогранность ценности.
Год назад в группе репетиторов выложили скриншот заявки с одного известного сайта-агрегатора.
В ней десятиклассник искал учителя по математике с обязательным условием: больше 1000 подписчиков в одной запрещённой соцсети.
Коллеги высказывали недоумение и упражнялись в остроумии. Мол, какое глупое требование, ведь оно никак не определяет профессионализм педагога.
Но нам с вами как раз нужно чётко понимать, что школьникам обычно нужен не только (и не столько) профессионализм.
Есть ещё и другие параметры, на которые они обязательно будут смотреть.
А количество подписчиков может быть для детей понятным социальным доказательством востребованности педагога. Для многих это будет решающим фактором, чтобы захотеть у этого человека учиться.
В нашей группе мы ратуем за профессионализм и за методическое развитие педагога.
Но надо признать, что и родителям, и детям сложно оценить, насколько преподаватель силён в методике и умеет преподавать.
Поэтому в ход идут иные факторы оценки общей ценности.
При прочих равных родители и дети будут выбирать того, кто им кажется более успешным.
“Люди учатся у тех, на кого хотят быть в чём-то похожими”.
Как не прискорбно это признавать, но у уставшего и плохо одетого школьного педагога с подорванным здоровьем и потухшими глазами школьники не захотят учиться.
Бедственное положение учителя обычно демотивирует школьников.
Напротив, почти у каждого репетитора, который работает или с высоким чеком, или у которого каждый год стабильно набираются большие группы, есть в практике истории о том, как повышалась мотивация школьников, когда те случайно узнавали реальный доход этого преподавателя.
Конечно, хотелось бы, чтобы школьники говорили преподавателям что-то вроде: “Ольга Петровна, вы так классно удваиваете медиану, я хочу у вас учиться”.
Но на практике чаще случаются другие истории: “Я посмотрела в интернете, сколько стоит ваша сумочка и туфли. Можно мы с вами будем не один раз в неделю заниматься, а два...”
Общая ценность включает в себя всю пользу, которую может дать человек. И эта польза может быть многогранна и весьма необычна.
В некоторых ситуациях помимо непосредственно преподавания предмета, педагог может дать ученику и родителям нечто, что лежит вне самого предмета.
Преподаватель английского может быть известным travel-блогером и на занятиях много рассказывать про разные страны. И вообще его методика так и называется “Английский через путешествия”.
Репетитор по биологии может быть ещё и отличным диетологом, и через эту область найти дополнительные точки соприкосновения с родителями и учениками.
Преподаватель физики может быть действующим учёным, который много лет работал в ЦЕРНе.
Репетитор по информатике может руководить стартапом и иногда приглашать в него каких-то своих продвинутых подопечных.
А учитель математики из Ингушетии вообще может быть известным бойцом ММА.
Но и опять же всё зависит от контекста. Кому-то из школьников всё вышеперечисленное вообще может быть не интересно.
В моей практике за два последних года было несколько учеников, для которых диплом мехмата МГУ имел существенный вес.
Но когда я работал 8 лет назад в калужской школе с так называемым “сложным социальным контекстом”, для школьников слово “мех-мат” скорее ассоциировалось с шубами и нецензурной бранью.
Хорошая новость, что это всё работает именно что при прочих равных. Профессионализм педагога стоит всё же на первом месте.
Встречают, конечно, по одёжке, но провожают по уму и по результатам учеников...
Другая хорошая новость состоит в том, что есть ещё один тип ценности, на которую уже можно повлиять даже с изначально невысокой общей ценностью...
Общая ценность. Ценность-для-других
7 минут
86 прочтений
3 июля