Выставка "Васнецовы. Связь поколений" располагается на трёх этажах здания на Крымском валу.
Огромное выставочное пространство удивительно гармонирует с развешенными на стенах картинами.
Это пространство, по замыслу дизайнеров, - некая аллюзия Белого города, окружённого бескрайними русскими лесами. На стене Белого города (снаружи) - картины на сказочные сюжеты Виктора Михайловича Васнецова.
В центральной части экспозиции - внутри стен Белого города - работы его младшего брата, Аполлинария Михайловича.
Первая встреча Аполлинария Васнецова с Москвой состоялась в 1878. Столица поразила художника своим неповторимым духом старины, и он увлёкся не только изображениями древней столицы, но и подробным изучением её богатой истории. Вдвоём со старшим братом они снимали небольшую квартиру в районе Остоженки. Масштабы дарования у них были разные, но это не мешало им дружить всю жизнь и помогать друг другу. Пешие прогулки около Кремля обычно завершались набросками с натуры древних московских строений.
Юношеский интерес перерос в серьёзное увлечение и кропотливое изучение истории Москвы.
На вопрос, почему так нравится ему столица, художник отвечал:
Может быть, потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице - месте моей учительской деятельности, был поражён видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлём: я любовался его башнями, стенами и соборами.
В 1891 Аполлинарий Михайлович окончательно переехал в Москву и поселился в Кокоревском подворье на Софийской набережной. С тех пор столица до последних дней жизни стала главной темой его творчества.
Из окон его мастерской открывался изумительный вид на соборы Кремля. Именно его изобразил художник на небольшом полотне "Московский Кремль":
Золото куполов и белокаменные стены на фоне вечернего неба. Этот архитектурный пейзаж необыкновенно выразителен по цвету. Московские древности в нём показаны вневременными: эпохи и поколения уходят, а эти безмолвные свидетели остаются...
Его интересовала история России, особенно допетровского времени, 17 века. Вооружившись историческими материалами, старинными картами и гравюрами, он приступил к созданию живописной серии "Старая Москва", в которой оживали парадные площади Кремля, древние постройки Китай-города, неизвестные окраины Москвы. Это была труднейшая задача - художественное воссоздание облика и жизненного уклада древнерусского города.
Вот изображён утраченный ныне многоарочный Всесвятский мост (Большой Каменный). Он действительно был большим и каменным, самым большим в Москве 17 века, и считался восьмым чудом света:
Мост дожил (правда, в перестроенном виде) до 1853, после чего был разобран и заменён на металлический. Но название "Каменный" за полтора века прижилось и используется до сих пор.
Особая ценность живописного воссоздания Аполлинарием Васнецовым древнерусской архитектуры (помимо художественной) заключается в том, что на его картинах мы видим изображённую в подробностях и деталях, в бытовых тонкостях и мелочах ту Москву, которой уже давно нет. Нет храма Константина и Елены и Вознесенского монастыря в Кремле. Нет стен Белого города. Нет Воскресенского моста. Нет Китай-городской стены с её воротами и башнями. Но мы видим их на картинах Аполлинария Васнецова и можем понять, где конкретно они находились и как они выглядели.
Виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он, подобно своему брату, сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту, вычурную, странную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры.
Александр Бенуа
В картине "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века", написанной в 1913, по улице мчатся гонцы:
Они явно торопятся, не иначе как везут важную весть. Москва ещё спит, на улице ни души. И чувствуется тревога, которую усиливает взметнувшаяся в небо стая потревоженных птиц. Красочно выписанные подробности завораживают: Кремль, терема, деревянные мостовые, коньки на крышах и даже лев на воротах...
С 1883 Аполлинарий Михайлович участвовал в выставках Товарищества передвижников, и в этом же году П.М. Третьяков впервые купил его картину. Всего на исторические темы им создано более 120 работ. Часть из них он выполнил по заказу Московского коммунального музея (сейчас это Музей Москвы), в организации которого принимал активное участие.
Он наблюдал за археологическими раскопками в центре Москвы, фиксируя находки и сопоставляя их с древними планами города - работал планомерно и скрупулёзно. И сохранившиеся фрагменты каменной кладки или обгоревшие брёвна надёжно связывал с конкретными московскими сооружениями. А потом выступал с докладами о своей работе на заседаниях общества "Старая Москва", председателем которого он был с марта 1919.
В 1901 он стал преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, возглавив пейзажный класс, и проработал там 17 лет, воспитав целую плеяду талантливых пейзажистов.
В 1931 он единственный из художников не побоялся публично выступить против сноса храма Христа Спасителя, написав статью в "Известиях".
Аполлинарий Васнецов скончался 23 января 1933 в Москве. На могильной плите высечена надпись: "Художнику, историку, мыслителю". А ещё он был писателем и в его творческом наследии - повести, рассказы, путевые очерки и воспоминания.
Этот изумительный, самобытный художник не имел специального художественного образования, был самоучкой. Но он много и старательно учился под руководством своего старшего брата и сумел найти свой особенный путь в искусстве. Он всегда находился в тени знаменитого брата. Поэтому так приятно видеть сейчас их картины рядом, в едином пространстве этого масштабного выставочного проекта: