Найти тему
EnMørk

Дотронься! Команда, которая может успокоить - Про лошадей, ч.4

Оглавление

Это упражнение, выполненное с жеребёнком, дало мне в будущем много спокойного разрешения самых волнительных для лошади моментов.

Клик

Когда-то очень давно я познакомился с книгами Карен Прайор (англ. Karen Pryor) — писателя, биолога-бихевиориста (изучающего поведенческие вопросы), известную книгами по взаимодействию с животными - «Не рычите на собаку», «Дрессировка собак с помощью кликера», «Несущие ветер» и другими. Классная тема - подумал я тогда! Да, часто - научпоп - но удобно, и, главное - полезно и действенно.

Чуть позже я познакомился в библиотеке отца с книгой Скиннера, выпущенной в СССР, аж в 1953 году. Прайор была ученицей Скиннера, и, в целом, вообще было очень удивительно найти такой экземпляр, переведённый и напечатанный в Союзе, при том, что автор мало того, что из США, так ещё и из Военно-Морского Флота США, так ещё и готовил дельфинов-камикадзе...

В книгах была заложена база бихевиористики, а Прайор описывала кликер, с которым они начали работать еще со Скиннером. Тренировка кликером - это взаимодействие через положительное подкрепление, основанное на связующем стимуле (кликере) в оперантном обусловливании.

Так-так, надо пояснить. Положительное подкрепление - это любого рода поощрение за выполненное действие. Помыл посуду - дали карманные деньги. Ответил на вопрос викторины - прилюдно похвалили. Разбил посуду - обняли и погладили по голове, сказали, что ничего страшного - вот это пока ещё не положительное подкрепление, оно им станет, если повторять это регулярно и без сбивки, в итоге оно закрепит связку "что такое хорошо", хоть в человеке, хоть в лошади, хоть в ком (главное, чтобы была возможность верной реакции и регулярность повторения - а это не со всеми индивидуумами и видами реально, например, с выдрами такое проходит весьма непросто, а то и вовсе невозможно).

Связующий стимул - кликер.

-2

Это любое устройство, издающее звук щелчка - клика, состоит, например, из тонкой металлической пластины внутри корпуса. При нажатии на конец пластины она издает щёлкающий звук и аналогично при возвращении её на место.

Про кликер написано много, нет смысла повторять - но если коротко, то в основе метода лежит мгновенное маркирование звуком кликера действия, которое мы хотим закрепить. Вначале вырабатывается положительная ассоциация между звуком кликера и похвалой (еда или что угодно), потом идёт постепенное замещение, вместо похвалы всё чаще и чаще остаётся кликер - и вот однажды за закреплённое действие больше нет еды - есть только кликер, а в конце же занятия одно большое поощрение.

Карен Прайор
Карен Прайор

Метод начали Скиннер и Прайор с работы с дельфинами (ибо нет никакой иной возможности мгновенно их хвалить, кроме как через дистанционный звук, замещающий награду). Нет, я не сторонник дельфинариев, и тем более программ дельфинов-камикадзе, но цель у Прайор была прикладная - разобраться как это работает, показать другим эти навыки, дать возможность ими воспользоваться.

Что осталось? Оперантное обусловливание — это влияние последствий (т.е. любых изменений, которые происходят сразу же) поведения на человека и его поведение, которые происходят сразу после поведения и влияют на частоту воспроизводства этого поведения человеком в будущем.

Дотронься

А я же начал с лошадей и очень быстро процесс с ними наладился - кликер помогал во многом. Кобылке было где-то полтора годика, когда я начал применять этот метод. И тут я столкнулся с тем, что она - как типичный представитель "жертвы" - всего боится. Больших машин, да и маленьких тоже, скрипучих телег, поворачивающихся ворот, и особенно - ОСОБЕННО!!! - великих "конеедов" - белых пакетов.

-4

Многие всадники знают, что их лошадь боится белых пакетов. Особенно, если туда вы шли - и его не было (видно), а обратно идёте - и вот он! Конеед!

И я прочитал статью про "команду дотронься" и попробовал её применить. Фактически, команда дотронься является тем самым кликером но в видоизменённой форме - а с кликером я её уже познакомил - и оставалось дело за малым.

Я начал с выдачи вкусняшек - кусков яблок. Просто так, мы просто с ней игрались в её деннике. И каждый раз при выдаче яблочка я произносил - дотронься. И тут я поднял руку на высоту своего плеча, и игра продолжилась с такого положения. Кобылка тянулась к руке.

Рука моя оказалась на стене, я выдавал яблочки из ладони, которая тыльной стороной ладони упиралась в стену денника, и говорил - дотронься.

В таком положении кобылке всё также приходилось вытягивать шею, чтобы взять яблочки из моей руки, и каждый раз я говорил - дотронься.

Это повторялось несколько дней. Игра простая, вызывающая интерес, но! Важный момент - сделайте это с жеребёнком, года в 1,5, когда он ещё не заезжен, и готов с вами играть, ведь... Я прекрасно помню, как я выходил в поле к табуну, и мне не требовалось подходить близко и искать - где же моя? - я же просто звал её по имени, и она сразу поднимала голову и неслась ко мне. И, не менее важный момент, играйте с ней, хвалите, любите её или его, и жеребёнок захочет с вами дружить и доверять!

Не бейте никогда, но твёрдо отстаивайте ваши границы, показывайте, что вам что-то не нравится. Надо сказать, что лошадь - не человек, а жеребёнок - не маленький ребёнок, и под "бить" - имеется в виду наказание, а твёрдо шлёпнуть рукой - это всё же не "бить", но вполне себе действенно.

А вот после заездки наши отношения испортились, и она уже не поднимала голову в поле от травы - а наоборот, прятала её как можно ниже, делая вид "меня здесь нет" - и потребовалось много усилий, чтобы вернуть желание играть.

Итак, игра продолжилась в деннике. Теперь я также произносил дотронься, также поднимал руку и касался ею стены денника, но в ней ничего не было яблочка. Вкусняшка давалась за "факт дотрагивания". Я перевернул руку кистью к ней, и продолжил упражнение.

Вскоре рука стала перемещаться к разным предметам в деннике - щеколде, соли, решётке и т.д., и я всё также говорил дотронься.

-5

Игра вышла за пределы денника. Теперь мы играли с любыми предметами, которые ей нравились, а вкусняшки давались реже - через раз, через два, и обязательно - в конце игры, но много. Кобылка тянула свой мягкий нос к руке, показывающей на предмет.

А теперь задача - повторить упражнение на том, что её пугает. Непонятная тряпочка на стене или белый шуршащий пакетик, всё что угодно - но не сильно страшное. И мы успешно это выполнили, кобылку трясло от страха, но распирало от желания играть и получить вкусняшку. И вот она, с дрожащими ногами, под настойчивое, но мягкое "дотронься" дошла, дотянулась до той страшилки и получила свои яблочки.

Мы стали повторять это на любом предмете, что ей был страшен, но не мог причинить вреда, раз за разом, долго, планомерно и упорно.

-6

Какой результат?

Сейчас, как только она чего-то боится, достаточно показать рукой на предмет страха и сказать - дотронься! Если я в седле - то направить её к этому предмету, но также говорить дотронься.

Заученная модель, что даже самый страшный конеед после выполнения этой команды не кидается на неё, а вкусняшка и похвала будут выданы, делают своё дело. Она мгновенно расслабляется, исчезает тремор в ногах и раздаётся довольный фырк.

Это спасло нас много раз в самых неожиданных и напряжённых ситуациях, но важно понимать - это легко достигнуть, но надо постараться.

Постараться быть настойчивым, но мягким, не путаться, не забывать хвалить, и - конечно же - любить вашего партнёра!

============

Больше историй про партнёрство с лошадьми здесь.