В 1983 году на страницах советской газеты «Московский комсомолец» внезапно появился очерк «Отравленный «поцелуй», посвященный американской рок-группе Kiss. Этот материал по идее должен был быть разгромным, но на самом деле он получился рекламным, подстегнув интерес к этой группе даже среди тех советских меломанов, которые к «Кисам» до этого относились ни шатко ни валко, а то и вообще никак.
Я прекрасно помню тот осенний день 1983 года, когда я пришел домой, но, прежде чем подняться в квартиру, заглянул в почтовый ящик. Вынул я оттуда центральную газету «Комсомольская правда», которая, несмотря на столь претенциозное название, была одним из самых любимых советской молодежью изданий.
Короче, поднимаясь по лестнице, я оглядел газету с двух сторон и внезапно увидел на последней странице феноменально знакомую мне фотографию. Ну, а почему бы мне эта фотография не была знакома, если цветной ее оригинал лежал у меня дома на проигрывателе? Это было фото с обложки Kiss «Destroyer» 1976 года. У меня была бразильская пластмасса, тем не менее, фото на конверте было отпечатано качественно.
Очерк, который предварялся фотографией в газете, назывался «Отравленный «поцелуй» и рассказывал об американской рок-группе Kiss. И вот что я в этом очерке вычитал.
Газета «Комсомольская правда», 30.09.1983 г.
ОТРАВЛЕННЫЙ «ПОЦЕЛУЙ»
Автор: А. Кармен (наш соб. корр.), Лима.
Бесславно закончились гастроли американской группы «Кисс» (в переводе с английского - «Поцелуй») по странам Южной Америки. Музыкальные критики на этот раз не баловали «Кисс» вниманием. Редкие заметки, связанные с гастролями, ограничивались лишь описанием скандалов, которыми неизменно сопровождается каждое появление «ансамбля» перед публикой.
Особенно много пищи для подобных сенсаций дали выступления «Кисс» в Бразилии. Во время одного из концертов в Сан-Паулу зрители, разочарованные выступлением эксцентричной четверки, стали открыто выражать свой протест и недовольство. Страсти накалились. В итоге жертвами вечера стали около шестисот человек, сорок пять из которых в тяжелом состоянии были доставлены в больницы. «Публика, чей музыкальный вкус претерпевает заметные изменения, почувствовала себя обманутой и даже оскорбленной. Вместо ритмов ей преподнесли только бред, шум и грохот»,- так писали об этих гастролях в бразильских газетах.
Характерно, что раньше даже в таких «сенсационных» хрониках репортеры - явно сконфуженные, но не желающие прослыть «ретроградами» - пытались отыскать хоть какие-нибудь зерна «творчества» в том, что творит на эстраде «Кисс». И в самом деле, в западной прессе когда-то было немало заметок (чего не сделают деньги!), чьи авторы объясняли стиль группы как проявление эдакой «супероригинальности», «сверхновизны», «гиперсовременности». Кое-кто даже отваживался именовать их вызывающую развязность на сцене «либеральной раскованностью», «вызовом пуританизму и целомудрию эстрады».
Действительно, какие уж там пуританизм и целомудрие, когда отсутствие музыкальных способностей восполняется взрывающим барабанные перепонки грохотом, отвратительными кривляниями «по-дьявольски» размалеванных лиц, похабными позами и жестами, а для пущего эффекта на глазах у зрителей «музыканты» раздирают на куски живых цыплят, вызывают у себя рвоту и так далее.
Но группа давала колоссальные сборы, а деньги, как говорится, не пахнут. Механизм шоу-бизнеса делал свое дело: стиль и манера «Кисс» настойчиво навязывался потенциальным поклонникам. С помощью весьма дорогостоящей рекламы вокруг предстоящих концертов всякий раз нагнетался такой ажиотаж, что в конце концов «не пойти на «Кисс» считалось уже дурным тоном, признаком несовременности.
Так четверку хулиганов, избравших своим символом эсэсовский знак, превращали в идолов и даже в «законодателей моды». И, прикрытый прочным рекламным щитом, гастролировал «Кисс» по странам и континентам, раздавая направо и налево свои ядовитые «поцелуи», уродуя еще не сформировавшиеся вкусы клюнувших на яркую приманку юнцов.
И ничто, казалось, не могло погасить этот очаг опасной эпидемии. Однако пришел день, и приговор вынес сам зритель. Факт остается фактом: южно-американский вояж «Кисс» провалился. Несмотря на громогласную рекламу, на удешевленную распродажу их дисков, несмотря ни на что! Публика высказала свой вотум недоверия группе.
Комментируя итоги гастролей «Кисс» по континенту, некогда симпатизировавший им перуанский журнал «Теле-гиа» отметил, что «американская группа вступила в последний этап своего падения». Автор заметки, судя по всему, имел в виду «популярность» четверки среди молодежи. Но была ли вообще эта популярность? Не принимали ли за нее искусственно созданный, раздутый, дорого оплаченный и еще дороже распроданный мираж?
Что же касается «этапов падения», то и здесь, на наш взгляд, тоже стоит внести поправку. Фактически «Кисс» и начал-то свой путь с падения, полной деградации - моральной и этической. Так что падать еще ниже этой «банде нареккооманов и дигиниратов» (слова изменены по цензурным соображениям), как назвали их в аргентинской печати, с самого начала было уже некуда.
«Теле-гиа» же прав в одном: звезда «Кисс» покатилась к закату и вернуть ее в зенит уже не помогут ни доллары, ни реклама, ни скандальная слава. Гнилой товар все труднее сбывать с рук. Остается сожалеть, что следы отравленного «поцелуя» молодого поколения Запада, очевидно, на какое-то время переживут творцов киссомании.
КОНЕЦ ОЧЕРКА
Мне эта информация понравилась, потому что до этого о «Киссах» советская пресса не распространялась. А тут вдруг взяла и распространилась. И информация была довольно актуальной. Мне не нравилась музыка, которую Kiss начали записывать после супер-шикарного альбома «Unmasked» 1980 года – альбомы «The Elder» (1981 г.) и «Creatures of the Night» (1982 г.) на первый взгляд, по тогдашним моим убеждениям, вообще ни в какие ворота не лезли. Налицо было изменение саунда группы с развлекательного направления на пауэр-металлический, который никакой развлекухи не предлагал, а требовал от слушателя впечатляться немеркнущей тевтонской героикой.
«Ну, наконец-то этим идиотам пришел конец!» - обрадовался я. По-моему мнению, после такого разгрома в советской прессе «Киссы» задумаются о том, что полезли в совершенно не свою тему, и если не исправятся, то просто прекратят свое существование, и не будут нервировать своих почитателей всякой патетической ерундой.
В итоге, конечно же, вышло всё наоборот. К тому времени в СССР подросло новое поколение рок-меломанов, которые начали дико фанатеть от новых групп данного направления, таких, как Manowar, Dio, Accept, Saxon и прочих подобных. И. как оказалось, «новые» «Киссы» вписались в этот измененный музыкальный мир весьма прекрасно. Ясно, что на Западе происходил такой же процесс, но я-то этого тогда не знал, да и никто не знал, хотя, конечно же, кое-какая информация все же просачивалась из журналов, привозимых моряками и прочими командированными из-за границы.
И вот, я, регулярно посещая наши воскресные «тучи», как раз осенью 1983-го обнаружил, как сильно повлиял очерк из «Комсомольской правды» на спрос на музыку Kiss в СССР. Цены на старые виниловые диски группы очень сильно подросли – если, к примеру, в начале года за новенький немецкий «Destroyer» просили 40-45 полновесных советских рубликов, то к концу года дешевле, чем за 60 рэ было не найти. Я помню, как где-то под новый год кто-то решил распотрошить свою коллекцию и вынес на «тучу» первые три диска Kiss – «Kiss» (1974 г.), «Hotter than Hell» (1974 г.) и «Dressed to Kill» (1975 г.) и за каждый потребовал по 70 рэ.
А ведь до этого раннее творчество «Киссов» никому вообще не было интересно, и его даже на «тучу» не выносили!
И вот – новый удар. Альбом «The Elder» 1981 года тоже никому не был нужен, и его носили в качестве добивки к какому-нибудь значительному обмену. Но тут эта пластинка вдруг стала популярной сверх всякой меры, и я услышал о ней столько лестных слов, сколько не слышал о Led Zeppelin IV или Deep Purple «Machine Head», которые вдруг сравнялись с «The Elder» в цене.
Мало того – новые альбомы Kiss «Creatures of the Night» (1982 г.) и «Lick It Up» (1983 г.) вдруг стали на «тучах» популярнее Judas Priest «British Steel» и Iron Maiden «The Number of the Beast». Представляете? Оказалось, что «новые» «Киссы» - это законодатели моды, а «Присты» и «Мэйдены» - их жалкие подражатели!
Дальше – больше. В 1984 году один мой одноклассник закончил мореходное училище и пошел в рейс в загранку. Естественно, он был меломан, и привез из-за кордона фирменные диски. «Киссов» он там не прикупил, но у него был один сборник, на котором встретилась песня этой группы, уже не помню, какая. Так вот, таможенники взяли этот диск, провертели на дорожке этой песни Kiss большую дырку, чтобы трек невозможно было слушать, а сам диск вернули моему корешу.
Я сам видел этот диск с дыркой, жаль, что не смог тогда его сфотографировать. Ну, просто не подумал, что для истории такие документы будут интересны. Фотоаппарат у меня был, причем цветной, но вот фото этого дырявого диска так и не было сделано.
И этот случай с внезапным запретом Kiss в СССР очень интересен, так как в 1980 году я тоже ходил в загранку и привозил некоторые альбомы Kiss, которые таможню вообще не интересовали. Таможню в 1980 году интересовала только контрабанда, а ни про каких «Киссов» они даже не знали. Их вообще не интересовали виниловые диски, которые моряки везли домой, хотя на этих дисках могли содержаться всякие замаскированные антисоветские речи или даже целые вражеские аудио-книги. Но таможня прекрасно знала, что никакой советский моряк не станет это добро везти в СССР.
А вот четыре года спустя, как раз после появления очерка «Отравленный «поцелуй» те же самые таможенники получили команду «фас» на музыку Kiss, и с того момента эта группа в СССР стала невъездной в любом качестве.
Как следствие – на «тучах» «Киссы» очень сильно подорожали. Диск «Animalize» 1984 года вообще стал культовым образцом жанра, хотя музыка на нем – это сплошной трэш, причем не в музыкальном понятии, а в сугубо бытовом. Отдавать за этот диск 80 рублей при ценах на лучшие диски «Мэйденов» и «Пристов» всего по 60-65 – это было настоящим безумием.
Короче, никто тогда у нас и не скрывал, что заметка в «Комсомольской правде» сделала группе Kiss такую рекламу, какой не сделала бы целенаправленная компания по раскрутке группы руками опытных специалистов. Конечно, специфика советского музыкального рынка была совсем другой, нежели на Западе, тем не менее «Киссы» могли радоваться своему успеху в СССР, какого они не знали ранее. Пластинки группы подорожали, и хотя доступ их в советскую страну сильно ограничился, но это только подогрело интерес нашей музыкальной публики. Каким-то неведомым образом в СССР стала доминировать атрибутика Kiss, и хотя она тоже стоила немалых денег, тем не менее спрос на нее был огромный.
Правда, недолго эта вся «киссомания» вертелась. Уже в 1986 году все запреты рухнули – может, они рухнули и раньше, но я заметил это именно в 1986 году, когда, посетив один музыкальный клуб, обнаружил, что в нем свободно распространяются диски Kiss, и никто не боится, что их конфискуют, как это бывало еще пару лет назад.
Потом я посетил «тучу», на которой не был по разным обстоятельствам довольно долго, и увидел, что «Киссы» вдруг потеряли свою былую популярность, и даже последние альбомы никому уже не были нужны, ну, разве что как добивка при более-менее значительном обмене.
А чтобы кто-то эти диски покупал за деньги – так этого я не видел. Популярность осталась только у старых, практически раритетных альбомов группы до 1977 года и у нескольких сольников 1978-го. А всё, что Kiss выпустили позже – внезапно обрушилось и превратилось в мусор, и особенно несчастный «The Elder», который, по моему мнению, вплоть до «Revenge», появившегося в 1992 году, я считаю лучшим творением группы со времен «Love Gun».
Ну ладно, с рекламой Kiss в СССР благодаря партийной прессе мы разобрались. Теперь я хочу разобраться с методами, которые партийная пресса для этой рекламы применила.
Ну, самые главные постулаты в очерке «Отравленный «поцелуй» - это откровенные враки. Я не знаю, откуда автор взял сведения о провале группы на гастролях в Бразилии и вообще в Латинской Америки летом 1983 года, но на самом деле Kiss во время этих гастролей выступили перед самой большой публикой за всю свою карьеру. Случилось это на стадионе Маракана в Рио-де-Жанейро, на котором на концерт Kiss собралось 137 тысяч зрителей. Это разве провал?
На самом деле провал был до того, как группа отправилась в Бразилию – в туре по США, когда на концерты Kiss публика и на самом деле ходила очень плохо, но не потому, что музыканты играли и пели какой-то «бред». Бред – это заявлять об этом, зная истинную причину плохой посещаемости, но ничего о ней не рассказав. А на самом деле «Киссы» просто обманули публику, выступив на предварительной пресс-конференции с гитаристом Эйсом Фрили в составе, а выступив на сцене с совершенно другим, вообще никому тогда неизвестным - Винни Винсентом.
Как вспоминает Пол Стэнли – «Посещаемость в Северной Америке была ужасной, на концертах тура присутствовало очень мало людей. Многие фанаты не знали, что Фрейли заменили, а когда пришли на первые наши концерты, то сразу почувствовали себя обманутыми. Этот обман раскрылся практически мгновенно, испортив нам весь тур».
Но латиноамериканским фанатам было, как видно, совсем наплевать – играл перед ними Фрили, или Винсент. Латиноамериканские гастроли прошли очень успешно. А что касается того, что якобы звезда Kiss начала закатываться, то тут тоже всё наоборот – следующий альбом группы – «Lick It Up», выпущенный в конце 1983 года, как раз после «провальных» гастролей, впервые почти за четыре предыдущих года прорвался наконец к своей «платине». А за ним этот статус получили и некоторые последующие, например, сборник «Smashes, Thrashes & Hits» только в США стал дважды «платиновым», а в остальном мире разошелся еще более чем миллионным тиражом.
Короче, если советская цензура захотела сделать группу Kiss в 1983 году еще более популярной в СССР, чем она была до этого – то она своей цели добилась. А посредством каких врак и передергиваний она это сделала – так в те времена никто в это не вникал. Реклама – это дело такое, сугубо специфическое в каждой стране, а в Советском Союзе вообще парадоксальное. То есть, у нас чем больше группу ругали, тем популярнее она становилась, и вряд ли советские издатели и цензоры об этом не знали.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ KISS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Первый фактический альбом «Kiss» был выпущен не в 1974-м, а в 1972-м, и назывался он «Wicked Lester»
Kiss «Unmasked», 1980 г., ~ это ментальное продолжение альбома «Dynasty», причем более интересное