4,1K подписчиков

“Божья земля” (2017, God's Own Country): Однажды в графстве Йоркшир

735 прочитали

Романтическая драма “Божья земля” – это дебют в полнометражном кинематографе британского режиссёра Фрэнсиса Ли (Francis Lee) после трёх короткометражных фильмов. Название фильма отображает мнение, что графство Йоркшир (где разворачивается действие) – это земля, которую своим вниманием почтил Бог.

Главные роли в нём исполнили Джош О’Коннор (Josh O'Connor) и Алек Секаряну (Alec Secăreanu). Это фильм из категории ЛГБТ, но всё же он оказывается намного шире этой темы.

Постер к фильму "Божья земля" (2017)
Постер к фильму "Божья земля" (2017)

С первым актёром я уже успела познакомиться в этом году, начав с “Претендентов” и снова увидев его в драме со сказочным мотивом “Химера”. О’Коннор отыгрывает образ отстранённого и замкнутого молодого человека, который предпочитает отмалчиваться, храня свои тайны, которые словно нельзя озвучивать в разговоре с простыми смертными. Этот образ он не сменил и в “Божьей земле”.

Актёра Алека Секаряну увидела второй раз. Этот румынский актёр, на самом деле, имеет приличное количество работ в короткометражном кино. Фрэнсис Ли пригласил его снова в свой второй полнометражный фильм “Аммонит” (2020), где он исполнил роль доктора Либерсона, тщетно пытавшегося заслужить доверие главной героини Мэри Эннинг (в исполнении Кейт Уинслет).

Сюжет драмы “Божья земля”

Весна 2015 года. Брэдфорд, Западный Йоркшир. Джонни Саксби (Джош О’Коннор) живёт на ферме с отцом Мартином (Йен Харт) и бабушкой Дейрдре (Джемма Джонс). Он кое-как справляется с сельскими работами, слишком много времени растрачивая на пьянство в местном пабе и беспорядочный секс на один раз.

Мартин перенёс один инсульт, потому ему трудно заниматься стадом овец из ста голов, а Джонни справляется не очень хорошо и надеяться на него рискованно из-за его разгульного образа жизни. Приближается сезон окота, и Мартин нанял в помощь трудового иммигранта из Румынии Георгия Ионеску (Алек Секаряну).

Никто не ожидал, что появление Георгия поможет Джонни стать лучше.

О чём рассказывает фильм

Несмотря на то, что на первом плане в этом фильме всё же находится Джонни Саксби и его личностная трансформация, которая происходит благодаря заботливому и очень умному Георгию, дополнительно фильм рассказывает о жизни на ферме в британской глубинке. Сам Фрэнсис Ли из такого же маленького городка, который он показывает в своём фильме, он тоже работал на ферме, и съёмки проходили не так далеко от дома Ли, где прошло его детство.

Он воспевает труд фермера, кто каждый день повторяет одни и те же задачи. Потому фермерские будни показаны очень откровенно, без прикрас. Сцены с животными настоящие, они созданы на натуре, а актёров не заменяли дублёры (О’Коннор и Секаряну, готовясь к ролям, жили и работали сами на ферме). Проверка коровы, которая вот-вот отелится, чистка хлева, роды овец, новорожденный телёнок, которого приходится пристрелить из-за его нежизнеспособности – всё это не цензурируется.

На примере семьи Саксби такими задачами являются забота о коровах, их телятах, отправка на аукцион, чтобы получить самую выгодную плату за живой вес. А основная же деятельность на ферме Саксби – это отара овец из ста голов. Саксби разводят исключительно мясные породы, как говорит Мартин.

Джонни и Георгий отправляются на пастбище в Брэмфорде, где нужно следить за поголовьем, принимать у овечек роды, а также починить полуразрушенную каменную ограду. Георгий намного сноровистее Джонни – он извлекает ягнят, умеет как привести в чувство новорожденного, так освежевать тушку, рекомендует использовать антисептик, чтобы не потерять всё стадо. Здесь даже показан случай, как можно ‘заменить’ умершего ягнёнка. Георгий снимает с тушки шкуру, надевает её как жилет на другого ягнёнка и ставит его в стойло к родившей овце. Та, учуяв запах своего ягнёнка, выкормит подставного.

Джонни на его фоне выглядит менее вовлечённым, он может спокойно бросить животное, если то не дышит. Контраст между двумя парнями в плане их навыков тоже хорошо иллюстрирует преданность тяжёлому труду – некоторые люди достаточно выносливы и терпеливы, чтобы безропотно выполнять неприятную и грязную работу.

В заключении фильма, как подтверждение, что это трогательное послание простым фермерам, есть хроника с людьми на сельских работах.

Аналогичным в русском кино могу назвать “От печали до радости” (2020) Эдуарда Парри, в котором воспеваются люди рабочих профессий, у которых тоже есть свои истории, достойные внимания.

Отношения между Джонни и Георгием

Румынский рабочий иммигрант Георгий создан по образу реального человека, кого знал Фрэнсис Ли в своём прошлом. Также через образ Георгия Ли поднял тему расизма в своём фильме. Джонни с самой первой встречи стал называть наёмного рабочего цыганом, а резкая ответная негативная реакция только подливала масла в огонь.

При этом отчётливо прослеживается мысль, что странно (и неверно) оценивать человека по его происхождению.

Самого Джонни, местного жителя, изначально показывают как ненадёжного человека. Он напивается каждый вечер до такого состояния, что не в состоянии самостоятельно добраться до дома из паба. Его привозит отец, который и сам с трудом передвигается. Джонни перекладывает заботу о себе на бабушку, которой и так хватает дел, включающих дом, приготовление еды, стирку и уборку.

Джонни Саксби (в исполнении Джоша О’Коннора)
Джонни Саксби (в исполнении Джоша О’Коннора)

Мартин боится за свои угодья, видя халатное отношение сына к ним. Особенно его расстраивает последний инцидент, когда по вине Джонни погибает телёнок. Чтобы наказать сына, Мартин заставляет застрелить этого телёнка своими руками. Но парень абсолютно равнодушен к разочарованию отца.

Мартин Саксби, хозяин фермы, и Дейрдре, мать Мартина
Мартин Саксби, хозяин фермы, и Дейрдре, мать Мартина

И, конечно, как это ни странно, такого неприятного человека как Джонни меняет любовь. Как вся деятельность фермы держится на усилиях человека, так и сам человек становится сильнее, когда кто-то выражает в его адрес интерес.

Появляется румын Георгий Ионеску – сдержанный, трудолюбивый, заботливый человек. Он показывает Джонни другую сторону жизни, причём самому Георгию поддержка нужна больше, так как он находится вдали от дома. Тем не менее в нём больше жизненной силы, у него есть внутренняя опора, которые помогают и ему самому, и потерянному Джонни.

Георгий Ионеску (в исполнении Алека Секаряну)
Георгий Ионеску (в исполнении Алека Секаряну)

Фрэнсис Ли показывает уязвимость двумя разными способами. Георгий уязвим из-за его статуса иммигранта, Джонни – из-за того, что внутри него происходит нечто, о чём он не понимает, как рассказать ни отцу, ни бабушке, ни тем более парню, в которого начинает влюбляться. А их общая уязвимость – это нетрадиционная ориентация. Но здесь они находят выход, обращаясь друг к другу обидным словом faggot (педик), что из их уст лишает это слово изначальной грубости.

Набором сложных уязвимостей Ли делает своих действующих лиц настоящими и земными, кого несложно понять. И два уязвимых парня как умеют строят свою жизнь, а художественными средствами для этого служат восстановление каменой ограды, которую они выкладывают камень за камнем, и приготовление еды. Есть такая поговорка, что приготовление еды – это способ сказать о любви. Так, Георгий готовит ужин для Джонни и добавляет соли. Соль тут служит символом нового вкуса, который появляется в жизни Джонни. Он начинает что-то чувствовать. И ему нравится новое ощущение. Есть сцена на пастбище, когда Джонни “просит” Георгия дать ему соли для своей еды.

Джонни в свитере Георгия
Джонни в свитере Георгия

Символом принятия нового – человека и состояния – для Джонни становится свитер мелкой вязки коричневого цвета, в котором ходил Георгий. Джонни надевает его, и в этом словно воплощается преображение Джонни, что он наконец осознаёт, каково это испытывать симпатию к человеку и что-то давать ему в ответ.

Пусть этот фильм жёсткий, холодный из-за английских пейзажей, не изобилующих разными оттенками, всё больше склоняясь к оттенкам серого, в этом фильме есть очень позитивный посыл, трогательное отношение к человеку. И надежда на хэппи-энд, судя по тому, как это в своём сценарии прописал Фрэнсис Ли.