Произведения русского писателя Александра Куприна проходят в школе, но мало кто знаком с таким фактом его биографии: в своё время писатель обожал духи и славился великолепным носом.
Не в физическом смысле (хотя тут дело вкуса, конечно), а за умение улавливать и различать тончайшие оттенки запахов. Друзья даже прозвали Куприна "самым чувствительным носом России".
Тому есть немало свидетельств. Например, в воспоминаниях писательница Надежда Тэффи рассказывала:
Для Куприна, как для зверя, много значило обоняние, запах. Он нам говорил, что «принюхивается» к людям.
— Потяну носом и знаю, что за человек.
Помню, как-то в обществе показала я ему красивую даму.
— Что скажете, Александр Иванович, правда, хороша?
Ответил отчетливо и громко:
— Ду*а собачья. У нее от морды редькой пахнет.
Любил духи „Роз Жакемино“ до блаженной радости. Если надушить этими духами письмо, будет носить его в кармане без конца…
Журналист Н.К.Вержбицкий, проводивший много времени с Куприным в его последний год после возвращения из эмиграции на родину, тоже вспоминал ольфакторный дар писателя:
Смешно было бы думать, что он обладал каким-то исключительным нечеловеческим обонянием. Но Куприн умел до такой степени внимательно наблюдать запахи, что они становились для него совершенно обязательной и очень важной частностью в общей сумме ощущений.
В зрительном зале цирка он ощущает "характерный смешанный запах новых лайковых перчаток и пудры". Он слышит запах тела девушки, "тот радостный, пьяный запах распускающихся тополевых почек и молодых побегов черной смородины, которыми они пахнут в ясные, но мокрые весенние вечера". Белые акации пахнут для Куприна так сильно, что "их сладкий приторный запах чувствуется на губах и во рту". Запах клея, свежей краски, известки и лака вызывает у писателя "сладкую и тихую грусть, которая так неразрывно связана с воспоминаниями о детстве".
Я знала, что Куприн был частым гостем в Балаклаве. Ему здесь особенно хорошо работалось. Не представляю, правда, как? Я бы только прогуливалась целыми днями, распивала коктейли и рыбачила прямо на пристани.
Фото статуи писателя на набережной Балаклавы не моё, нашла в сети:
Блестящий нос статуи, однако, вызвал некоторые вопросы. Непочтительно это. Да и Куприн - не волшебник Дамблдор какой-то, чтобы натирать ему нос и загадывать разные глупости. Потому что именно в этом и кроется причина блестящего носа: туристы пытаются договориться с судьбой и выпросить себе чудо!
Эскурсовод нам рассказала. Я бы сама даже не придумала такое, хотя о традиции, например, бросить монетку в фонтан, чтобы вернуться, знаю. Или вепрю какому-нибудь клыки потереть с теми же самыми целями. Так то вепрь, а здесь писатель - реальная личность!
Ладно бы, ещё парфлюбители трогали статую за нос и мечтали бы о такой же ясности восприятия и описания запахов. Об этом самом "умении внимательно наблюдать запахи", о котором пишет Вержбицкий. Но и то: зачем за нос хватать? Берёте ручку, блокнот и вперёд - наблюдать запахи.
В общем, я тогда ничего не загадала, но случай запомнила. Он всплыл в памяти недавно, когда нашла в списке фильмов, отложенных на когда-нибудь потом, советсткую экранизацию "Гранатового браслета" 1965 года.
А вы статуям желания загадываете? Сбываются?
Ну, и добро пожаловать в мой телеграм, я там тоже рассказываю про разные интересные духи, книги, фильмы и вообще выступаю))