Найти в Дзене
Мой XIX век

Захворала

Летом 1818 года великокняжеская чета Николай Павлович Романов и его жена Александра Федоровна захворали. И причина в наши дни выглядит нелепо. Рассказала об незначительном эпизоде начала супружеской жизни сама Александра Федоровна. Они поженились 1 июля 1817 года, Уже в апреле следующего стали родителями мальчика, которого нарекли в честь императора Александра I. А летом красавец-муж за-бо-лел. К о р ь ю. Помните, водилась такая бяка раньше? Где подцепил 21-летний Великий князь - неясно. Просто он вернулся домой, "дрожа от ли-хо-рад-ки", цвет лица "поменял" на зеленоватый и бледный. Да так, что напугал 20-летнюю жену. Причину состояния поняли на следующий день. Великая княгиня вспоминала, что протекала б о л е з н ь легко, а она "ухаживала за мужем, но от времени до времени появлялась и на празднествах". Тут не нужно быть Вангой, чтобы понять, что произошло уже через несколько дней: "Едва возвратившись в Аничков дворец, я захворала - у меня тоже оказалась корь". Новорожденного реб

Летом 1818 года великокняжеская чета Николай Павлович Романов и его жена Александра Федоровна захворали. И причина в наши дни выглядит нелепо.

Рассказала об незначительном эпизоде начала супружеской жизни сама Александра Федоровна.

Они поженились 1 июля 1817 года, Уже в апреле следующего стали родителями мальчика, которого нарекли в честь императора Александра I. А летом красавец-муж за-бо-лел. К о р ь ю. Помните, водилась такая бяка раньше?

Где подцепил 21-летний Великий князь - неясно. Просто он вернулся домой, "дрожа от ли-хо-рад-ки", цвет лица "поменял" на зеленоватый и бледный. Да так, что напугал 20-летнюю жену. Причину состояния поняли на следующий день.

Великая княгиня вспоминала, что протекала б о л е з н ь легко, а она "ухаживала за мужем, но от времени до времени появлялась и на празднествах".

Тут не нужно быть Вангой, чтобы понять, что произошло уже через несколько дней:

"Едва возвратившись в Аничков дворец, я захворала - у меня тоже оказалась корь".

Новорожденного ребенка (всего несколько месяцев!) срочно отправили к бабушке-императрице в Таврический дворец.

И мне интересно... Т.е. в 1818 году понимали, что к о р ь можно подхватить находясь рядом с тем, кто уже позеленел и побледнел одновременно. А зачем Александра Федоровна ухаживала за Николаем Павловичем? Трогательно, конечно. И она так мило на склоне лет об этом пишет. И при этом несколько дней веселиться на праздниках, где много людей...

Сколько представителей высшего света Российской империи летом 1818 года невольно "подражали" великокняжеской чете, покрываясь пятнами? Надеюсь, что все остались живы.

Василий Жуковский был учителем русского языка Александры Федоровны. Он писал в своем дневнике о Великой княгине:

"Душа откровенна до младенчества: ум прекрасный, но еще не напуганный опытом".

Вот прав точен был классик русской литературы... "до младенчества".

-2