«Не стреляйте в пианиста - он играет как умеет» ©
Думаете это относится к лицензионной Мелодии? Вот, нисколько! Это относится ко мне :)
Под предыдущим моим текстом про группу Битлз был оставлен великолепный коммент: «кто-нибудь знает зачем я эту немыслимую байду какого-то клоуна прочитал???». Я объяснил, но сомневаюсь, что объяснение устроило комментатора :)
Итого, если мой поток сознания, оформленный в виде текста не нравится (сейчас будет суровый лайфхак), то его… можно просто не читать :) И не насиловать свой мозг разной байдой.
В общем, я продолжаю свои вольные и АБСОЛЮТНО субъективные мысли вслух (ну, в текст, наверное) по поводу винила, и не только.
На этот раз я продолжу свои измышления по поводу того, как именно печатала Мелодия, напрямую сравнив некоторые лицензионные (не всегда, впрочем, об этом ниже) выпуски зарубежной музыки данной фирмой грамзаписи с оригиналами. Буквально несколько изданий, потому что не так и много было выпущено того, что мне захотелось купить родного производства. Три пластинки взяты у товарища, т.к. совпали с моими оригиналами и неоригиналами.
Начну, конечно же, с родного и, с детства любимого, Поля Мориа. Та самая (указанная в самой первой статье про правильный звук), выпущенная ещё в 1975 году пластинка под названием просто «Оркестр Поля Мориа. Франция». Она была выпущена в нескольких оформлениях, но та, что у меня, именно того, первого, а именно красного цвета и с Эйфелевой башней.
Посмотрел на Дискогс и обнаружил целую кучу разных выпусков с совершенно разным оформлением. Картинки там невысокого качества, но как есть. Оформил в галерею, чтобы не занимать много места.
Ну, и там же в своё время обнаружил первоисточник этой НЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ (ибо ни полслова про лицензию нигде на конверте нет) записи. Выяснилось, что это альбом Gone Is Love 1970 года, выпущенный только в Англии и в США (я про основные выпуски, перепечатки были и в других странах, но их тоже немного). Почему так, не знаю, хотя у жутко плодовитого маэстро столько альбомов в стольки странах выпущено, что сам чёрт ногу сломит.
Я заказывал пластинку с Англии (неоправданно дорого обошлась, но вариантов других не было внятных), поэтому выглядит она так:
В США она была выпущена в этом оформлении:
Теперь к звуку. Судя по всему, оригинал для мелодивеского выпуска был какой-то «левый» (что в те времена встречалось нередко), потому что звучит он… неплохо (например, басы присутствуют), но не более того. Если не сравнивать, то, вроде, и пристойно. Но сравнение даёт весьма существенную разницу. На английском оригинале звук значительно звонче, ярче, объёмнее. Разница весьма заметная, и не оставляет копии никаких шансов. Другой вопрос, что найти этот оригинал в реально приличном состоянии сейчас крайне сложно. Я не удивлюсь тому, что этих пластинок в стране единичные экземпляры, лежащие в коллекциях особо упоротых (ну, типа меня) по маэстро меломанов. Зато разливное море мелодиевских копий, чем многие и довольствуются.
Дальше идёт всем известная Любовь дороже золота от Даэр Стрейтс. Она уже 100% лицензионная, по поводу чего есть надпись и значок лейбла-оригинала Vertigo на конверте.
Оригинал у меня не совсем оригинальный, а именно выпуска Scandinavia. Но так как он отпечатан с английских матриц, то это всё-таки, можно назвать оригиналом. Как минимум, звук должен быть одинаковым, или близким.
Все фото есть в статье про Даэр Стрейтс.
И вот тут сравнение показало… почти точное сходство звука. Скандинав явно поярче на верхах, но на этом, наверное, разница и заканчивается. Очень портит впечатление от мелодиевского выпуска ужасная шумная масса. А вот звук - великолепный! И не только для Мелодии, а и вообще. В общем, копия - удалась!
Теперь перейдём к родному и любимому сэру Полу по фамилии МакКартни. С его альбомом 1989 года Flowers in the Dirt, который мне очень нравится ещё с того момента, как я его услышал в начале 90-х. Реально крутой альбом именно по музыкальной составляющей. Мелодия его перепечатала по лицензии в 1990-м году и за пару лет выпустила в каких-то совершенно диких объёмах.
Оригинал у меня опять не оригинальный, а голландский, но в конце 80-х уже не парились с отдельным мастерингом для каждой страны и обычно печатали с родных матриц, поэтому, с большой долей вероятности, звук настоящий английский. Это подтверждает и его просто ошеломляющее качество.
Вкладка:
В весёленьком конверте:
Яблоки:
Здесь прямое сравнение показывает, что оригинал существенно лучше лицензионной копии, звук ярче, богаче, объёмнее, и производит на хорошей системе великолепное ощущение. И это с учётом, что мелодиевская пластинка отпечатана прилично и звучит весьма хорошо. Просто не настолько хорошо, как фирмА.
Дальше у нас не менее родная, и ещё более любимая Мирей Матье (правильно Матьё, но мы же давно уже привыкли) с альбомом Любовь и жизнь, вышедшем на Мелодии в 1977 году.
Дискогс любезно подсказал, что первоисточником был альбом La Paloma Adieu 1973 года, правда лицензия на него была получена от Ариолы (Ariola), немецкого лейбла, выпустившего, параллельно с французами, весьма много её альбомов. В их варианте название было L'amour Et La Vie. Но, что странно, альбом был выпущен во Франции ещё и под названием C'est L'amour Et La Vie Que Je Te Dois, что полностью копирует название первой композиции. И у меня именно этот вариант, выпущенный в роскошнейшей комплектации, мало того, что в трёхстворчатом развороте, так ещё и с отлично сохранившимся плакатом. И, надо отдать должное, выглядела певица в свои 27 лет отпадно!
Первый разворот:
Второй разворот:
Заявлена пластинка была как mint, что полностью соответствовало правде. Удивило меня то, что я не смог сразу надеть диск на шпиндель проигрывателя, мешал… заводской облой. Да, да, мне досталась пластинка, НИКОГДА (73-й год, напомню) не ставившаяся на проигрыватель! Бывает и такое…
Со звуком всё совершенно неоднозначно. Незадолго до того я брал у товарища несколько пластинок Мирей Матье разных выпусков, и французских, и Ариолы, и Мелодии. И ради интереса сравнил звук, заодно решив понять, стоит эти альбомы себе заказывать, или нет (пару стоит, но сейчас с заказами с Дискогса… стало ещё сложнее, чем даже полгода назад). Выяснил, что французские альбомы звучат… божественно! Ярко, красиво, объёмно, радуя слушателя. А вот ариоловские выпуски попроще. Более плоско, несколько глуше, в общем, уже не то, не смотря на вполне приличное общее звучание. И мелодиевские пластинки… звучат один в один с Ариолой. Т.е. вполне прилично (ну, масса, понятно, но всё равно прилично) и по звуку ничем не хуже. Т.е. Мелодия звучит одинаково с тем, откуда взята лицензия. Но я, уже понимая, что лучше, заказал именно французкий альбом. И он оправдал все мыслимые ожидания!
Осталось немного, ещё два альбома. Один из них, это альбом великолепной (и ножки у «бабушки рок-н-ролла» были роскошные, и голос, берущий за душу, а также за всё остальное) Тины Тёрнер (Tina Turner) 1989 года Foreign Affair. Он был на удивление оперативно выпущен в том же году Мелодией и тоже растиражирован в больших количествах (и альбом того реально стоил). У меня именно мелодиевский вариант, а оригинал брал у товарища, правда английский, но он точно повторяет родной американский мастеринг, поэтому, всё же, будем считать оригиналом.
Лицевая обложка одинаковая (ну, с учётом традиционно ниже среднего полиграфии у Мелодии), с обратной стороны тоже почти совпадает. Но у английского варианта роскошный разворот гейтфолда с певицей в полный рост (почему он был заклеен кем-то, неясно).
Вкладка:
Яблоки:
Звук тоже отличается, но вопрос не в том, что Мелодия плохо отпечатала, там всё практически на высшем уровне, и объём, и яркость присутствуют, просто английский вариант вообще космический, это одна из самых круто записанных пластинок вообще, из слушанных мною. Но при всём уважении к Тине, покупать оригинал пока не планирую, разве что если попадётся случайно за вменяемую цену.
Последний из обозреваемых альбомов - широко известный в узких кругах альбом тяжеловесов рока Deep Purple (ага, та самая «Вот помню, мы любили группу «Дип Пурпле», название писали мелом на стене…») The House Of Blue Light, 87 год, выпущенный год спустя Мелодией под названием Дом Голубого Света.
И выпущенный, надо сказать, весьма круто, по качеству звука я бы сравнил его с лицензионным альбомом Даэр Стрейтс, т.е. для Мелодии просто феерический звук! Оригинал ещё лучше, но он просто лучше, а не значительно.
Хорошая печать, отличная масса, думаю, дело в этом. А исходник одинаковый, и это слышно. Оформление близкое, разве что обратная сторона у Мелодии попроще и вообще полиграфия так себе. Но при значительной разнице в цене это не принципиально вообще. А вот сам альбом меня «не цепляет». Я искренне уважаю, как группу вообще, так и Ричи Блэкмора в частности, но не цепляет, и всё. Поэтому оба варианта взяты у товарища специально для сравнения.
В общем и целом Мелодия лицензии печатала вполне себе прилично, но всё равно неровно. Например, ту же ABBA выпустили средненько, и звук там не поражает воображение. Главный же вывод в том, что если денег на оригинал не хватает, а система ближе к начальной, то вполне можно обойтись и мелодиевскими лицензионными перепечатками. А вот с нелицензионными были всякие заморочки, и песни перетасовывались, и убирались, и прочее, и прочее. Но это уже другая история, до которой у меня руки точно не дойдут.