Найти в Дзене
Сергей Кудряшов

Путь к правильному звуку или как все начиналось

У самурая нет цели, только путь (c) 1. Данный текст может быть интересен тем, кто только входит в мир винила (и вообще звуковоспроизведения) и не сильно разбирается в вопросе. Кто сильно в курсе, найдёт здесь мало интересного. 2. Всё ниженаписанное - исключительно моё субъективное видение вопроса, не претендующее ни на истину, ни на особую точность суждений. Хотя, может, именно это и будет интересно, кто знает… 3. Ну, и если не интересно звуковоспроизведение в особо извращённой форме (куском алмаза с куска винила), данный опус читать противопоказано, во избежание заворота мозгов :) Часть фото из Интернета, часть мои. Началось всё давненько, я ещё был школьником старших классов. Шёл 86 год, по стране гремел Модерн Токинг. Я был на хорошем счету у директора и он (в основном директора женщины, но в тот момент года полтора был мужчина) пустил меня в радиоузел, смонтированный как раз у него в кабинете. Там стоял трансляционный усилитель с оконечными динамиками, разведёнными по всей школе.

У самурая нет цели, только путь (c)

1. Данный текст может быть интересен тем, кто только входит в мир винила (и вообще звуковоспроизведения) и не сильно разбирается в вопросе. Кто сильно в курсе, найдёт здесь мало интересного.

2. Всё ниженаписанное - исключительно моё субъективное видение вопроса, не претендующее ни на истину, ни на особую точность суждений. Хотя, может, именно это и будет интересно, кто знает…

3. Ну, и если не интересно звуковоспроизведение в особо извращённой форме (куском алмаза с куска винила), данный опус читать противопоказано, во избежание заворота мозгов :)

Суть увлечения винилом.
Суть увлечения винилом.

Часть фото из Интернета, часть мои.

Началось всё давненько, я ещё был школьником старших классов. Шёл 86 год, по стране гремел Модерн Токинг. Я был на хорошем счету у директора и он (в основном директора женщины, но в тот момент года полтора был мужчина) пустил меня в радиоузел, смонтированный как раз у него в кабинете. Там стоял трансляционный усилитель с оконечными динамиками, разведёнными по всей школе. С микрофоном. И стоял какой-то старый советский проигрыватель, типа Веги или чего-то такого, уже не помню. Знаний мне не хватало, чтобы подключить проигрыватель к усилителю шнурами (которых, к слову, и не было), и я, не сомневаясь ни секунды, поставил микрофон к динамику и запустил трансляцию по школе (только на переменах, само-собой). В основном это были пластинки, выпущенные по лицензии в СССР, оркестра Поля Мориа. С тех пор я обожаю эту музыку :)

Вот именно такую и запускал.
Вот именно такую и запускал.

Запускал и свежевыпущенную той же Мелодией пластинку Модерн Токинг, что поднимало энтузиазм учеников до предела.

Ёмахо, ёмасо :)
Ёмахо, ёмасо :)

Длилось это не сильно долго, директора за какие-то косяки с должности попёрли (может, за пьянство, может, за общую бестолковость, а скорее всего, за всё подряд), а меня, без разговоров, попёрли уже из радиоузла. Но любовь к музыке, записанной на виниле начала зарождаться :)

К виниловым пластинкам я тогда относился просто, это было нечто, что ставится на проигрыватель, и оно как-то там играет. В частности не вникал, и не собирался. Точно так же я относился к плёнкам, как на бобинах, так и в виде кассет. Играет, и ладно. Но в 88 году, уже закончив школу, и учась в Воронеже, я попал в гости к товарищу, у которого была банальная Вега-108 (UPD: Но могу плохо помнить, возможно был Арктур-004, который не сильно от Веги и отличался, по сути)

Вега-108, проигрыватель Бердского радиозавода.
Вега-108, проигрыватель Бердского радиозавода.

и редкий даже тогда стационарный кассетник Маяк-120.

Маяк-120, редкая птичка.
Маяк-120, редкая птичка.

Пластинок у него было две приличные полки, и, (О, Боже!) настоящая фирменная пластинка Скорпионс! Самый настоящий немецкий пресс 79 года Lovedrive (стоил тогда невменяемо дорого).

Достаточно провокационное оформление, особенно для того времени.
Достаточно провокационное оформление, особенно для того времени.

Трещал он от души, т.к. был затёрт и яростно запилен, но при этом выдавал удивительный по качеству звук, не сравнимый со звуком Мелодии и слышный даже на предельно отстойной штатной головке Веги, польской лицензионной MF-100.

Прародители у неё были достойные...
Прародители у неё были достойные...

Это было отправной точкой моего увлечения музыкой. Я не то, чтобы прям пропал, но потихоньку начал покупать в воронежском музыкальном магазине пластинки и посылать их домой в специально изготовленных из фанеры ящиках (в те времена посылки должны были быть строго в ящиках, или строго обшитые крепкой однотонной (обычно белой или серой) тканью, это всё обвязывалось шпагатом (верёвка такая) и заливалось сургучом). А заодно поставил задачу на будущее - купить проигрыватель. Пластинки покупались (далеко не все из них сохранились до сейчас, ибо покупалось всё бессистемно, и часть была подарена родственникам и друзьям, за невостребованностью), а вот с проигрывателем затянулось, ибо дома была Вега-109

Ничем принципиально не отличается от Веги-108.
Ничем принципиально не отличается от Веги-108.

и слушать музыку было можно. Вопросы качества меня тогда не волновали, в связи с отсутствием выбора.

Году в 91-м купил катушечник Союз-111, приставка, без усилителя.

-9

Но это всё было неудобно, приходилось подключаться к Веге, да и вообще, мне он не сильно понравился. Там, где я учился, в складчину был куплен Союз-110 (этот был с усилителем)

-10

и колонки S-90.

Это я сейчас понимаю, что звучат они так себе, но тогда были совершенством.
Это я сейчас понимаю, что звучат они так себе, но тогда были совершенством.

Играло это всё красиво (для моего неискушённого уха), благо народ приносил много хорошо записанных катушек. Вот и подумал я насчёт Союза. Потом продал и купил последний выпуск Ростов-012 (раньше это был Ростов-112).

-12

Хороший был бобинник, стеклоферритовые головки, очень приличный усилитель на борту, вменяемый уровень изготовления. Понятно, что ЛПМ до высшей группы сложности не дотягивал, но это всё мелочи. Купил я к нему сначала колонки S-30.

Именно такие, S-30B, а так их несколько вариантов было, как и S-90.
Именно такие, S-30B, а так их несколько вариантов было, как и S-90.

Хорошие колонки для своего времени, но "маловато будет". Низов мало, да и двухполосные. Продал, купил S-50.

Вот они были только такого варианта, аналогов не было.
Вот они были только такого варианта, аналогов не было.

Вот эти уже вполне прилично зазвучали для моего понимания того, как это всё должно звучать. И некоторое время меня всё устраивало, особенно с учётом, что музыку слушал не каждый день и даже не каждую неделю. Году в 95-м с рук купил удивительный CD проигрыватель, привезённый продавшим его мне из Германии. Никакого лейбла, только № модели и надписи на немецком сзади.

-15

Но при снятии крышки обнаружились южнокорейские микросхемы. В общем, нечто. Но работал он нормально, а то, что самописные на компьютерном CD приводе диски он читает через два раза, причём не всегда, обнаружилось не скоро, за неимением тогда компьютера. В дальнейшем выяснилось, что этим грешили все CD-шники из 80-х, т.к. тогда были лазеры небольшой мощности, и читали только смачно прожженные заводские диски.

Логично, что я начал покупать на Горбушке (ездил в частые командировки в Москву) в дополнение к винилу ещё и CD. Но если был выбор винил или CD, предпочтение отдавал первому. Правда, где-то года с 96-97 винил почти перестали выпускать и эта тема, как тогда казалось, закрыта навсегда.

Совершенно случайно, за крайне мизерную цену, купил проигрыватель Арктур-006 87 года выпуска.

-16

Ещё тогда, в 80-х, в новгородской Радиотехнике облизывался на него, но стоил он прилично и был недоступен для школьника.

Вертушка была в идеале, но крышка была затёрта до непрозрачности. Что меня не парило ни разу, даже мысли отполировать не возникло. Купил к нему относительно неплохую для своего времени (и новую, в коробке) головку ГЗМ-155-II и успокоился. Играет и ладно.

-17

Где-то в середине 2000-х бобинник я продал, вместе с катушками, причём недорого. Катушки осыпались и смотреть на всё это было тошно. Купил на замену усилитель Одиссей-010

-18

в среднеушатанном состоянии. И крышка верхняя затёрта до железа, и внутри кто-то порезвился от души. Пришлось махнуть все электролиты, звучать стал лучше, но пару раз ломался, что сам не осилил, отдавал специалистам. В дальнейшем мастер, специализирующийся на выведении в заводские параметры всякого советского винтажа привёл усилитель в идеальный порядок (с очисткой шуршащих и теряющих контакт переключателей и регуляторов, которые там дискретные) и всё стало совсем хорошо.

Позже товарищ-меломан (хотя познакомились мы вполне по другой теме, но как-то совпало) подогнал мне колонки Эстония 35АС-021.

-19

Те самые, с металлизированным плоским НЧ динамиком. Утверждал, что это лучшие советские колонки, и надо брать. Надо, так надо, благо S-50 он же за нормальную цену пристроил. Звук стал несколько лучше, но какого-то значительного прорыва не произошло.

А потом я вообще забил на музыку, и лет 15 это всё стояло себе и пылилось. Но не продавалось и не выбрасывалось. Просто настроя не было, колонок по бокам компьютерного монитора вполне хватало.

С товарищем-меломаном связь поддерживал, и однажды, в 20-м году, по осени, он пригласил в гости послушать то, к чему он пришёл за годы поисков своего звука. Вертушка Victor (внутрияпонский бренд JVC), автомат, с автовыбором пластинки, услилитель (точнее, ресивер, усилитель с встроенным радиоприёмником) Ямаха 76 года, колонки Филипс 74 года. И вполне себе красиво звучащие фирменные пластинки. Топовые проигрыватели CD (да, штуки три), тоже присутствовали. И звучало это всё настолько интересно, что проняло меня до глубины души. А то, что у меня стояло, не звучало так (абидна, да?). И начал я выяснять, как достичь хорошего звука, а не просто, чтобы играло.

И вот за эти два с небольшим года и произошли самые существенные изменения, как в восприятии мною музыки, так и в понимании тонкостей всего этого дела. Но об этом уже в следующей части.

Продолжение тут.