Президентский Совет по правам человека 25 июня выдвинул инициативу о введении в российской школе оценок за поведение. Согласно опросам 69% российских учителей поддержали это предложение. Кроме того, идею поддержали 57% родителей (67% отцов и 43% матерей).
В основе этой инициативы СПЧ лежат многочисленные жалобы учителей на то, что они ничего не могут сделать в ответ на унижение или оскорбление со стороны ученика. Моделируем ситуацию, ребенок на уроке может обозвать учителя или запустить в него каким-то предметом. Или, используя совокупность этих приемов и манипуляций, доводит педагога «до ручки», а затем снимает на видео итоговый результат своей деятельности - учительскую вспышку гнева. Далее выкладывает в соцсети и ловит хайп, а наши доблестные СМИ раздувают из этого несусветный скандал. А учителю остается только молиться, чтобы роликом не заинтересовались компетентные органы, которым тоже надо проявлять заботу о бедных детях и показывать статистику по отлову неадекватных педагогов. Ну, а хулиган прекрасно знает, что ему за это ничего не будет.
С «органами» разобрались, теперь родители. Большее их количество считает, что ребенок всегда и во всем прав. Принять веками доказанную точку зрения о том, что всегда вставать на сторону ребёнка в любом споре вредно, прежде всего для него самого, они не могут. Не может эта категория родителей принять и то, что ребёнок не может быть главным в отношении взрослого, и любые хулиганские действия должны иметь плачевные последствия. Поэтому в их глазах школа превращается в кровавый Мордор, где тупые учителя-истерички издеваются над беззащитными детишками.
Когда я работал в частной школе, я общался с детьми и все как один мне рассказывали, от каких ужасов государственного образования они сбежали благодаря переходу в частную школу. В принципе, я многим из них верю, в их понимании это было ужасно, хотя в большинстве своем, как мне кажется, это была их своеобразная корпоративная школьная культура – критиковать государственное образование, чтобы на контрастах подчеркнуть новые комфортные условия. Но в частной школе, на таком педагогическом островке психологического благополучия, не могут учиться все, ибо обучение в месяц достигает средней ЗП по Москве. К тому же частная школа может в любой момент отчислить хулигана. А если вспомнить вступительные школьные экзамены, то мы увидим с вами, какие серьезные барьеры отбора и рычаги воздействия имеет частная школа и которых не имеет обычное среднее общеобразовательное государственное учебное заведение.
Так что же конкретно предлагают в СПЧ, пока идет обсуждение критериев, по которым будет выставляться отметка. Главное, чтобы это не свелось к очередной балльно-рейтинговой жвачке по типу: «Бросил предметом в учителя – 1 балл, послал учителя на три буквы – 5 баллов», а потом по сумме баллов что, отчисление?
Член СПЧ, главный редактор ИА Regnum Марина Ахмедова предлагает за неудовлетворительную оценку за поведение следующую санкцию: «в этом случае школьника не допустят к ЕГЭ и ОГЭ. И это решение о недопуске будет принимать педагогический совет, то есть коллектив учителей». Единственный момент, хорошо, согласен, в 10-11 классах это будет работать, потому что, во-первых, в них и так уже осуществляется отбор, и совсем бандитов школа может туда не брать. Во-вторых, из 10-11 классов и так можно выгнать из школы без всяких оценок за поведение.
А вот что делать с недопуском к ОГЭ. В Конституции РФ ст. 43 п. 4 сказано, что «основное общее образование обязательно», т.е. государство обязано дать ребенку соответствующий аттестат. Недопуск к ОГЭ продлит это нахождение на неопределенный срок и вместо того, чтобы позволить ученику хотя бы попытаться получить аттестат и избавить школу от этой обузы, мы его консервируем еще на год в школе в 9 классе, ибо без ОГЭ он не получит аттестат. И, как правило, таким детям, кто творит беспредел в школе, абсолютно плевать на ОГЭ, ЕГЭ и всю систему образования в целом.
Отсюда вывод: в связи с нехваткой рабочих рук в стране необходимо ОГЭ оставлять только тем детям, которые идут в 10 класс с прицелом поступления в ВУЗ. Дать школе возможность выдачи аттестатов основного общего образования без ОГЭ, по внутренним экзаменам. Техникумам дать право принимать на обучение таких детей по одному аттестату без ОГЭ. Таким образом мы получим необходимые квалифицированные рабочие руки для нашей страны, и эти дети не будут на шее у родителей сидеть годами, не имея возможности без аттестата хотя бы где-то получить профессию. А школа получит возможность хотя бы после 9 класса избавляться от такого деструктивного контингента.
По нюансам можно спорить, поэтому и проводится общественная дискуссия, но что очевидно, нельзя пытаться решать проблемы образования, борясь со следствиями, не решая причины, приведшие нашу страну в образовательный тупик. Но это уже другая тема. В итоге хочу сказать, что сама инициатива правильная, главное, чтобы её суть, как это часто бывает, не была выхолощена бюрократами очень далекими от преподавания в школе и образования вообще.