Найти тему
Автомобильный мир

Этот загадочный и редкий Saturn

Оглавление

В США есть мнение, что General Motors никогда не приносила ничего положительного в автомобильный мир и что этот гигант давно должен быть ликвидирован. В изложенном тезисе есть доля истины, поскольку такие бренды, как Pontiac, Oldsmobile, Saturn и Hummer, вымерли под началом этой компании, а Saab и Opel "встали на колени", прежде чем перешли в другие руки.

Но есть и другая сторона: крупнейший американский производитель отвечает за многие технологические инновации, которые мы используем сегодня. Это замок зажигания, турбонагнетатель, АКПП, отключение цилиндров во время движения, сенсорные экраны в шгу и др.

Большую часть своей истории General Motors работала под пятью основными брендами. Это Chevrolet/GMC, Pontiac, Oldsmobile, Buick и Cadillac, но были и такие, о которых вы, вероятно, не знаете. Многие ли слышали о Картеркэте, Элморе, Юинге, Релайансе, Рапиде, Маклафлине, Бомонте, Скриппсе-Буте, Шеридане, ЛаСалле, Маркетте, Окленде или Викинге? Да, все они какое-то время были частью крупнейшего в мире производителя, но в этой статье я расскажу о бренде, который малоизвестен за пределами рынка США - Saturn.

-2

Чтобы понять, почему вообще появился Saturn, нам нужно кратко проанализировать ситуацию с доступными автомобилями. General Motors производила их серийно с начала шестидесятых годов. Это так называемый масс-маркет, автомобили на каждый день, для тех кто не мог купить более дорогую и мощную модель.

Но нефтяные кризисы оставили значительный след на вкусах клиентов. Хотя General Motors дебютировала с рядом конкурентов, наиболее известными из которых были так называемые X-Body (Chevrolet Citation, Pontiac Phoenix, Oldsmobile Omega и Buick Skylark), к началу 80-х годов стало ясно, что старый способ ведения бизнеса больше не работает.

-3

Если конкуренты из Европы не представляли большой проблемы в категории дешевых автомобилей, то автомобили из Японии со значками Toyota, Honda, Nissan/Datsuna, Mazda и других марок завоевывали все большее число покупателей благодаря своей низкой цене и отличная надежность.

Первый человек компании, Роджер Смит, основал Project Saturn в 1982 году с целью победить японцев в их собственной игре. Модели этой марки должны были обеспечить передний привод, экономичные двигатели, высокий уровень отделки и стартовую цену всего в пять тысяч долларов США (около 14 700 в сегодняшнем денежном эквиваленте).

-4

Saturn также не было разрешено делить что-либо с другими братьями General Motors, и его пришлось производить на отдельном заводе. Поскольку это совершенно новый завод, он не будет находиться под контролем профсоюза, что теоретически значительно снизит производственные затраты. Разработка прошла без особых проблем, и к 1989 году завод был готов. Было занято 3800 рабочих, и каждый из них имел право остановить производственную линию, если заметил проблему, и устранить ее. Десятилетиями ранее это был типичный способ работы в японской промышленности, но совершенно неизвестный в Америке. Сама разработка также работала иначе по сравнению с тем, к чему привыкла General Motors. А именно, раньше каждая команда работала отдельно (стиль, механика, интерьер, опции и т. д.), а теперь им приходилось сотрудничать.

-5

Первый Saturn сошел с конвейера 30 июля 1990 года, а в основу модельного ряда легли седан SL и купе SC. Оба оснащались атмосферным 1,9-литровым двигателем мощностью 85 или 123 лошадиных силы (в зависимости от комплектации) со смешанным расходом менее семи литров на сто километров. Стартовая цена составляла 7 995 долларов США (17 355 на сегодняшний день), что было больше, чем планировалось, но все же значительно меньше, чем запрашиваемая цена за Honda Civic или Toyota Corolla. В Saturn хотели, чтобы качество обслуживания клиентов было на самом высоком уровне, и каждый из них имел возможность вернуть купленную модель через месяц или 2400 километров, если он по какой-либо причине не остался доволен.

-6

В первый год бренд занял отличное третье место в категории удовлетворенности клиентов, выбранной некогда уважаемой JD Power, а впереди остались только премиальные бренды, такие как Lexus и Infiniti. Более поздние исследования покажут, что до 75% покупателей Saturn ранее владели японскими автомобилями, а к середине девяностых годов прошлого века продажи марки подскочили до более чем 300 000 автомобилей в год. В этот период дебютировала более крупная модель серии L на базе Opel Vectra, но большего успеха она так и не добилась.

-7

К сожалению, GM не потребовалось много времени, чтобы вернуться к своим старым привычкам. В 1990-е годы компания Saturn пользовалась отличной репутацией в сфере надежности и удовлетворенности клиентов, но в начале 21 века у головного подразделения закончились средства (что позже привело к банкротству) для модернизации своих устаревших предложений.

-8

Первый внедорожник компании Vue не принес ожидаемых результатов, поэтому было принято решение, что Saturn займет позицию бывшего Oldsmobile (который был снят с производства в 2005 году) и расположится выше Chevrolet и Pontiac. Для чего-то подобного нужно было делать гораздо более дорогие модели, и Saturn находит их в Германии у родственного бренда Opel.

-9

Компактный седан Ion позаимствовал платформу у Opel Astra, спорткар Sky стал переупакованным Opel GT, а минивэн Relay стал спортивной альтернативой Chevrolet Uplander. Хотя они продавались в удовлетворительном количестве, ни один из них не обладал такой надежностью и отделкой, как их предшественники. Покупатели начали жаловаться, что Saturn становится слишком дорогим, и бренд отреагировал импортом моделей Opel Astra и Vectra, чтобы оправдать значительно более высокую цену.

-10

Если бы были более счастливые времена, возможно, решение было бы найдено, но, как мы знаем, в 2008 году США были охвачены великой рецессией, и компания GM практически обанкротилась. Любой бренд, не приносивший прибыли, был ликвидирован, что ознаменовало конец Pontiac, Saturn и Hummer, а Buick выжил только благодаря своему успеху в Китае.

«Сатурн» показал, что General Motors способна победить любого соперника в своей игре, но, как это часто бывает, самонадеянность и ряд плохих ходов привели к провалу. Сейчас Сатурн редко американских дорогах, но те кто вырос в США однозначно скажут, что он был очень распространен на школьных парковках, потому что был очень надежным и доступным.

В свое время этот бренд имел свой стиль, отличный от других. Как считаете?

Поделитесь своим мнением в комментариях

Не забудьте подписаться!

Спасибо!