Найти в Дзене

Почти сухопутный крейсер: Тяжелый танк Перринель-Дюмэ

Луи Поль Андре де Перринель-Дюмэ родился 11 февраля 1864 года в Версале и начал службу в военно-морском флоте в 1881 году. Перед Первой мировой войной он служил на различных кораблях, включая броненосец типа "Шарлемань". 31 августа 1916 года он получил звание капитана де фрегата (капитан 2-го ранга (подполковника)) и стал президентом Комиссии телеграфного контроля в Гавре.

Броненосцы типа «Шарлемань»
Броненосцы типа «Шарлемань»

В январе 1917 года Перринель-Дюмэ начал новую карьеру в танковых войсках, из-за своих технических знаний в области электричества, став старшим офицером в "Groupement de St Chamond X" (10-я группая танков Сен-Шамон), состоящей из трех рот: AS 31, AS 33 и AS 36, в Марли-ле-Руа. В подразделении были технические проблемы, и оно не было полностью укомплектовано танками до августа 1917 года.

Капитан де Фрегат Перринель-Дюмэ хорошо изучил конструкцию танков St. Chamond и их электрическую трансмиссию. 18 февраля 1918 года Перринель-Дюмэ предложил создать длинный, хорошо вооруженный и защищенный танк. Разработка крайне амбициозного проекта заняла 15 лет, до 1933 года.

Танк Saint-Chamond 62691 "Le Poilu" 3-й батареи, AS35, Groupement XI около Шавиньи 18 июля 1918 года.
Танк Saint-Chamond 62691 "Le Poilu" 3-й батареи, AS35, Groupement XI около Шавиньи 18 июля 1918 года.

Танк, предложенный Перринелем-Дюмэ, был огромным — почти 20 метров в длину, что создавало бы логистические проблемы. Конструкция позволяла преодолевать очень широкие воронки и траншеи. Внешне танк напоминал трамвайный вагон на гусеницах, без башни, с вооружением по всему корпусу: спереди, по бокам, сзади и на крыше. Носовая и кормовая части были наклонены вверх для предотвращения застревания.

Корпус танка был плоским с выраженной вертикальной ступенькой, где находилось заднее орудие. На крыше располагались несколько турелей для наблюдения, две из которых были стробоскопическими. Танковая конструкция имела высоту около 3,7 метра и ширину 3 метра, что соответствовало французской колее и ширине Char 2C. Однако длина танка делала его слишком большим для железнодорожной транспортировки.

Дизайн капитана Перринеля-Дюмэ, изображенный на обложке его книги "Chars de Combat" 1933 года.
Дизайн капитана Перринеля-Дюмэ, изображенный на обложке его книги "Chars de Combat" 1933 года.

Танк весил около 84 тонн, что делало его легче немецкого K-Wagen (120 тонн), но тяжелее французского Char 2C (69 тонн). Если бы танк был построен, его вес, скорее всего, увеличился бы. В целом, эта машина была бы одной из самых длинных однокорпусных бронированных боевых машин в истории.

Перринель-Дюмэ выбрал вариант спонсонов для вооружения своего танка, несмотря на знакомство с башней, как у Renault FT. Так как отказ от башни в сторону спонсонов лишал танка вести огонь на 360 градусов, Луи компенсировал этот недостаток доведения численности стволов до абсурда. Его танк был оснащен 13 пулеметами и двумя пушками разного калибра.

Пулеметы размещались следующим образом: один спереди, два под ним в изогнутой части, по одной паре по бокам за основными пушками и два на крыше, а затем еще две пары, также по бокам и на крыше. Последняя пара пулеметов располагалась в нижней части кормы. Для управления всеми пулеметами требовалось бы всего ничего 13 человек.

-4

Ответ на вопрос: "А зачем нужны пулеметы на крыше?" кажется очевидным. Такая махина была бы желанной целью для авиации, которая уже успела к концу войны обзавестись бомбами. Однако тут скрывается корабельное прошлое господина Луи.

Перринель-Дюмэ хотел, чтобы его танк обладал амфибийными возможностями, а двигался он за счет гусениц. При плавании (а иначе как это еще назвать?) нижние пулеметы были бы погружены в воду, а боковые – бесполезны в любых условиях, кроме спокойного моря и для хоть какой-то защиты оставались только пулеметы на крыше танка.

Пушки были установлены в угловатой передней части танка и могли поворачиваться на 130 градусов. Однако это расположение все равно создавало мертвые зоны, особенно по бокам и вблизи центра танка.

Ходовая часть была схожа с французским танком Сен-Шамон, но была умножена в 4 раза. Первая гусеница помогала подниматься на препятствия, а остальные толкали танк вверх.

Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.
Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.

Танк также имел 4 домкрата вдоль каждого борта, которые использовались для обслуживания гусениц и подвески на ровной и твердой поверхности.

Информации о том, что должно было толкать этот сухопутный крейсер вперед сохранилось не много. Устоялось мнение, что в танке планировалось разместить, как минимум, два двигателя. Благо пространства было предостаточно. Также снова сказалось и морское прошлое.

Оригинальный рисунок капитана де Фрегата Перринеля-Дюмэ для его гигантского корабля.
Оригинальный рисунок капитана де Фрегата Перринеля-Дюмэ для его гигантского корабля.

Перринель-Дюмэ предложил необычную идею: использовать уголь в качестве топлива для танка. Эта система могла бы включать сжигание угля или нагрев его для получения горючего газа. Хотя такая система была бы менее эффективной, чем жидкое топливо, например дизель, она имела бы два неочевидных, для танка, преимущества.

Во-первых, бункеры для угля могли быть большими и занимать всю высоту корпуса, что обеспечивало бы дополнительную защиту. Во-вторых, уголь был бы безопаснее в обращении, исключая риск утечки легковоспламеняющихся жидкостей.

Гигантские танки требуют больших экипажей. Немецкий K-Wagen имел 28 человек, и этот танк также нуждался в многочисленной команде.

K-Wagen
K-Wagen

Предположительно, каждый пулемет обслуживал один человек, каждая пушка и купол также требовали по одному человеку, что давало минимум 19 человек. Добавление заряжающих и кочегаров увеличивало это число. Более реалистичная оценка могла быть следующей: 13 пулеметчиков, 1 водитель, 1 командир, 1 задний наблюдатель, 2 члена экипажа для заднего орудия, 6 для переднего и 1-2 кочегара, что в сумме составляло 24-26 человек. Это сравнимо с экипажем для двух Char 2C или шести Char B1, появившихся несколько лет спустя.

-8

Танк был слишком большим и тяжелым для своих размеров, с плохо устроенным вооружением и непрактичными идеями амфибийной работы. Экипаж был слишком велик, что представляло собой растрату рабочей силы. Танк Перринель-Дюмэ был устаревшим проектом, несмотря на инновации французских танков. Он больше соответствовал 1918 году, чем 1933-му, когда уже появлялись новые, более современные модели, такие как Char 2C.

Проект был скорее размышлением старшего офицера. Перринель-Дюмэ знал механические аспекты, но недостаточно, чтобы понять ограничения танков. Его военно-морской подход показывал недостаток знаний о современных танках, и несмотря на долгие годы работы, проект устарел еще до завершения.