Гитарист Megadeth Теему Мянтисаари объяснил, почему он предпочитает учить музыку на слух, а не использовать табулатуры. В недавнем интервью Мянтисаари спросили о его методе разучивания хитов Megadeth и других песен в целом. Гитарист отметил, что хочет понять музыку, которую играет, а не просто научиться её воспроизводить:
«Я занимаюсь этим уже долгое время. Я всегда был очень внимателен к деталям, так что для меня цель всегда состоит в том, чтобы попытаться передать атмосферу оригинала. Это включает в себя такие нюансы, как вибрато и интонация группы, и очень важен ритм, то есть не только исполнение нот, но и понимание того, что они пытаются передать в момент исполнения оригинального соло.
Конечно, есть много разных способов сыграть соло. Допустим, вы можете просто прочитать табулатуру и исполнить её, как при чтении, но при этом вы можете не понимать, о чём идёт речь и что вы вообще делаете.
Тогда, возможно, следующим шагом будет понимание: "Хорошо, этот аккорд здесь. Это смена аккорда, вот почему он играет эти ноты здесь". Затем, возможно, следующий шаг — это способность делать это на сцене, не глядя на свои пальцы, как сейчас, и способность исполнять это раз за разом. И, возможно, последний шаг — это когда вам уже не нужно об этом думать.
На сцене может произойти всё что угодно. Можно закрыть глаза и всё равно играть. Поэтому я делаю так: сначала я слушаю то, что учу. Я слушаю много раз, так что сначала я как бы прокручиваю мелодию в голове, потом представляю себе ритм и звучание, а затем беру гитару и пытаюсь разобрать песню.
Иногда я замедляю темп. Обычно я просто использую свой слух, потому что я понял, что большинство табулатур, которые можно найти в Интернете, так или иначе неправильные. Полностью правильной не найти. Так что обычно я не заморачиваюсь с этим. Я ориентируюсь на свой слух.
Требуется многолетний опыт, чтобы дойти до такого уровня, но есть современные инструменты, такие как программы для замедления или изменения высоты тона, если это необходимо. Например, многие песни Megadeth немного не в той тональности. Тогда нужно изменить высоту тона.
Я так и делаю, а иногда, если это очень быстрая вещь или мелодия, которую я не могу понять, я могу посмотреть видео, как они играли её на выступлениях.
Но при этом я также знаю, что на видео, снятом давным-давно, аппликатура может отличаться от аппликатуры на видео, где они играют 20 лет спустя, потому что за эти годы они могли также изменить манеру исполнения соло».
В заключение Теему отметил, что после тщательного изучения песни он может изменить некоторые детали, чтобы соответствовать своему стилю игры:
«Я стараюсь провести исследования и посмотреть, какие вещи остаются неизменными в разных дублях, а какие меняются, пытаются ли они импровизировать в этой партии или она всегда одна и та же. Затем я пытаюсь двигаться дальше. Обычно я стараюсь уловить все мелкие нюансы и детали.
Иногда я могу изменить манеру звукоизвлечения, например, если моим рукам проще сыграть эту ноту здесь, а не там, хотя они играли её с другой аппликатурой, но, по крайней мере, я стараюсь звучать похоже и уловить оригинальную атмосферу как можно лучше, а потом просто играю её снова и снова, пока она не отложится на подкорке.
Ещё одна очень важная вещь — практиковаться стоя, именно так я и делаю. А также репетиция с закрытыми глазами, так что даже если это сложные движения, вы сможете делать на уровне ощущений. Если вы можете делать это во время тренировок, тогда вам не придётся волноваться на сцене».