Синдром самозванца - это состояние, при котором человек не уверен в своих компетенциях, считает свои достижения случайными, приписывает их внешним обстоятельствам, несмотря на объективную экспертность его знаний.
При синдроме самозванца сложно начинать новое дело, самопроявляться и заявлять о себе. Каждая ситуация, когда нужно представить свой проект другим людям (масштаб неважен, от поста в инстаграм до докторской диссертации), сопряжена со стрессом, сомнениями, страхом и неуверенностью в своих возможностях и силах. Человек заранее себя "кошмарит" сценами неудачи, когда его "разоблачают", критикуют, задают неудобные вопросы. Представляет как он терпит полное фиаско в деле, в котором якобы ничего не смыслит. Человек с синдромом самозванца ощущает "притворство", как будто бы он не настоящий специалист, а только притворяется таковым, носит маску профессионала, под которой скрывается неудачник и незнайка.
Если у человека есть синдром самозванца, он постоянно сравнивает себя с другими людьми не в свою пользу, боится брать на себя ответственность и страдает перфекционизмом. Ему всегда кажется, что он сделал недостаточно, что нужно постараться еще, и тогда, возможно, никто не догадается, что он самозванец. Часто такой "самозванец" очень много учится, заканчивает бесчисленное количество курсов, чтобы почувствовать себя абсолютно готовым к презентации своих знаний. Но ему всегда кажется, что его знаний недостаточно и нужно поучиться еще и еще.
Рассмотрим причины, по которым у нас появляется синдром самозванца:
- Детско-родительские отношения. Маленький ребенок насыщается огромным количеством родительских интроектов (посланий), которые часто бывают, к большому сожалению, критикующими и отвергающими. Например: "У тебя ничего не получится!", "Ты делаешь все неправильно!", "Ты мало постарался!", "Ты опять меня подвел!", "Не высовывайся, иначе будет хуже!", "Посмотри на дочку нашей соседки! Какая она молодец, не то, что ты!". Это могут быть не только прямые вербальные послания, дети также прекрасно считывают мимику и эмоции. Эти интроекты поселяются глубоко внутри личности и продолжают влиять на жизнь взрослого человека.
- Негативный опыт. Ребенок проявился, но был отвергнут. Например, в начальной школе, когда он первый раз пришел в танцевальную студию, он неправильно запомнил движения и не смог повторить их за педагогом. Вся группа детей смеялась над ним, а учитель критиковал и не выразил поддержки. В дальнейшем, будучи уже взрослым, он боится проявляться, поскольку в этом случае становится уязвимым. Его психика и его тело помнят (даже неосознаваемо) тот страшный момент, когда он предстали перед негативно настроенным миром без каких либо защитных механизмов и теперь он всячески избегает повторения этого момента.
Как вы можете себе помочь, если заметили у себя признаки синдрома самозванца?
1. Отследите те жесткие беспрекословные правила и требования, которые есть у вас по отношению к самому себе. Например: "Ты всегда должен быть идеально одет!", "Ты всегда должен получать только отличную оценку!", "Ты всегда должен все делать самостоятельно!". Вы можете проанализировать, когда и при каких условиях родились эти правила. Важно помнить, что это не вы реальный, а некие внешние навязанные вам ложные знания о себе. Постарайтесь взглянуть на самого себя как на своего близкого друга, к которому вы относитесь с любовью и нежностью. Что бы вы сказали другу на такие его требования к себе? Позвольте себе отнестись к самому себе по-человечески.
2. Разрешите себе ошибаться. Задайте себе вопрос: Возможно ли так, что всегда и во всех делах все получается с первого раза, причем получается идеально? Вспомните свой прошлый опыт, когда вы учились чему-то новому, например, изучали иностранный язык. Сколько раз вам нужно было повторить новое слово, чтобы его запомнить? Вы не с первого раза овладели правильным произношением непривычных звуков. Вы прошли через ряд ошибок, но сейчас хорошо помните это слово и активно его используете в общении на иностранном языке. Ошибка - это не трагедия. Это та точка, в которой мы набираемся опыта. Ошибаясь, мы получаем возможность сделать что-то иначе и обрести новые знания и умения. За ошибкой не следует наказание, за ней следует новый опыт.
3. Разрешите себе быть собой, быть неидеальным. Человек живой, пластичный, меняющийся. На него влияют различные факторы, как внутренние, так и внешние. Есть различные обстоятельства, которые нужно иметь в виду при оценке своего результата. Если вам кажется, что с вами что-то не так, что вы не такой, как надо, неидеальный, то проблема не в конкретной ситуации, когда вы боитесь проявиться в определенном деле, а гораздо глубже. Вы живете в этом состоянии и это чувство находит лазейку в сложных ситуациях. Чтобы разобраться в истоках и проработать эту проблему, лучше обратиться за профессиональной помощью к психологу.
4. Поймите, что быть абсолютно готовым ко всему - утопия. Постарайтесь избавиться от оценок своей деятельности в призме идеальности. Всегда есть та область, которую вы не знаете. Опирайтесь на то, что вы уже знаете и умеете.
5. Сравнивайте свои нынешние результаты со своими собственными результатами в прошлом, отмечайте прогресс. Необходимо выработать в себе гибкую позицию в оценке своего опыта и успеха, постараться не ставить себе в пример абсолютных "недостижимых" гениев, относиться к себе и своему уровню реально. Давайте себе возможность быть "начинающим" и "продолжающим". Сразу с самого начала невозможно добиться очень высоких результатов, все приходит постепенно.
6. При возникновении сомнений в себе (например: "У меня нет писательских навыков, нечего и начинать вести свой блог!") вспоминайте, что когда-то у вас не было тех навыков, которыми вы сейчас обладаете. Вы не умели плавать, не умели ездить на велосипеде, готовить, водить машину, читать, рисовать, пользоваться электронной почтой... и так далее. Теперь вы уверенно это делаете.
7. Освойте техники самоуспокоения, например, дыхательные практики и практики мышечного расслабления. Вам нужно научить ваше тело справляться со стрессовыми ситуациями и убедить психику, что вы теперь в состоянии это делать.
8. Целенаправленно присваивайте себе свои заслуги. Очень важно проанализировать каждый свой успех и присвоить его себе. Да, этот успех можно с кем-то/чем-то разделить, но необходимо обязательно часть этого успеха взять себе. Лучше проводить эту практику в письменном виде. Также вспоминайте и фиксируйте все положительные отзывы о вашей работе.
9. Определите свои негативные проекции. Вы проецируете свои ожидания на тех, кто будет вас слушать и смотреть. Вам кажется, что собралась аудитория, которая заведомо вас не любит и не воспринимает, только и ждет момента, когда вас можно подловить на ошибке и освистать. Поместите в эту аудиторию образ принимающего и любящего человека, который будет вам улыбаться, с интересом воспринимать то, что вы говорите. Или представьте, что сразу вся аудитория любит и принимает вас.
10. Не отвергайте свой опыт. Даже неуспех, ошибки, травматические воспоминания о своем неуспехе. Это ваша неотъемлемая часть, которая является важным звеном на пути к развитию. Когда вы примите свой негативный опыт, вы не будете воспринимать его болезненно, вы не будете отвергать себя и испытывать тяжелые чувства здесь-и-сейчас. У вас освободится много сил и энергии для деятельности. Помните, что ваша ценность рождается вместе с вами, ее не нужно заслуживать. Вы хороши таким, какой вы есть, со всем своим опытом.
11. Устраните пробелы в знаниях. Но только тогда, когда вы объективно, НА ПРАКТИКЕ убедитесь, что именно этих знаний вам не хватает для дальнейшего развития.
_________
записаться ко мне на консультацию:
телеграм @valentina_gud