Найти тему

БЕЛЬВЕДЕР. Императорский дворец, сохранивший память о самой скандальной любви в Российской империи

Оглавление
Дворец Бельведер /фото из личного архива/
Дворец Бельведер /фото из личного архива/

Прогулки по окрестностям

БЕЛЬВЕДЕР

От Петергофа до Бабигона

Петергоф создавался в ходе Северной войны во славу побед российского флота на море. Эта загородная усадьба на берегу залива задумывалась её создателем, русским царём Петром 1, как парадная резиденция российских монархов во славу морских побед. Долгие годы Петергоф оставался представительским и официальным. Сюда привозили гостей императорского дома демонстрировать величие и мощь российской державы. Здесь устраивали приёмы и праздники на высшем уровне и восхищались игрой золота в лучах солнца и брызгах фонтанов.

Но всё изменилось с приходом к власти императора Николая 1. Рядом с парадным Петергофом он построил летнюю усадьбу для отдыха своей семьи. Николай подарил её своей любимой супруге Александре Фёдоровне. В честь неё усадьба получила имя Александрия. С тех пор окрестности Петергофа изменились. Один за другим вокруг парадной резиденции появляются живописные парки с прудами: Александринский, Колонистский, Луговой.

Императорская семья каждое лето выезжала из Петербурга на отдых в Александрию. Любили долгие неспешные прогулки по окрестностям. Всей семьёй вместе с детьми шли вдоль фонтанного водовода и прудов, и постепенно добирались до Бабигона. Во времена господства шведов здесь на горе стоял поповский дом. И место получило название «Pappingondo» – «Поповская гора». Но когда эти земли были отвоёваны у шведов и отошли к России, труднопроизносимые иностранные названия стали заменять на более-менее понятные. Из «Поповской горы» получился «Бабий гон», название которого со временем сократилось до «Бабигона».

Бабигонские высоты находились довольно далеко от Александрии. Прежде чем отправиться в обратный путь нужно было сделать привал. Для отдыха семьи Николай повелевает построить на горе деревянную избушку в конце маршрута. Этот сельский домик должен был стать очередным сюрпризом для несравненной супруги. Любил Николай делать подарки любимой жене! Несомненно, очарование русского деревенского быта, порадовало не только Александру Фёдоровну. Избушка стала развлечением для малолетних императорских детей, привыкших к роскоши. Поиграть в деревенскую жизнь было забавно. Извечная тема «принц и нищий» – кого чем можно удивить!

Когда императорская семья облюбовала эти места, прилегающим к Бабигонскому холму деревенькам повезло. Облик их должен был стать приятным царскому взору, и их сделали образцово-показательными: за царский счёт застроили симпатичными деревенскими избушками, а жителей нарядили в национальные русские костюмы. Красота и идиллия получилась! Сплошное умиление! Да ещё и названия деревням дали по именам членов императорской семьи. Они и сегодня их сохранили – Анино, Сашино, Костино, Александрино и др.

Сельский (Николаевский) домик. (Худ. П. Ф. Борель по рисунку К. К. Циглера фон Шафгаузена /фото с сайта a-121.ru/
Сельский (Николаевский) домик. (Худ. П. Ф. Борель по рисунку К. К. Циглера фон Шафгаузена /фото с сайта a-121.ru/

Со временем, дети выросли, а приятные воспоминания молодых лет остались. Тогда, посвятив уже к тому времени немало дворцов и иных сооружений своей Александре, Николай начинает на месте игрушечного домика на Бабигонских высотах строительство нового дворца, напоминающего древнегреческий храм. С высоты холма открывался потрясающий вид на Петергоф, Петербург и Финский залив, и дворец получил название «Бельведер» (1852-1856, арх. А.И. Штакеншнейдер), что в переводе с итальянского и означает «красивый вид».

Это место находится рядом со всемирно известным пригородом Петербурга. Но туристические тропы сюда не ведут! А потому оно мало известно и мало популярно! Да и не ждут здесь сегодня гостей! Но я, всё-таки, однажды решила туда добраться.

Путь к Бельведеру

Идти пешком по следам императорской семьи я поначалу не решилась. Отправилась на пригородном транспорте – на полуразвалившейся маршрутке, следующей в Ленобласть через Петродворцовый район Петербурга. Проехать мимо и не заметить дворец легко, тем более, что он стоит не у дороги, а пассажиры маршрутки явно были с ним незнакомы. Но я не ошиблась, вовремя «тормознула» машину, перешла дорогу и интуитивно направилась по узкой тропинке между высоких трав. И очень скоро вышла к открытым воротам с негостеприимной надписью: «Стой! Прохода нет!» Я уже было приготовилась к объяснениям с неприветливым сторожем, но ни в будке, ни вокруг никого не увидела, и быстро прошмыгнула в ворота.

У входа на территорию дворца Бельведер /фото из личного архива, 2018/
У входа на территорию дворца Бельведер /фото из личного архива, 2018/

Даже зная, что я ищу и что увижу, дворец поразил своей античной изящностью, такой неуместной в этом сельском пейзаже. Он горделиво, по-царски, возвышался на высоком цоколе из розовых гранитных плит, вдоль которого по периметру тянулись ионические колонны тёмно-серого цвета обрамляя светлые стены здания. Всё вокруг словно терялось и робело перед этим величием! И даже одноэтажное здание с бесконечной колоннадой, полукругом окружив дворец, несмотря на архитектурную перекличку с ним, явно старалось не бросаться в глаза, осознавая себя неуместным.

Ну и эта картина, словно декорация в театре, уходила со сцены и забывалась, как только взору открывался главный фасад с широкой лестницей! А над ней, устремив взгляд в бесконечность, грациозно вытянулись суровые гранитные девы, несгибаемые под тяжестью, возложенной на их плечи архитектурной композиции! Колонны и фигуры кариатид для дворца Бельведер были изготовлены в мастерского скульптора Андрея Теребенёва, автора Атлантов Эрмитажа. Строгая ажурная, решётка разделила всё сооружение на три яруса и, вместе с тем, декорировала весь ансамбль, как полоски кружева, добавленные на платье!

Дворец Бельведер. Главный фасад /фото из личного архива, 2018/
Дворец Бельведер. Главный фасад /фото из личного архива, 2018/

Утраты времени

Бельведер ещё достаточно эффектен и производит впечатление на тех немногих любителей истории, кто решился сюда добраться. Он не превратился в фантом, но многочисленные гранитные столбики перед главным фасадом многозначительно намекают на утраты времени. Когда дворец принадлежал Романовым, на них была установлена скульптура. На высоких постаментах стояли бронзовые, хорошо всем знакомые, статуи коней, которые предназначались для Аничкова моста (был открыт в 1841 году). К его открытию скульптором Карлом Клодтом из бронзы была отлита только одна пара коней. Вторую пару изготовили из гипса и раскрасили под металл. Кони Клодта так пленили императора и его зарубежных гостей, что 10 лет скульптор «штамповал» лошадок с моста, а Николай раздавал их своим приближённым и иностранным монархам. Пару коней Николай приберёг для себя. Их и установили у Бельведера.

Штакеншнейдер, работавший над проектом дворца и территорией вокруг, планировал гигантские статуи коней установить у подножия холма (и это логично, сопоставив размеры дворца и коней). Однако по желанию императора, огромные статуи Аничкова моста на высоких гранитных постаментах встали по обе стороны от дворца. А на площадке у ног кариатид на гранитном пьедестале была размещена аллегорическая композиция из дерущихся зверей: Скиф был повален Барсом, а Собака оттягивала Барса в сторону. Это был подарок прусского короля, который он преподнёс российскому императору во время Крымской войны, выразив таким образом своё дружеское отношение к России. Звери олицетворяли страны, участвующие в войне: Россия была представлена в образе Скифа, Барс ассоциировался с Австрией, а Собака с Пруссией. Переведя аллегорический сюжет, получалось, что Россия была повержена Австрией, но Пруссия встала на её защиту! Как важно было в прежние времена уметь читать «аллегорические послания».

Скульптурная группа "Скиф, Барс и Собака /фото с сайта a-121.ru
Скульптурная группа "Скиф, Барс и Собака /фото с сайта a-121.ru

Мраморные статуи на уступах лестницы завершали архитектурную композицию. Словно театральные кулисы, дворец обрамляли кустарники сада, спускающегося по склону холма.

Путь к забвению истории

Воображение нарисовало эту сказочную картинку, но отказалось представлять, как всё это декоративное убранство Бельведера кануло в небытие! После революции императорский дворец вместе с территорией вокруг передали трудящимся. Здесь открыли Дом отдыха. Полукругом окружившая дворец Бельведер беседка пергола была перестроена под спальный корпус. Скульптура на фасадах пострадала от отдыхающих, с презрением относившихся к царскому наследию, а после войны и вовсе исчезла. Дворец тоже пострадал, а «ничей» сад пришёл в запустение. Здания худо-бедно отреставрировали и снова открыли Дом отдыха, который просуществовал до 1990-х. Не выдержав натиска перестройки, Дом отдыха закрылся и оставил Бельведер медленно умирать и разрушаться.

Вернуть дворец к жизни на рубеже 20 и 21 столетий взялись те, кто мог себе это позволить. Но интерес у них, конечно, был корыстный! Взявшись превратить жилой корпус бывшего Дома отдыха в фешенебельный отель, частная компания обязалась отреставрировать Бельведер и благоустроить территорию вокруг под Гольфклуб, за что получала дворец в аренду на 49 лет, а гостиничный комплекс в собственность. Дома отдыха в старинных усадьбах 20 века, и банкетные залы в 21! Что же нам ещё приготовит история?

Частная территория была обнесена забором со шлагбаумом. Здания привели в порядок, гостиницу открыли, а Бельведер стал исторической приманкой и дополнительным источником доходов. Его стали сдавать в аренду желающим отпраздновать важные вехи своей жизни в поистине царских чертогах. В 2010-х Бельведер стал обретать популярность. Интернет наполнили романтические фотографии свадеб в интерьерах дворца и восторженные отзывы из участников. Но, как обычно, что-то пошло не так.

Атмосферное место

Территория вокруг Бельведера оказалась запущенной и безмолвной. Гостиничный комплекс бесхозным не выглядел, но признаков жизни не подавал. Несколько человек, неспешно бредущих по тропинкам, не походили на постояльцев. Не видно было обслуживающего персонала. Я с любопытством заглянула в окна Бельведера. Банкет явно не намечался!

Я обошла дворец вокруг несколько раз, сфотографировала как смогла, что смогла, поднялась наверх, спустилась к подножию холма, пообщалась с каменными девами и даже попыталась тщетно в очередной раз втиснуть селфи в архитектурную композицию дворца. Как обычно, не получилось! Вековой Бельведер даже в запущенном состоянии, выглядел гораздо лучше! Больше идти было некуда, а уходить не хотелось! Я медленно опустилась на ступени!

Вдали в дымке неба виднелся Петербург. А вокруг царил разгар лета! Жужжали шмели, щебетали птицы, словно вели неспешную беседу. Набравший силу Иван-чай тихо покачивался, приветствуя то ли бабочек, то ли пчёл! А, может быть, по-дружески кивал мне, поняв, что я уже вошла в царство природы. И травы вконец задурманили своим ароматом! Ах, какой непередаваемый запах июля! (Ни один гаджет не умеет сохранять запахи!) И ни души вокруг! Тело расслабилось, душа разомлела! Может быть, атмосферой любви наполнено это место? И я вновь из дня сегодняшнего отправилась бродить по закоулкам истории. Может мне Бельведер откроет свои тайны?

Время Александры Фёдоровны и Николая 1 уже прошло! Николай не дожил до окончания строительства дворца. Унаследовал его другой император – его сын Александр 2. Бельведер для него оказался знаковым. В этом дворце император переступил заветную черту, за которой его ожидало счастье с любимой женщиной и бесконечные проблемы главы государства, не имевшего на это права!

Портрет Александра 2, неизв. худ. /фото с сайта rusmuseumvrm.ru/
Портрет Александра 2, неизв. худ. /фото с сайта rusmuseumvrm.ru/

А началась эта история любви, когда Катеньке Долгоруковой (Долгорукая – иногда её называют так) было всего 10 лет. Маленькая княжна очень хотела увидеть императора, который по пути следования на военные маневры остановился в их семейной усадьбе Тепловка, близ Полтавы. Катенька, вероятно, надеялась это сделать незаметно, «прошмыгнув» мимо взрослых. Но царь вдруг пленился юным созданием и, завёл беседу. На следующий день Александр попросил Катю показать ему сад, и они снова гуляли вместе.

Отец девочки происходил из небогатого дворянского рода, а мать была богатой помещицей. Правда, состояние жены, почему-то, быстро «испарилось», и Долгоруковы снова стали «обедневшими дворянами». Особенно тяжело пришлось, когда княгиня овдовела, оставшись с шестью детьми на руках. Александр 2 взял семью под государственную опеку. Старших девочек, Екатерину с сестрой, определили в Смольный институт. Как было заведено, царская семья навещала воспитанниц. Однажды, приехав в Смольный, царь вдруг услышал знакомую фамилию, и пожелал встретиться с сёстрами Долгоруковыми, а увидев свою старую знакомую, превратившуюся в юную красавицу, царь влюбился как мальчишка!

Екатерина Долгорукова /фото с сайта Википедия/
Екатерина Долгорукова /фото с сайта Википедия/

Однажды произошла их случайная встреча в Летнем саду. Взволнованный Александр уединился с Екатериной в одной из аллей. Потом были уже неслучайные встречи! Они в открытую прогуливались в саду, беседуя как приятели. Вскоре Екатерина стала фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги своего возлюбленного. И теперь Александр мог свободно любоваться своей Катенькой и ежедневно общаться с ней! Но, в отличие от своего отца, всю жизнь влюблённого в свою супругу, и всю жизнь имевшего мимолётные интрижки, влюбчивый Александр на этот раз так влюбился «на стороне», что потерял голову от любви! И больше ни одна женщина его не волновала. Отношения долго оставались платоническими! Александр довольствоваться счастьем ежедневно видеть, слышать её речи, смотреть в глаза и ждать...

Каково было супруге? Разве можно не заметить влюбленный взгляд дорогого человека? Как больно это понимать, да ещё всё время видеть ту, к кому муж обращает этот взгляд! А ведь когда-то он любил Марию Александровну пылко и страстно! Но годы изменили её внешность, она стала слаба здоровьем, а после скоропостижной смерти от внезапной болезни своего старшего сына Николая императрица и вовсе потеряла интерес к жизни. И счастье супруга шло рядом с её горем!

Императрица Мария Александровна /фото с сайта Википедия/
Императрица Мария Александровна /фото с сайта Википедия/

Ну а что же юное создание, обворожившее императора? Конечно, для неё интерес к императору не был любовью с первого взгляда! Разница в возрасте – 31 год! Как любая женщина, иллюзий по поводу повышенного к себе императорского внимания, княжна не питала. Она знала, что император влюблён. Но многие женщины умеют влюбиться в любовь, которой их окружает мужчина! И ценить это умеют выше любых богатств и благ! И однажды вдруг понимают, что сердце уже давно принадлежит ему, и нет в жизни никого дороже! И тогда нет преград, в любовь – как в омут! Это и произошло с Екатериной Долгоруковой. Дворец Бельведер стал местом, связавшим однажды влюблённых навсегда.

Аромат страсти у Бельведера

Летом 1866 года, после очередного покушения на Александра 2 в Летнем саду, императорская семья перебралась в Петергоф в сопровождении двора. Вместе с двором последовала за императором фрейлина Долгорукая. В разгар лета, 13 июля, Александр 2 пригласил Екатерину на прогулку и привёл её в чудесный дворец, стоявший на высоком холме! Всё утопало в зелени! Безмолвные античные статуи из серого гранита и белого мрамора приглашали в царство романтики. И в стенах дворца влюбленные в этот день обрели друг друга! Самое главное таинство отношений между мужчиной и женщиной свершилось! Это была любовь! Это было счастье! Именно тогда царь поклялся сделать любимую своей законной женой, если он когда-нибудь будет свободен! Он помнил о законной супруге и всех обязательствах перед ней! Но в тот день в роскошном Бельведере он был счастлив, и Бельведер навсегда связал сердца двух влюбленных?

Всё остальное было потом. И семья, и двор – все знали об этой порочной связи и осуждали её. Романтической она была лишь для Александра и Екатерины. Четверо детей родилось от этой любви. Император поселил любовницу в Зимнем дворце. Дети, рождённые в браке и вне брака, жили вместе. Насколько был вправе так поступить не только император, но и любой мужчина? Даёт ли право любовь на такие поступки? Эти вопросы извечны! Однозначные ответы на них даёт лишь церковь и закон!

Императрица выдержала выпавшие на её долю испытания достойно! Она держалась по-царски до последнего дня. Наконец, чахотка избавила её от страданий. После смерти законной супруги царь сдержал слово и вскоре сочетался законным браком с Екатериной. Это произошло в июле 1880 года. Как было принято в морганатических браках, супруга получила новую фамилию – княгиня Юрьевская. Потом было чудесное свадебное путешествие в Ливадию. А потом все внезапно оборвалось. Конец этой истории положил террорист, революционер-народник Игнатий Гриневицкий, смертельно ранивший императора в том месте, где стоит храм Спаса-на-крови. Тогда же завершилась история запретной любви.

Вступивший на престол Александр 3, вынашивавший, видимо, сыновью обиду на отца, «выставил» мачеху из императорского дворца почти сразу. Он подарил ей дворец, известный в Петербурге как Малый Мраморный. Там она устроила музей памяти мужа, но вскоре покинула страну и уехала в Ниццу. Рядом больше не было заступника и защитника. Со своей большой любовью она до конца дней жила на чужбине. Сюда, в окрестности Петергофа, наверное, не раз уносили её воспоминания. И сегодня в воздухе у Бельведера всё ещё чувствуется аромат страсти....

Это небольшое путешествие к одному из забытых императорских дворцов я совершила в 2018 году. Кажется, это было совсем недавно. А в 2022 году я отправилась к Бельведеру по той же дороге, по которой к нему шли члены императорской семьи. К этому времени я уже рассказало много историй из жизни Романовых на страницах соцсетей, которые со временем надеюсь опубликовать в Дзене. Мой путь в знойный летний день начался от Ольгиного пруда, я прошла вдоль Самсониевского канала до железной дороги, затем мимо многочисленных прудов Лугового парка. К Бельведеру я в этот раз подошла с другой стороны. За прошедшие годы дворец «осунулся», постарел. Да и территория вокруг выглядела более запущенной. Тишина и покой царили в этом историческом месте, спрятав в недрах прекрасного дворца тайны императорской запретной любви. Приподнятое настроение после веселья отдыхающих на прудах, сменилось грустью.

Обойдя вокруг Бельведера, направилась к выходу. Вспомнив о воротах, на всякий случай отыскала едва заметную тропинку среди трав, по ней и покинула территорию. Вскоре показались ворота! Они были наглухо закрыты ажурной решёткой. В отличие от дворца, они в этот раз выглядели очень эффектно! В них, пожалуй, и вложили средства инвесторы, арендовавшие Бельведер на 49 лет. Что останется от дворца за эти годы?

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!