Найти тему

"И долго буду тем любезен я..."?

Как победить нечитун? Мой рецепт сейчас оказался прост: откликнуться на интерес подписчиков к определённой книге! Да и погода помогла: жара ушла гостить в другие регионы, а в Петербурге нежно любимые мною 18-20 и даже ниже. Очередной сборник "Нигмы" из серии "Всякое такое" привлекает внимание даже тех, кто не знает о её существовании (и "Нигмы", и серии). Это я про мужа сейчас, которого тоже очень заинтересовала книга уже по обложке. Правда, после моих объяснений его интерес поугас, не он целевая аудитория этих рассказов. Муж несколько лет назад просто для души перечитывал "Евгения Онегина", ему уже ничего рассказывать и доказывать не нужно. Конечно, сборник предназначен школьникам, но и учителям он полезен будет. Возможно, что нам, учителям, и не меньше. Сейчас объясню свою точку зрения.

Мне кажется, что "наше всё" отдувается за всю классику, изучаемую в школе, и всех классиков, встречи с которыми ученикам не избежать. В современной литературе уже можно обнаружить очень много обращений к образу Пушкина, к его произведениям. У замечательной Елены Квашниной есть не только основной телеграм-канал "Со-бытие", но и ещё один канал методического онлайн-клуба "Читаем вместе". Как раз весной там читали и обсуждали рассказ Ксении Комаровой "Журавли" (он есть в сборнике "Нигмы"). А потом составляли список с произведениями для детей и подростков, где фигурирует Александр Сергеевич или его произведения:

скриншоты канала "Читаем вместе"
скриншоты канала "Читаем вместе"

В комментариях к этой записи телеграм-канала список продолжается, я многое отметила для знакомства. Зачем? Чтобы найти какие-то подсказки и для себя, отметить моменты, которые вызовут интерес и у учеников. Мне кажется, тут разговор не просто о человеке и Поэте Александре Сергеевиче Пушкине, тут как раз обыгрывание устойчивого образа, из-за которого интерес не появляется, а теряется. Ведь помните?

- Вы любите Пушкина? - неожиданно спросила она,
Что-то во мне дрогнуло, но я ответил:
- Люблю... "Медного всадника", прозу...
- А стихи?
- Поздние стихи очень люблю.
- А ранние?
- Ранние тоже люблю, - сдался я.
- Тут все живет и дышит Пушкиным, - сказала Галя, - буквально каждая
веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за
поворота... Цилиндр, крылатка, знакомый профиль...
Сергей Довлатов "Заповедник"

И продолжение подобных разговоров, завершающееся "правильным" ответом: "- Пушкин - наша гордость! - выговорила она. - Это не только великий
поэт, но и великий гражданин...
"

художник Олег Пахомов
художник Олег Пахомов

Если взрослый человек мыслит только штампами, говорит фразами из учебников и методичек, вряд ли он сможет о любом поэте, писателе рассказать так, чтобы детям стало интересно узнать и о личности, и о произведениях. Хотя я уже не встречаю таких учителей, но в литературе они живее всех живых, поэтому и возникает ситуация:

Хуже Пушкина был только Бунин. Мне до сих пор снятся кошмары, где вихрем кружит осенний листопад, шурша, падают на землю узоры красного и оранжевого цвета и слышен бубнящий голос - не знаю чей, видимо, автора: "И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой..."
Но Бунина пришлось зубрить только раз, во втором классе, а Пушкиным мучили каждый год... В общих чертах я улавливал, что к чему, но примерно треть текстов казалась невыносимой белибердой.

из рассказа Егора Шувалова "Сочинение на заданную тему"

Герой этого рассказа терпит неудачу и с учебником:

И ни слова о его жизни, о том, был ли он маленьким или сразу родился Солнцем Русской Литературы, прогуливал ли школу, ели ли вредную еду, читал ли со свечой по ночам втайне от родителей, пробовал ли курить, ходил на кружки или не ходил... Эти факты, может, и не так важны, но мне хотелось понять, почему он главный русский поэт, в чём пушкинский прикол.

Чувствуете недоработку взрослых? Герой рассказа уже в 6-ом классе и даже фигурирует словами "мне хотелось понять", но что-то идёт не так. И ведь героиня рассказа Александры Зайцевой "Подлинные чувства" тоже до поры до времени в каком-то информационном вакууме находится. Или слушает на уроках приблизительно вот так:

-4

Итак, одна группа рассказов в сборнике "Здесь был Саша" связана с каким-то толчком, с каким-то случаем, который помог узнать о Пушкине, его жизни что-то необычное, любопытное, и это становится шагом к его произведениям, к желанию с ними познакомиться. Это я, конечно, немного преувеличила: хотя и два рассказа - уже группа. Происходит это не на уроке, не в школе.

-5

Следующая группа (в сборнике их никто, естественно, не делит, это моё вИдение) - про необычный подход учителей к изучению творчества Александра Сергеевича или вообще к учёбе. Рассказы весёлые, динамичные, уверена, что они детям понравятся. Здесь и о конфликте в "Сказке о мёртвой царевне и о сами богатырях" (Александр Киселёв "Конфликт в литературном произведении") на примере химической реакции, и о придумывании стихотворения про "журавлей" (тут как раз подход учителя слишком стандартный, зато выполнение задания необычное, поэтому рассказ Ксении Комаровой "Журавли" в эту группу), и о сочинении перевёртыша на стихотворение "Зимнее утро" (Екатерина Лаптёнок "Подумаешь, Пушкин!"), и об оригинальном способе подготовки к ОГЭ, придуманном учителями (Алла Литоренко "Лайки от Пушкина").

Рассказ Светланы Горевой "Who is mister Pushkin?" тоже о задании на уроке литературы, но и само задание банальное, и выполнено оно так и не было, поэтому к предыдущей группе не стала его добавлять. Мне пока этот рассказ не открылся.

Дальше уже группы не придумываются, хотя я упомянула ровно половину рассказов - 7 из 14. С оставшимися пока всё для меня сложно. Рассказ Кристины Беловой "Бедный Кюхля" о том, как сильно могут впечатлить слова учителя на уроке. История Наталии Черновой "Здорово, брат!" для меня тоже о таланте учителя, Елена Геннадьевна рассказом о Пушкине сумела остановить процесс травли ученика. Хотя вот уже и третья группа образовалась!

художник Олег Пахомов
художник Олег Пахомов

Среди не названных мною рассказов хочу не просто выделить, а особенно отметить рассказ "Я с тобой, бро" Полины Щербак. Он открывает этот сборник. Читаю я его второй раз, и он из тех текстов, что не дают покоя, не оставляют равнодушными. Я пока не могу даже сформулировать одной фразой, о чём эта история для меня. Душа с душою говорит... Он был в коротком списке "КоРы", но в победители не вышел: ни жюри, ни народное голосование его не выбрало. Возможно, одна из причин, что номинация-то была "Брат Пушкин", а в этой истории всё же на первом месте иное.

художник Олег Пахомов
художник Олег Пахомов

Кстати, о "КоРе" - фестивале короткого рассказа, благодаря которому этот сборник и появился. Как вы уже поняли, в 2024 году была отдельная номинация, связанная с 225-летием Александра Сергеевича. В коротком списке я видела лишь 4 рассказа. Мне кажется, что в сборник "Здесь был Саша" вошли не только истории, присланные на конкурс. Победителем стал рассказ Александры Зайцевой, а в народном голосовании победила Ксения Комарова. Мне в её "Журавлях" остро не хватило стихотворения в финале. Когда читала рассказ Екатерины Лаптёнок, то заранее боялась, что и перевёртыша в финале мы тоже не увидим, но нет - там он был, хотя и только начало.

художник Олег Пахомов
художник Олег Пахомов

Пора уже подытожить мой поток информации. Меня сборник не удивил и не разочаровал. К рассказам сильным я была уже готова, читала на сайте "КоРы", дополнением к ним стала ещё парочка симпатичных историй. В работе использовать буду, детям тоже прорекламирую. Ещё больше убедилась, как важен разговор о личности любого поэта, писателя не по учебнику, как любят дети факты необычные, нестандартные. И даже длина ногтей Пушкина может стать тем самым ключиком, который откроет дверь интереса к творчеству.

О других книгах серии "Всякое такое":