Думаю, кто-то из подписчиков помнит, что в том учебном году я начала небольшой эксперимент с пятиклассниками: мы читаем современные рассказы и пишем "послевкусия". В этом продолжаем. Я постоянно думаю, какой рассказ подойдёт, что откликнется, затронет, где будет интересно поговорить о чём-то новом. Решила познакомиться сама с книгой рассказов о 6 "У" классе, а потом проверила, что же ещё у "Нигмы" в этой серии про шестиклассников и докупила "АПС". Расскажу пока о своих впечатлениях от этих книг:
Начну традиционно с общего: герои - шестиклассники, в обеих книгах на первом плане есть учителя - мужчины (учитель биологии Александр Арвильевич в 6 "У" и учитель русского языка и литературы Виктор Геннадьевич в "АПС"), и в 6 "У", и в 6 "Д" есть по паре мальчишек-близнецов, а ещё по одной симпатичной Маше. События вполне реалистичные, но книги друг на друга не похожи. Понравились обе, дальше - о каждой подробнее.
"Девять жизней 6 «У»"
Эта книга - удачный эксперимент группы молодых авторов, передам слово редактору, который и объяснит:
В какой-то момент у меня появился один критерий, по которому я понимаю, что книга затронула, история не даёт покоя. Критерий очень простой: я никак не могу расстаться с героями, мне хочется узнать о них больше, хочется, чтобы история продолжилась, кто-то был наказан, кто-то вознаграждён, кто-то сделал бы выводы. И тут именно такой случай.
Перед нами десять одноклассников (сентябрь от имени близнецов) и один учебный год. Новая школа и дети, встретившиеся именно здесь только в 6 классе. Лидеры и аутсайдеры, мастера интриг и серые мышки, увлечённые каким-то делом и ... Самые разные дети - как и везде. И даже если на первый взгляд кто-то таким не кажется, то мы с удивлением потом можем узнать о нём любопытные факты, потом, когда он заговорит.
Конечно, для меня были истории несколько выбивающиеся. Кстати, самая первая, сентябрьская, из таких. Шестиклассники Миша и Гриша Жуки задумали побег из Санкт-Петербурга на Тортугу. Как-то уже не по возрасту это. Не настолько наивны нынешние шестиклассники, чтобы не понимать, как сложно провернуть детям сейчас такой финт. Мои шестиклассники, кстати, тоже это озвучили, тоже не поверили.
И январская история от лица Ромы Елисеева слишком грозилась перейти в область мистического-фантастического. Чувствуется, что автору очень комфортно придумывать подобное.
История Любы Мицкевич тут же переадресовала меня к "Брату дракона" Ларисы Романовской. Актуальная, видимо, тема сейчас. А Настя Мельникова получилась столь яркой, столь неприятной, что были у меня параллели с Варей из рассказа "Парусяка" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак (особенно в моменте "дети-родители").
Уверена, что книга не оставит равнодушными и детей!
Оформление удачное: кусочки текста, написанные детской рукой, выделенные цветом и небольшие зарисовки кое-где.
Наличие сносок и их оформление тоже порадовало, думаю, что точно лишним для детей не будет:
Кстати, второй книге сноски бы тоже не помешали иногда.
Ярослав Свиридов "АПС"
А вот дальше боюсь и начинать делиться впечатлениями...
"Был обычный серый питерский вечер", настроение из-за состояния "только бы не разболеться" соответствующее. Вначале была мысль вечером читать "АПС", потом я передумала, занялась другими делами, но спать ещё вроде как рано, утром в выходной комфортнее дочитывать, и я всё-таки открыла книгу, чтобы немножко начать знакомство с историей. Начала! так начала, что уже после 35-ой страницы остановилась: слёзы от хохота не давали читать дальше. Я не просто улыбалась и посмеивалась, я хохотала, нет, ржала на весь дом! Я не могла читать финальные события, после каждого абзаца откладывала книгу, захлёбываясь эмоциями. Дочитала я где-то в половине первого, спать абсолютно не хотелось, в полной эйфории я открыла сайт "Подписных изданий": у них в полночь как раз скидка включилась. Оформила заказ, немного успокоилась и почти выздоровевшая уснула.
Не помню, когда и над чем я так смеялась последний раз. Причём не могу какими-то конкретными шутками вас насмешить, там всё пронизано иронией над взрослыми, юмором над детьми. Это школа с узнаваемыми деталями (клумба, готовая развалиться, но с бело-сине-красными боками), это вполне узнаваемые современные дети. Ситуация вполне реальная, но чуть-чуть гиперболизированная, как и все события вокруг неё. Всё, что могло пойти не так, пошло не так. Все невероятные совпадения произошли, всё запуталось и перепуталось.
Завязка истории: одной школе поручено торжественно закопать капсулу времени, которую потомки должны будут вскрыть через 50 лет. Задание неожиданное, выполнить нужно быстро, учителю литературы даётся задание написать сочинения-послания вместе с шестиклассниками, найти место для закапывания капсулы и торжественно провести мероприятие.
Ярослав Свиридов так рассказывает об этом, что уже на первой половине книги я пошла искать информацию об авторе, узнавать, не написал ли он ещё что-нибудь подобное. Кстати, я не прочитала на задней стороне обложки его аннотацию к книге сразу, только потом и тоже улыбнулась (фото было выше). А вот прочитав эти фразы, я так отчётливо, так живо увидела эти портреты в кабинете и улыбнулась подмеченному:
Виктор Геннадьевич свернул рисунки в рулон, приложил его к глазу, как позорную трубу, и обозрел просторы кабинета. На стене справа висели портреты писателей: Лермонтов, похожий на старшеклассника, решившего отрастить усы. Грибоедов, напоминающий единорога. Тютчев, смахивающий на строгую старуху, и Чехов, изображённый так, словно смотришь на него в дверной глазок.
Я не могу гарантировать вам такого же веселья, более того - даже боюсь рекомендовать. Вдруг тем вечером над нашим домом разразилась магнитная буря, заставившая так меня веселиться? Но я очень рада, что именно таким получилось моё знакомство с историей. Плакать - часто плачу над страницами книг, а вот смеяться так от души получается довольно редко.
Покажу ещё парочку фрагментов. У шестиклассника Митрофана проблемы: грозит двойка в четверти по русскому. За хорошее сочинение ему обещана награда - тройка, но для него это выше сил и способностей. Митрофан продумывает другой вариант развития событий: он хочет получить тройку в награду за спасение учителя, которого пока что спасать-то и не от чего:
А Денису скучно дома, он заболел ветрянкой, но на четвёртый день его уже ничего не беспокоило, для него начались каникулы. Он всё время что-то придумывает, сочиняет, и в данный момент захотелось шестикласснику для родной школы выдумать слоган:
Единственное, временами я ловила себя на мысли: а будет ли смешно детям, всё ли они "считают". Ряд моментов точно рассчитан на взрослую аудиторию: вряд ли дети узнают, что обыгрывает автор в этом названии - серия автобиографических очерков "Падал телёнок с дуба" - или вспомнят про мальчика, который кричал "волки!". Возможно, и без этого им придётся по душе история. В любом случае хочется побыстрей это проверить!
И ещё о книгах из этой серии: