Поиск шпионов в СССР напоминал разборки с «ведьмами» в Средние века или страна на самом деле кишмя кишела вражескими агентами?
Сейчас модно посмеиваться – мол, в Союзе слишком были заняты борьбой с лазутчиками, их видели на каждом шагу:
- поиски диверсантов дошли до уровня шпиономании. Девизом стала фраза с известного советского плаката «Не болтай!». Людей даже призывали запирать сараи и амбары, чтобы социалистическая собственность не досталась врагам;
- бдительности как прямо, так и подспудно учили с детства, например в книгах в стиле «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара;
- прославившихся гонкой за агентами и провокаторами часто самих потом обвиняли в принадлежности к контрреволюционным организациям, шпионившим в пользу какого-нибудь иностранного государства, как, допустим, Глеба Бокия;
- в ответ шпиономании в народе сформировались протестно-иронические настроения, которые выливались в стихи и песни а-ля «не испортят нам обедни злые происки врагов»;
- и т. д. и т. п.
Впрочем, не бывает дыма без огня. Уже одна статистика побуждает задуматься: неужто все эти многочисленные обвиненные были невиновны перед законом?
Нет. Не все. В частности, чем дальше, тем больше реальных преступлений находят у участников «заговора врачей», которых у нас сегодня принято жалеть.
Так как же было в реальности?
Давайте рассмотрим один пример. В терминах социологии он будет не количественным, а качественным: очень уж важный, яркий, о многом говорящий случай произошел.
И где произошел? Не на оборонном заводе и не в «почтовом ящике». Нет – на самой обычной киностудии.
И когда произошел? Не во время Иосифа Сталина, когда охота на ведьм врагов была в особом разгаре. Нет – в 1968 г., далеком:
- и от 1930-х гг. с пиком репрессий;
- и от 1940-х гг. с разгаром Великой Отечественной;
- и от 1950-х гг. с разгребанием проблем после войны.
Итак, на Киностудии им. М. Горького снимали фильм о советских разведчиках. Режиссер Вениамин Дорман задумал 4 продолжающие друг друга картины о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. 1-ю часть назвали «Ошибка резидента».
Для подготовки сценария и отслеживания снимаемого были вовлечены настоящие сотрудники госбезопасности. Они консультировали режиссера и актеров, давали доступ к различным объектам. Да и собственно сценарий писали ранее работавшие в советских спецслужбах:
- Олег Шмелев – полковник; обладатель 2 орденов и 2 медалей; автор нескольких детективов и сценариев, консультант телесериала «Совесть»;
- Олег Грибанов – генерал-лейтенант, глава спецслужб СССР; заслуженный работник НКВД, почетный сотрудник госбезопасности; обладатель 4 орденов и 5 медалей; автор нескольких книг и сценариев, которые публиковались под именем Владимира Востокова.
Есть также мнение, что Олег Грибанов публиковался как Олег Шмелев.
Есть и другие мнения. Чем глубже изучать личность этого человека, тем больше обнаруживается тайн, причем без ответа.
Словом, история до сих пор запутанная. Вот что значит – разведчики.
В частности, для съемок сцены, как законспирированного сотрудника КГБ Павла Синицына проверяли на детекторе лжи, выделили настоящий полиграф. При этом сам прибор строго охраняли все время, пока он находился на съемочной площадке.
В целом съемки шли в формате повышенной секретности, поскольку стало известно об интересе к фильму со стороны зарубежных разведок.
Тут некоторые читатели могут улыбнуться: вот оно – преувеличение достоинств СССР и зловредности мнимых врагов.
Ан нет – враг оказался вполне реальным.
И воплотился он… в самого простого шофера, который управлял автомобилем, арендованным для съемок.
Просто однажды кто-то из съемочной группы обратил внимание, что этот шофер все время что-то записывал. За ним стали потихоньку наблюдать – и точно: обнаружилось, что он фиксировал увиденное.
Тут некоторые читатели могут вновь скептически возразить: мало ли зачем человек мог что-то там писать, может, он делал зарисовки интересных моментов съемок?
Вот, допустим, когда Владимир Бортко снимал полет Анны Ковальчук в костюме «на теле – только крем» для сериала «Мастер и Маргарита», один из участников съемок записывал видео актрисы на личный телефон… пока та не возмутилась… на что товарищ ничтоже сумняшеся сказал – мол, чего там, ты очень красивая, зачем смущаться…
Так что... всякое бывает?
Однако в СССР, как уже сказано, были бдительны. Особенно экс-разведчики. Поэтому шофера вызвали для начала в Первый отдел Госкино, а потом – на Лубянку.
И там, поработав с этим товарищем, выяснили, что никакой он нам не товарищ, но сотрудник британской разведки. Оказывается, это английское ведомство привлекла большая концентрация сотрудников КГБ (причем как бывших, так и действующих) на съемочной площадке, и они решили понаблюдать, а может быть, и выведать что-то важное.
Впрочем, о том, что именно должен был разузнать британский шпион и до чего он уже успел докопаться, история умалчивает. Ведь настоящие методы разведчиков раскрывать в кино и книгах запрещено. Иначе у нас бы давно никаких секретных приемов не осталось.
Кстати, по той же причине в «Ошибку резидента» проникли искажения, которые отдельные зрители считают ляпами, к примеру сомневаются: это как сотрудник КГБ мог обмануть детектор лжи? На самом деле искажения, а равно смелые сцены, были в сюжет включены намеренно и справедливо: есть такое понятие, как государственная тайна.
Жаль, что в последнее время часто насмехаются над тайнами, охраняемыми законом, над поисками шпионов в СССР и т. п. Высмеивая факты, такие весельчаки порой переписывают историю.
Ну, а «Ошибка резидента» была снята превосходно и прочно вошла в классику кино СССР. Все 4 картины о Тульеве стали одними из лучших фильмов о разведчиках.
П. с. Уважаемые читатели, а как думаете вы: был ли преувеличенным страх шпионов в СССР?
#история #СССР #история_СССР #кино #культура #наука #история_России