Удовлетворённость сотрудников условиями работы в компании – очень важная характеристика для дальновидных руководителей бизнеса. Это особенно актуально сегодня, когда на рынке труда дефицит квалифицированных кадров во многих сферах бизнеса.
По данным hh.ru, весной 2021 года база активных вакансий на 61% превысила показатель докризисного I квартала 2019 года – и спрос не падал до весны 2022 года (в январе 2022 г. работодатели разместили 184 671 вакансию, в феврале – уже 210 277 вакансий). В 2024 г. вакансий в Москве стало еще больше. На 1 февраля этого года в базе данных службы занятости Москвы значилось 500 000 вакансий и на каждого соискателя приходилось 20 предложений от работодателей. По прогнозам экспертов, гонка за кадрами продолжится и в этом году.
Потеря ценного сотрудника, которую можно было бы предотвратить, приводит к прямым и непрямым издержкам в виде затрат на поиск (иногда долгий и дорогой), обучение и адаптацию нового специалиста.
Из чего состоит «счастье» сотрудника
Проект biz360 представил исследование компании Google, которая искала оптимальную модель измерения удовлетворённости своих сотрудников. Фреймворк сочетал в себе много плюсов: он был не длинным, состоял из обоснованных и апробированных агрегированных показателей. Оставалось только перевести их и протестировать внутри нашей компании. Коротко расскажу об этих показателях.
- Психологическая безопасность.Базовая потребность любого сотрудника – основа пирамиды – индивидуальное восприятие последствий от межличностных взаимодействий.
- Возможность положиться на коллег. Любая организация предполагает групповую работу и/или взаимодействия между людьми. Очень тяжело, когда с коллегами нет обратной связи, когда нет уверенности, что будет сделано то, что обещано.
- Структура и ясность. В коллективах, где атмосфера дружественная, где всё хорошо с взаимовыручкой и безопасностью, люди поднимаются ещё на один уровень пирамиды. В этом случае структура и ясность могут быть одной из самых явных жалоб. Когда сотрудник – элемент системы, ему важно понимать, как система функционирует, кто за что отвечает и куда движутся. Без такого понимания развитие системы практически невозможно.
- Смысл. На высшей ступени пирамиды находится понимание персональной важности своей работы и её влияния на окружающий мир. Наличие смысла в своей деятельности делает современного человека намного более удовлетворённым и счастливым.
Как повысить эффективность вашего опроса удовлетворённости
1. Проводите опрос удовлетворённости регулярно, в одни и те же даты., Оптимально – два раза в год и не в «горячий сезон». Регулярность позволяет анализировать динамику без случайных внешних факторов. Если у бизнеса есть сезонность (к примеру, вы торгуете цветами), то начало марта у всех сотрудников будет загруженным, они будут усталыми, с чувством недооценённости. А уже в апреле отдохнут и станут более довольными.
2. Заранее сообщайте, сколько длится опрос и до какого числа нужно ответить. Время ответов на вопросы не должно превышать 5 минут, поэтому стоить тщательно подумать над вопросами анкеты, действительно ли вам нужен каждый из них.
3. Не добавляйте вопросов, по которым можно идентифицировать отвечающего, соблюдайте анонимность. Например: отдел, если в нём менее пяти человек; точный возраст; стаж и т.п. Выберите только ключевые крупные группы для последующего анализа. Соблюдать анонимность важно не только в опросе, а также при интерпретации данных: не старайтесь угадать по ответам на открытые вопросы, чей это был ответ.
4. Обязательно рассказывайте, почему опрос важен, к каким выводом вы пришли и какие изменения внедрили или собираетесь внедрить на основе результатов. Например, после каждого опроса мы делимся с сотрудниками общей оценкой удовлетворённости, и теми мерами, которые принимаем на основе результатов (мы внедрили компенсацию занятий спортом , запустили фруктовые среды, ввели лекции на отвлечённые темы, организовали коворкинг и т.п.).
Насколько российские специалисты довольны условиями работы
Проект biz360 сделал репрезентативную выборку из 500 работающих российских специалистов старше 25 лет. 70% респондентов удовлетворены своей работой. При этом в Москве средний уровень удовлетворённости выше, он достигает 78%.
Москвичи видят больше возможностей для развития на текущем месте работы, могут доверять коллегам и не стесняются просить помощи у команды. При этом они, как и жители других городов-миллионников, открыты новым предложениям – почти каждый третий готов рассмотреть новое место работы в ближайшие полгода.
В коллективе мужчины чувствуют себя увереннее, чем женщины: не переживают о конкуренции и не боятся высказывать мнение, отличающееся от мнения коллег. Они чаще женщин доверяются своим знаниям и умениям при возникающих сложностях, и в целом больше видят возможностей для развития на текущем месте работы.
Молодая аудитория и люди средней возрастной группы получают больше удовольствия от работы – они чувствуют заботу компании и их больше устраивает размер заработной платы в сравнении со старшим поколением. Специалисты до 34 лет больше других верят в свою компанию и свои возможности в ней. У людей старше 45 лет возникают некоторые проблемы – им труднее просить коллег о помощи, а каждый второй в этой возрастной группе считает, что внутри компании плохо налажен процесс принятия решений.
Выводы
Исследование удовлетворённости сотрудников – качественный инструмент удержания ценных кадров в компании, повышения лояльности команды, улучшения атмосферы на работе, и в конечном итоге – повышения эффективности бизнеса.
Регулярный мониторинг удовлетворённости и анализ результатов этих исследований может дать руководству компании и HR-департаменту ценную информацию по улучшению работы с командой.
В нашем Телеграм канале еще больше интересных материалов и полезных чек-листов по управлению!