Время, как и прогресс, идут вперёд, а мы не молодеем( Но самый первый признак возраста - это не год рождения в паспорте, а боязнь всего нового. И отсутствие желания это новое как-то осваивать. Но я-то, хоть, конечно, и древний персонаж, но не боюсь.
А история с нами приключилась вот какая.
Наша история
Мы сейчас с внуками в деревне. У нас традиционный деревенский отпуск с внуками)) Поехали вчера в райцентр встречать старшую внучку из города. Она ездила туда на один день получать свой "красный" аттестат (можно же немного погордиться?!) И конечно же мы зашли в магазин "Пятерочка", вкусняшек прикупить.
«Пятёрочка» — российская сеть продовольственных магазинов «у дома» в составе компании X5 Group. Объединяет 21 308 магазинов, обслуживаемых 39 распределительными центрами (по итогу 2023 года).
(Ру. Википедия)
А там новшество - терминалы, где ты "пробиваешь" свои товары сам. Ещё неделю назад их не было, только поставили.
Мы, естественно, решили не стоять очередь в кассу, а воспользоваться этим терминалом, как самым простым продуктом цифровизации.
Цифровизация - процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми. А тут никаких кассиров - сканируешь коды купленных товаров, оплачиваешь картой и... - свободен)
Отсканировали мы все товары очень быстро, да вот незадача - была среди наших закупок одна банка пива (минздрав предупреждает, что употребление чревато проблемами!). И вот при попытке оплатить покупки картой нам на экране терминала выдаётся надпись: "Обратитесь к сотруднику магазина, чтобы подтвердить возраст"
И при этом раздается звуковой сигнал - громкий и достаточно противный. Естественно, что мы ждём, что сейчас к нам кто-то подойдет из сотрудников магазина и разрешит нам оплатить покупку. Ведь для подтверждения возраста нам с мужем даже документы не требуются(( Всё, как говорится, на лице написано.
Вот только никто к нам не подходит( Снова муж пытается оплатить, снова звучит зуммер и...опять никого(((
Обращаемся к кассирам, к которым, кстати, стоят очереди. Просим вызвать администратора и получаем в ответ, что сейчас она должна подойти - ведь сигнал был. Ждём дальше(
Тем временем рядом с нами пустуют два терминала самообслуживания. Вот я и предлагаю женщинам из "хвоста" ближайшей к нам очереди в кассу ими воспользоваться. На вид, как мне кажется, женщины меня даже моложе, но...
Они не доверяют этим нововведениям, им уже поздно их осваивать и лучше уж они простоят очередь и будут иметь дело с живой кассиршей, чем с этим непонятным устройством(((
Мда уж, думаю я, продолжая ждать у терминала администратора. И одновременно изо всех сил удерживая мужа, который уже всерьёз намеревается встать в очередь в кассу((
Мы расплачивались за покупки в терминалах неоднократно. И в сети супермаркетов EUROSPAR, и в "Метро кэш энд керри"... Но никогда ожидание не затягивалось - подходили к нам практически моментально. Но всё случается в первый раз))) Вот и с нами случилось(
Не выдержав, я углубилась в недра "Пятерочки" в поисках администратора. Когда же я её нашла, то она была очень удивлена - ведь сигнал о том, что её ожидают у терминала, на её служебный компьютер не выведен((( Похоже, что об этом факте не знал никто, в том числе и кассиры... В общем, хотели как лучше, а получилось - как всегда((
Человеческий фактор
Я - за цифровизацию! Обеими руками "ЗА". Но против того, чтобы сбрасывали со счетов тот самый человеческий фактор. Ведь именно он, с одной стороны, нашёптывает людям (особенно тем, кто в возрасте) - держись от всех этих приспособлений подальше, лучше с живым человеком пообщайся...
А с другой - именно этот пресловутый человеческий фактор мешает тем, кто по долгу службы просто обязан такие программы осваивать, делать это в полной мере. Зачем им это? Так их скоро и вообще заменят, кассиров...Одного оставят, а вместо остальных - терминалы поставят! А им куда? Нет в райцентре работы! Такое вот восстание луддитов в 21 веке(
Моё пенсионерское отношение к цифровизации
Когда моя уже пожилая мама (кстати, человек с высшим образованием) из всех сил противилась тому, что я все коммунальные платежи стала оплачивать онлайн, то я не понимала. Ведь это так быстро и удобно! А что бумажных квитанций нет - так и не надо: всё отражено в выписке с банковского счёта. Зато не надо тратить время на походы на почту, стояние в очереди...
И того я тогда не понимала, что всё это и есть для тех, кому уже за 80, жизнь. Необходимость куда-то идти, не забыть что-то сделать...И возможность там пообщаться, в той самой очереди.
На самом деле проблема не в цифровизации, а в отсутствии альтернатив - пойти больше некуда( В Чехии, проходя вечером мимо освещённых окон кабачков, мы с завистью смотрели на танцующие пары, состоящие сплошь из людей "серебряного возраста". Раз в неделю или две для них устраивались такие ностальгические вечера. Думаю, что если бы у наших пенсионеров была такая возможность, то они предпочли бы быстренько освоить и платежи-онлайн, и терминалы, чтобы освободить себе время для более приятных занятий. Но, пока, увы, альтернатив у нас пока не так и много(( Хотя, как говорится, ищущий да обрящет)
Я сейчас нахожусь в статусе "работающая пенсионерка", поэтому со временем у меня напряжённо. Поэтому всё, что возможно, я делаю онлайн. Так остаётся время на общение, экономятся физические силы да и места для хранения кип квитанций, договоров и прочих бумаг не требуется...И я вижу в цифровизации исключительно благо.
Вот только в этот процесс вмешиваются люди. Которые действуют не всегда разумно. Которые дают программистам задачу искусственно установить лимит на снятие или перевод денежных средств... Или не включают в техническое задание то, что необходимо установить камеру над терминалом. Камера плюс элементарный ИИ запросто по фотографии оплачивающего покупки может этот возраст подтвердить...Ведь в соответствии с российским законодательством для покупки алкоголя необходимо подтверждение возраста)
Но всё это будет. И жить нам станет ещё удобней. А неумные боты будут как следует настроены и реально станут помощниками человеку. И алгоритмы искусственного интеллекта усовершенствуются и возьмут на себя многие рутинные функции...Вы со мной не согласны?
Вы ЗА цифровизацию или ПРОТИВ?
Ещё по теме: