Есть мнение, что мне стоит вернуться к теме «фрикологии», написав о Теплякове Е. В. «образовательном революционере». Это мнение было высказано в комментарии, и я даже подумал, что Тепляков какой-то революционер-подпольщик. Иначе, что ж я не слышал о его подвигах? Краткое расследование показало, впрочем, что слышал. Забыл просто. Действительно, есть такой Тепляков, – отправивший свою девятилетнюю дочь в МГУ на факультет, кажется, философии. И вокруг этого гудят какие-то скандалы.
То есть, написать можно было бы. Но – смысл? Читатель или уже знает о Тепляковых больше моего. Или не знает о них, и тогда за него остаётся только порадоваться. Ибо и нечего там знать. Проблема «вундеркиндов» – очень древняя. В 90-х, когда всё чудесное было в тренде, о «чудо детях» писали, может, и меньше, чем об Атлантиде и НЛО, но достаточно, чтобы я с мог собрать материал для анализа.
Нет там «чудес». Ничего загадочного и требующего нетривиальных объяснений. А тем более чреватого революциями в образовании.
Но проблема есть. Заключается она стремлении некоторых родителей самоутвердиться за счёт других родителей, вызвав у последних чёрную зависть и, соответственно, ненависть демонстрацией успехов своих чад. Могут наблюдаться также попытки монетизировать хайп, связанный с малолетними гениями... Считается, также, что заложниками ситуации становятся дети, – однако, я так не думаю. В семье Тепляковых, – это уж видно сразу, – в помощи (как минимум, психолога, если не психиатра) нуждается глава. Алиса же – совершенно нормальный, ухоженный, уравновешенный ребёнок. Ну мало ли, засунули в университет. От этого ещё никто не умирал. Не клей же она там нюхает?.. В списке детей, о которых стоит побеспокоиться, вундеркинды если и присутствуют, то – только в самом конце.
Кстати, и МГУ следовало бы возблагодарить дух Ломоносова, у них Алиса учится, а не Тепляков старший.
...Следовательно, об отсутствии чудесного в «чудесных детях». Феномен вундеркинда связан с ранним обнаружением и раскрытием, путём образования, природных дарований. Формулировка, как бы, ни о чём, ибо никто не знает, что такое «талант»… И действительно, никто не знает, поскольку «талантом», «гением», «даром» именуются любые не связанные, разнородные свойства личности, если только они неким образом способствуют профессиональному успеху… В случае же «чудо детей», однако, всё проще. Их успехи обусловлены одной из двух девиаций, – нарушений деятельности мозга.
Первая, дающая наиболее яркие примеры, – гипертрофированные способности к музыке или математике, – либо чем-то от математики производным, например, игре в шахматы. Парадоксальным образом, технически, музыка и математика – рядом. То и другое подразумевает умение оперировать очень специфичными и предельно абстрактными категориями. Невзирая на мощное слово «абстракция», такое умение не признак ума само по себе. Речь об операциях, осуществляемых подсознанием с пустыми папками, в которых нет «файлов» – образов. Или же образы содержат только звук.
Причина возникновения данного отклонения неизвестна, – можно лишь сказать, что оно не лечится и не поддаётся развитию. Где-то рядом идёт аутизм. Хотя и совершенно не обязательно. Великий математик может быть эффективным аутистом, – человеком «не от мира сего». А может в 19 лет погибнуть на дуэли, что подразумевает высокий уровень социализации.
...Суть же – в операциях с пустыми папками. Дарования такого рода могут в полной мере раскрыться очень рано, так как не требуют накопления опыта. Вундеркинд первого рода, демонстрируя выдающиеся способности к искусству, точным наукам или иной связанной деятельности, в остальных отношениях, – в том числе в обучении (кроме свой узкой сферы), в умственном и психологическом развитии, – не выделяется среди сверстников, а часто уступает им.
Вундеркинд второго рода, имеет повышенные способности к обучению, как таковому. Причём, не в смысле умения наблюдать, сопоставлять и делать выводы, – а лишь к обучению в современном понимании. К запоминанию информации, переданной ему письменно или устно… И это уже к вопросу о причинах ненависти МГУ к Алисе. В том, что для получения диплома не требуется ничего, кроме усидчивости и цепкой памяти, виновата, определённо, не она. Своим присутствием в аудитории Алиса указывает на то, что у современного образования – большие проблемы. У Алисы же нет проблем. Экзамены она сдаст легко – на отлично, показав, таким образом, профессорам, чего они стоят.
...То есть, теоретически, проблемы должны быть и у Алисы. Столь высокая «искусственная» – минуя набор и анализ статистики, – обучаемость свидетельствует о нештатной работе систем подсознания. «Сверхспособность» негативно сказывается на умении анализировать информацию… Да все наверняка помнят «зубрил», – которые ничего не зубрят, но кругом в пятёрках, и бывают притом весьма глупы… Но, опять-таки, глупы-то они совершенно не обязательно. Дело же в том, с какой планки снижается интеллект.
Важно в данном случае, что особенности, делающие вундеркиндов исключительными, не могут быть ни устранены, ни усугублены. Единственное, что остаётся – использовать их. Для чего… это уже второй вопрос.
В раннем развитии дарований, как и в раннем же приобретении знаний, – ничего дурного, видимо, нет. Если в поведении и социальной адаптации подросшего вундеркинда обозначаются проблемы, то лишь те, из-за которых он вундеркиндом стал. А может и не быть ничего. Некоторые из тех, кто начал писать оперы в восемь лет, просто продолжали заниматься этим до старости… То есть, ребёнку зачисление в «вундеркинды» едва ли повредит. Как минимум, он будет под присмотром.
Польза же – отдельный вопрос. В случае вундеркиндов первого рода, она, в принципе, есть. Человек, который в противном случае мог бы оказаться на обочине жизни, становится полезным и уважаемым членом общества, – причём, очень рано.
В случае же вундеркиндов второго рода, смысл мероприятия ясен не вполне. Никакими практически ценными способностями они не обладают. Получить диплом философа или физика, не значит, философом или физиком стать. В данном случае, – и, вообще, в подавляющем большинстве случаев, – характер профессиональной деятельности подразумевает, именно, приобретение обширного личного опыта. Никто не говорит, что Алиса не получит его, – когда-нибудь. Может быть. Но от возраста, в котором она получила диплом, это никак не зависит.