Бред! Бог вообще против войны! Но тем не менее, идеологический фактор на войне всегда имел громадное значение. Каждая из воюющих сторон считает, что сражается «за правое дело». Правда, понимание правоты у противников всегда было различно, но это не мешало им с остервенением убивать друг друга.
В общем, каждый должен чувствовать за собой «истинную правоту», а иначе – зачем тогда воевать? Но, кто же дарует эту самую правоту?
Конечно, же самая высшая инстанция на Земле, т.е. сам Господь Бог.
Почему-то считается, что прав тот, кто обороняется, а виноват всегда нападавший. Ещё более виноватым считается тот, кто напал без предварительного объявления войны, пусть даже формального. Превентивный удар (фр. préventif, от лат. praevenio — опережаю, предупреждаю) по источникам грозящей опасности всегда рассматривался двояко.
Пожалуй, самым известным примером превентивной войны является нападение на Пёрл-Харбор со стороны Японской империи 7-го декабря 1941 года. Многие в США и Японии считали войну неизбежной. В сочетании с разрушительным экономическим эмбарго США, которое быстро снижало военный потенциал Японии, это привело японское руководство к убеждению, что лучше начать войну как можно скорее.
Внезапная атака была частично мотивирована желанием уничтожить Тихоокеанский флот США, чтобы позволить Японии успешно продвигаться вперёд при меньшем противодействии со стороны США.
Первая мировая война фактически также началась с превентивных ударов. Германская империя, озаботившись началом мобилизационных мероприятий в России, предъявила нашей стране ультиматум, затем объявила войну и напала на Калиш.
При этом немцы считали, что правота в данном случае на их стороне: их планы «наказать» Францию могли пойти прахом из-за действий России.
Кайзер Вильгельм II напишет в своих мемуарах:
«…В то время как царь предрекал к лету войну, я занимался в Корфу археологическими раскопками, затем поехал в Висбаден и, наконец, в Норвегию. Монарх, который думает напасть на своих соседей, желает войны и занимается ее подготовкой, требующей долгих тайных приготовлений к мобилизации и концентрации войск, не остается месяцами вне пределов своей страны и не дает летнего отпуска в Карлсбад начальнику своего Генерального штаба. Враги же, наоборот, планомерно готовились к нападению…»
Боевой клич «С нами Бог!» (Gott mit uns) впервые получил широкое применение в первой всеевропейской войне – Тридцатилетней, длившейся с 1618 по 1648 годы. Его активно применял знаменитый «северный лев», вождь шведских протестантов, король Густав Адольф.
Успехи протестантов в войне с католиками вселили в их сердца уверенность в правоте своего дела. Этот девиз был дословным переводом еврейского имени Имману-Эль (עמנואל) и намекал на пророчество пророка Исаии о спасении иудейского царя Ахаза в 733 году до н.э.
В ветхозаветной «Книге Юдифь» (13:11) молодая вдова, стремясь спасти свой город, отрубает голову вражескому военачальнику Олоферну. Показывая её стражникам, Юдифь произносит следующие слова:
«… Юдифь издали кричала сторожившим при воротах: отворите, отворите ворота! С нами Бог, Бог наш, чтобы даровать еще силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня…».
Тем не менее, Бога на войне «присвоили» себе протестанты в XVII столетии и с тех пор считали, что он на их стороне.
К тому же фраза Gott mit uns использовалась шведами в Тридцатилетней войне и как средство распознавания своих и чужих, своеобразный пароль.
С 1701 года Gott mit uns стал девизом прусской королевской фамилии, а затем, до 1962 года использовался и бундесвером (в настоящее время на пряжке ремней имеется надпись «Единство. Справедливость. Свобода!»). В прусской армии это высказывание было выбито на пряжках, которые носили солдаты с 1847 года, а также встречалось и после падения монархии – в рейхсвере и вермахте (кроме ВВС).
Фраза Gott mit uns красуется и на памятнике Битве народов в Лейпциге, который был сооружён к 100-летию победы над Наполеоном в 1913 году.
Не совсем, правда, понятно, с кем именно в этой битве был Бог – с католиками, которыми были австрийцы, православными (русские) или лютеранами (пруссаки и шведы). От других католиков (французов, поляков и итальянцев) он почему-то отвернулся.
В богоборческом Советском Союзе Бога на войне быть не могло по определению. Точнее, Бог не мог быть на стороне СССР, поскольку там его не было. Вместо Бога были обычные смертные люди, занимавшие властный Олимп – товарищ Сталин и его окружение. Кстати, сам товарищ Сталин, хотя и был коммунистом, но использовал выражение «Бог войны», которое затем повторялось сотни раз.
Если быть ещё точнее, то верующих на войне, безусловно, было очень много. Только вот открыто веровать было нельзя. Особенно в присутствии комиссаров. И уж, тем более, если ты – член партии! Обычному смертному жизнь мог даровать Господь Бог (ему и молились), а вот идеологически подкованным товарищам – не известно кто...