Найти тему
Artemisia Studio

Изменение цвета красок при разбеле и высыхании.

Мы знаем три основных свойства хроматических цветов: цветовой тон, светлота и насыщенность.

Цветовой тон определяется местом цвета в спектре. Например, цветовое пятно может быть красным, фиолетовым или оранжевым.

Светлота – это степень близости цвета к белому (или чёрному). Жёлтый светлее фиолетового, оранжевый светлее красного. Мы можем смешать красную краску с белилами. Розовый будет светлее красного. Если мы смешаем синюю краску с чёрной, получим более тёмный оттенок синего.

Насыщенность – это степень близости цвета к серому. Чем цвет ближе к серому, тем меньше его насыщенность. Максимальной насыщенностью обладают спектральные цвета.

Но эти простые определения могут ввести в заблуждение практикующего живописца. При изменении светлоты цвета путём смешения его с белилами или с чёрной краской меняется не только светлота цвета, но и его насыщенность. Это хорошо заметно в живописи Жоржа де Латура и Джорджо Моранди.

Жорж де Латур. Рождество.
Жорж де Латур. Рождество.
Джорджо Моранди. Натюрморт.
Джорджо Моранди. Натюрморт.

При смешении цвета с белилами меняется и цветовой тон. Например, изумрудная зелень или краплак в разбеле становятся заметно холоднее. Механическое смешение белой и чёрной краски даст холодный серый. Частицы белил в смеси задерживают проходящий через них свет, рассеивая голубые лучи. На просвет такие смеси теплее, при отражённом свете – холоднее. Это явление «мутных сред». Нечто подобное мы наблюдаем в пейзаже. Небо мы видим синим или голубым, дальние планы днём кажутся нам голубоватыми. Тёплый свет на рассвете или закате объясняется присутствием в нижних слоях атмосферы частиц пыли и влаги, видимых нами на просвет. Может быть поэтому, в прозрачной акварельной живописи традиционно не используют белила.

Н.Н. Крымов. Пейзаж.
Н.Н. Крымов. Пейзаж.

Изменение насыщенности цвета мы наблюдаем также при высыхании водорастворимых красок. После испарения воды от поверхности частиц пигмента отражается больше «белого» света, что приводит к эффекту разбела и снижению насыщенности цвета. Сухая поверхность становится матовой и начинает рассеивать отражённый свет. В этом случае насыщенность цвета может вернуть оформление работы рамкой со стеклом. Стекло сделает поверхность блестящей и вернёт краскам насыщенность.

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт