Каменный Спасский храм в селе Котово был построен в 1684 году князем Иваном Борисовичем Репниным, а в XIX веке расширен при князьями Юсуповыми. В часовне-склепе храма были погребены члены семьи этого известного аристократического рода. В их числе коллекционер и меценат князь Николай Борисович Юсупов.
До второй половины XVII столетия селение называлось Котовым-Курлыковым и не имело собственного храма. С 1676 года сельцо перешло князю Ивану Борисовичу Репнину, который построил в сельце свой двор, а в 1684 году – каменную церковь Нерукотворного Спаса, которая сохранилась до настоящего времени.
После постройки церкви деревня Котово стала именоваться селом Котовым-Спасским или просто Спасским. В приходных книгах 1685 года было записано:
«Церковь Нерукотворенного образа Спасова, да в приделе преподобного отца Андрея иже в Крите, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина, в селе Котове, Курлыково тож».
Правда, Спасская церковь в более поздних документах упоминалась уже без придела преподобного Андрея Критского – автора известного покаянного канона.
Церковь в Котово - интересный образец усадебного храма конца XVII века. Храм представляет собой сложную ассиметричную композицию, составленную из нескольких разных по высоте отдельных зданий и галерей, соединенных общим архитектурным стилем.
Вид церкви еще более усложнился в XIX веке. В 1850 году у Спасской церкви появился придел, который удачно вписался в облик древнего здания. Ранее, в 1830-е годы, у алтаря северного придела была поставлена отдельная часовня-усыпальница. С 1720 годов Котово стало вотчиной знаменитой аристократической фамилии Юсуповых. Это произошло после того, как наследники храмоздателя Спасской церкви братья Петр и Сергей Васильевичи Репнины продали Спасское-Котово князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву.
Знаменитый Феликс Юсупов в 1912 году побывал в одном из имений своих предков в селе Спасском-Котово. К тому времени оно было заброшено, но не разрушено.
Князь Юсупов так описывал свои впечатления от посещения увядшей усадьбы:
«На пригорке близ елового бора стоял дворец с колоннадой. Казалось, он прекрасно вписывается в пейзаж. Но как только я приблизился, то пришел в ужас: все сплошь – развалины! Я прошелся по анфиладе. Залы один другого прекрасней, а куски колонн лежат на полу, как отрубленные руки. Ветер гулял по залам, гудел у толстых стен, вызывая из развалин эхо. Он был тут как дома. Мне стало не по себе. Филины на балках таращились на меня круглыми глазами и словно говорили: «Смотри, что стало с домом предков твоих!»
Андреевский придел Спасской церкви, по-видимому, долгое время не использовался. В нем даже расположили кладовую и ризницу. В 1754 г. Борис Григорьевич Юсупов-Княжев решил вернуть кладовой ее изначальное предназначение и подал в синодальную контору прошение освятить в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вот что говорилось в этом прошении:
«В селе Спасском, Котово тож, при церкви Спаса Нерукотворного Образа построен из давних лет прежними того села владельцами придел, а он его украсил и намерен освятить во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы».
В итоге в Андреевском приделе была устроена усыпальница потомков Бориса Григорьевича Юсупова.
Некрополь Юсуповых при Спасской церкви в Котово состоял из пяти княжеских захоронений разных времен. Во Владимирском приделе напротив северных дверей алтаря за железной решеткой первым в 1772 г. было погребено тело княжны Анны Борисовны Юсуповой, о чем свидетельствовала медная доска на стене. В этом же приделе была похоронена спустя шестнадцать лет ее мать княгиня Ирина Михайловна Зиновьева – супруга Бориса Григорьевича Юсупова. Ее могилу украшал округлый памятник из дикого мрамора с белокаменной чашей.
На северной стороне в углу был установлен мраморный памятник над телом скончавшейся в 1820 г. Параскевы Павловны Щербатовой – первой жены Бориса Николаевича Юсупова. На этом памятнике был изображен крест Господень и вставлен образ Богородицы, перед которым горела неугасимая лампада.
В 1831 г. за алтарем придела Спасской церкви был погребен князь Николай Борисович Юсупов. Его сын Борис Николаевич Юсупов вскоре построил над могилой отца здание часовни, примыкающее к алтарю. Одновременно с этим была отремонтирована и частично переделана сама церковь. Восемнадцать лет спустя и сам Борис Николаевич, тяжело заболевший тифом, пожелал быть погребенным рядом с отцом в Спасской церкви.
На его памятнике был выбит текст:
«Здесь лежит русский дворянин князь Борис княжъ Николаев сын Юсупов; родился 1794 г. июля 9, скончался 1849 г. октября 25». И далее девиз на французском языке «Честь превыше всего!»
Николай Борисович Юсупов родился незадолго до смерти своего прославленного деда, владельца и устроителя усадьбы Архангельское, и был назван в его честь. В 1854 году во время Крымской войны имя князя Николая Борисовича Юсупова младшего стало известно всей России: в патриотическом порыве он обмундировал, снарядил и вооружил за свой счет два батальона пехоты! Император Николай I высоко оценил жертву аристократа Отечеству и наградил его орденом св. Владимира.
Николай Юсупов многие годы был попечителем Александро-Мариинского училища для глухонемых, состоял членом Санкт-Петербургского совета заведений общественного призрения и был почетным членом Демидовского дома призрения. Будучи знатоком музыки, покровительствовал композиторам и исполнителям.
В 1850 году при участии Николая Юсупова был составлен проект второго придела во имя Николая Чудотворца. Новая постройка была создана в гармонии со старым Владимирским приделом. В 1859 году Николай Борисович построил рядом с церковью богадельню во имя святой великомученицы Татианы – небесной покровительницы своей супруги.