Найти тему

Проверено – замечаний нет

Оглавление

Современные технологии и новые тенденции в наземных испытаниях авиационной техники

Стенд автономной отработки средств снижения радиолокационной заметности и отработки радиотехнических характеристик антенных устройств
Стенд автономной отработки средств снижения радиолокационной заметности и отработки радиотехнических характеристик антенных устройств

Испытания – неотъемлемая часть создания любой техники. Испытания изделий авиационной техники и их составных частей – одни из самых сложных задач в машиностроении. Ведь разработка нового самолета требует инженеров высшей квалификации, занимает много времени, значительных финансовых затрат. Способность реализовать испытания изделий авиационной техники – важный параметр самостоятельности авиастроительной компании и государства в целом.

В настоящее время в ОКБ Сухого проводятся и так называемые классические наземные испытания, и перспективные виртуальные. Их комбинация позволяет подтвердить соответствие реальных свойств самолета, его систем и агрегатов заложенным при проектировании расчетным характеристикам.

Испытательная «классика»

«К своему 85-летию ОКБ Сухого подходит с необходимыми и достаточными компетенциями в части проведения классических наземных испытаний изделий авиационной техники, – говорит начальник комплекса наземных исследований и полигонных испытаний Максим Шпаков. – Они проводятся для оценки характеристик самолета и его составных частей с применением испытательных стендов и полунатурного моделирования».

Комплексный наземный стенд (самолет-стенд)
Комплексный наземный стенд (самолет-стенд)

ОКБ Сухого с требуемым качеством обеспечивает полный цикл работ по параметрическим и ресурсным испытаниям множества систем. Это и комплексные системы управления, и системы электроснабжения, топливные системы и пневмо-гидросистемы. Безусловно выполняются испытания на статическую и динамическую прочность, испытания по определению характеристик антенно-фидерных устройств и радиопрозрачных обтекателей, а также полунатурная отработка функциональных характеристик комплекса бортового оборудования. Естественным представляется провести в «классике» отработку эргономики кабины пилота. Особенных стендов также требуют испытания средств боевой живучести и безопасности отделения авиационных средств поражения, сдаточные испытания по оценке безопасности опасных цепей авиационных средств поражения и установок вооружения при воздействии внешних электромагнитных полей высокой интенсивности, а также испытания по оценке радиолокационной заметности.

Программа создания истребителя пятого поколения Су-57 потребовала от ОКБ Сухого разработки и запуска в эксплуатацию более 40 новых испытательных стендов, а также освоения новых видов испытаний. Например, был создан комплексный ресурсный стенд гидро-пневмосистем и взлетно-посадочных устройств, стенд отработки пушечной установки. Также был создан уникальный комплексный наземный стенд: это нелетное исполнение самолета Су-57 для отработки всех систем и агрегатов. В 2011-16 годах на нем был выполнен огромный объем испытаний, включая оценку радиолокационной заметности на радиополигоне «Военно-воздушной академии» в Воронеже.

Некоторые стенды и испытания вообще появились в авиационной отрасли России впервые, например, стенд комплексирования и отработки информационно-управляющей системы, стенд отработки радиолокационной заметности и радиотехнических характеристик антенн и обтекателей, позволяющий в условиях безэховой камеры работать с натурными объектами испытаний. Для проведения испытаний по радиолокационной заметности в ОКБ Сухого, впервые, была разработана специальная «сквозная» методика. Она включала математическое моделирование, оценку на стенде натурных объектов испытаний и проведение летных экспериментов.

Развитая стендовая база ОКБ Сухого позволяет значительно сократить объем натурных испытательных работ и повысить готовность опытных образцов самолетов к летным испытаниям.

Проблемы и трансформация

«Наряду с достижениями, ОКБ Сухого, как и другие КБ в отрасли, переживает определенный кризис развития классических наземных испытаний, – отмечает заместитель начальника КБ по организации НИОКР Александр Матвеев. – В современных условиях количество НИОКР незначительно, а сроки их выполнения предельно сокращены. Поэтому постройка новых сложных стендов из-за длительных сроков их создания не успевает за сроками готовности опытных образцов самолетов. Еще одна проблема – нет постоянной загрузки для развернутой стендовой базы. Кроме того, на ранней стадии проектирования поисковые испытания на стендах все больше заменяются математическим моделированием».

В такой ситуации логичной выглядит трансформация испытательных подразделений ОКБ Сухого для сохранения своих возможностей, а также изменение технологии проведения наземных испытаний. Целесообразно свести отдельные испытательные бригады и научно-исследовательские секторы в комплекс наземных испытаний общесамолетных систем. Возможно сокращение штата рабочих и увеличение инженеров-испытателей – комплексных специалистов. Необходимо разработать испытательный комплекс с размещением стендов под перспективные виды испытаний на одной площадке с единым энергообеспечением. Кроме того, должны стать едиными техническая и документальная политики в области наземных испытаний.

На сегодня в ОКБ Сухого есть точное понимание: без наличия собственной базы с необходимой номенклатурой испытательных стендов, прежде всего – общесамолетных систем, невозможно обеспечить безопасность эксплуатации разрабатываемых самолетов. Передача испытаний в организации-соисполнители проблемы не решит.

В рамках осуществляемой в настоящее время интеграции ОКБ Сухого и ОКБ им. А.И. Микояна актуальной является задача формирования единого инженерного центра испытаний. Он взял бы на себя координацию наземных, летных и виртуальных испытаний между различными программами, унификацию форматов результатов измерений, формирование единой базы результатов измерений.

-3

Испытательный «виртуал»

Одним из современных трендов стали виртуальные испытания. Они качественно дополняют испытания классические. На сегодня главная их цель – получить на стадии проектирования изделие максимальной степени готовности к натурным работам. Попутно «виртуал» способен минимизировать количество обязательных натурных работ. Требования точности расчета функциональных характеристик самолета и безопасности его эксплуатации при этом никто не отменяет.

ОКБ Сухого с середины 1990-х годов начало внедрять систему автоматизированного проектирования, а затем создавать базу для цифрового моделирования и виртуальных испытаний. В 2019 году в структуре ОКБ сформирован Научно-исследовательский центр суперкомпьютерных технологий. В центре совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики (ВНИИЭФ) внедрили и продолжают активно развивать отечественный пакет программ инженерного анализа «Логос» для решения связанных мультидисциплинарных трехмерных задач на супер-ЭВМ с тысячами и более процессоров. Центр начинал с выполнения прочностных и аэродинамических расчетов, сегодня решает существенно более сложные задачи. Например – моделирование разномасштабных нестационарных вихревых структур, включая отрывные и присоединенные течения для всего летального аппарата. Проводится определение нагрузок на самолет и его агрегаты с учетом эффектов статической и динамической аэроупругости полета. Возможно найти безопасные варианты отделения авиационных средств поражения от самолета. При этом учитывается динамики пусковых и катапультных устройств, интерференция, аэроакустика, эрозия конструкции самолета при воздействии струи разгонных двигателей ракет. Кроме того, центр проводит анализ ресурса конструкции, в том числе выполненной из полимерных композиционных материалов. Здесь рассчитывают сопряженный теплообмен с учетом влажности, ледяных наростов и пленок, нагрева, теплопроводности в многослойных конструкциях, конвекции в кабине или отсеке. Занялся центр и электродинамическим моделированием рассеяния на объекте.

«Сегодня ОКБ Сухого активно переходит к применению полномасштабных математических моделей динамики движения летательного аппарата и функционирования совокупности самолетных систем для описания поведения всех агрегатов и элементов самолетных систем при выполнении полного профиля полетного задания, – рассказывает главный конструктор суперкомпьютерных технологий Александр Корнев. – По сути, это – прототипы “цифровых двойников”». Такие функциональные модели позволят увязать все самолетные системы и их компоненты, обеспечив тепловой и энергетический баланс на борту. С их помощью можно провести анализ требований к составным частям, определить допустимый и достигаемый уровень характеристик элементов и систем, определить показатели надежности, а также оценить причины и последствия единичных и групповых отказов элементов.

«Следующий шаг в развитии виртуальных испытаний представляется в виде формирования комплекса математических моделей, или виртуальной модели функционирования, как прототипа функционального цифрового двойника, – уверен Александр Корнев. – Такая модель еще до появления первых опытных образцов даст первичное представление о поведении проектируемого самолета, которое потом будет уточняться, начиная со стендовых наземных и летных испытаний».

-4

Суперкомпьютерные проблемы

Применение виртуальной модели функционирования и функциональных цифровых двойников способно сократить весь цикл опытно-конструкторских работ по срокам на 10-20 %. Но для всестороннего применения виртуальных испытаний предстоит решить ряд задач. Очевидная – оснащение вычислительными ресурсами. Необходимо также разработать и начать применять интегральную среду виртуальной модели. Кроме того, есть и проблема создания нормативной документации в части применения математического моделирования: чтобы их засчитывали, их нужно узаконить.

Если решение проблемы вычислительных ресурсов понятно и лежит в организационно-финансовой плоскости, то создание интегральной среды требует синтеза знаний и результатов проектирования изделий авиационной техники, классических и виртуальных испытаний. В 2020 году в ОКБ Сухого силами специалистов ВНИИЭФ введен в промышленную эксплуатацию прототип единой базы данных, обеспечивающей структурированное хранение и повторное использование больших расчетных данных в совокупности с экспериментальными. Развитие единой базы данных позволит объективно доказать применимость цифровых двойников для сокращения и замены отдельных видов испытаний. Нужно продемонстрировать уровень достоверности математического моделирования в сравнении с ранее проведенными стендовыми и летными испытаниями, включая анализ критических и аварийных ситуаций.

А вот создание нормативной базы является наиболее критичной проблемой: до сих пор в России нет согласованного регламента проведения виртуальных испытаний. Однако благодаря активной позиции ОКБ Сухого, основанной на опыте создания самолетов Су-35С и Су-57, в настоящее время уже внесены изменения в «Положение о порядке организации работ по созданию, изготовлению и эксплуатации образцов авиационной техники государственной авиации» в части подтверждения отдельных параметров изделий авиационной техники математическим моделированием. Кроме того, ОКБ Сухого ведет разработку своих внутренних стандартов, регламентирующих создание и применение математических моделей в практической деятельности.

Текст: Александр Матвеев, Максим Шпаков, Александр Корнев (ОКБ Сухого)