Найти в Дзене

Мировые бренды со знакомым акцентом, часть 2: Balenciaga

Оглавление

История взлетов и падений самого необычного бренда высокой моды напоминает Американские горки. То, что мы знаем о Balenciaga сегодня - результат воображения если не самых смелых дизайнеров своего времени, то точно одних из.

Серьги в виде кредиток, сверхразмерные, многослойные стрит образы, сумки из IKEA за 2,000 долларов, уродливая обувь в авангарде и абсурдная логомания. Как это все просочилось на подиумы высокой моды? Прямо сейчас и расскажем!

РЕВОЛЮЦИЯ ВО ВСЕМ: ИСТОРИЯ BALENCIAGA

В том, что многие сочтут уродливым или по меньшей мере странным - другие видят революцию, свежий взгляд. И именно с революции начинается Balenciaga.

В 1919 году небольшой испанский город Сан-Себастьян обзавелся еще одной швейной мастерской, а позже - бутиком. Это было ателье Кристобаля Баленсиага. На тот момент он уже успел поработать на позиции портного в парижском универмаге Les Grands Magasins du Louvre, набирался опыта в лучших ателье того времени.

Работы модельера больше напоминали скульптуры, а эскизы - чертежи. Кристобаль Баленсиага первым ввел в оборот U и I образные платья, платья-трапеции, пальто-коконы, много работал с непривычными грубыми материалами.

Эта мрачно-элегантная эстетика и привлекала сильных мира сего к моде Balenciaga. «Красота требует жертв» - об актуальной моде того времени сказать иначе и не получится, но Кристобаль показал, что это вовсе необязательно. Его силуэты - это и мода и комфорт.

Кристобаль достаточно быстро получил достойное признание в фэшн индустрии, пусть и очень отстраненно относился к своей популярности. Современники признавали его «единственным в мире кутюрье», когда другие - «просто дизайнеры». Или «дирижером оркестра моды», в то время как остальные «музыканты, что покорны его смычку». Кстати это цитаты Коко Шанель и Кристиана Диора.

В 1968 году Кристобаль объявил о закрытии модного дома и смерти высокой моды.

БАЛЕНСИАГА КРИСТОБАЛЬ ПЛАТЬЯ
БАЛЕНСИАГА КРИСТОБАЛЬ ПЛАТЬЯ

ВОЗРОЖДЕНИЕ БРЕНДА: НИКОЛЯ ЖЕСКЬЕР

Попытки вернуть бренд в игру начались спустя почти 20 лет, в 1986. Но успеха удалось добиться только по приходу на пост креативного директора французского модельера Николя Жескьера в конце 90-х. Первый показ принес результат, пусть и не воплотил всех ожиданий.

В 2001 году Balenciaga был включен в состав модного конгломерата Kering и встал в один ряд с Gucci, YSL и Alexander McQueen. Теперь от креативного директора требовали окупаемости и привлечения новых клиентов. И все это до 2007 года, иначе - увольнение.

Такой ультиматум стимулировал Николя на выпуск коллекции осень / зима 2005. Показатели продаж были на отличном уровне, а вот новую аудиторию привлечь не получилось. Консервативность коллекций Николя способствовала анти-трендовости бренда. В 2012 он выпустил свою последнюю коллекцию.

Модные критики по-разному относятся к философии Николя и его гардеробу, но все же принято считать знаковым его время в Balenciaga. Именно он вернул культовый бренд в игру.

BALENCIAGA И STREETWEAR: ПЕРВОЕ КОМБО

Тот дерзкий гардероб, что мы видим у Balenciaga сейчас начал создаваться при модельере Александре Вэнге.

Его именной бренд в то время был популярен коллекциями уличной одежды, оверсайз футболок, худи. Разумеется еще до первых показов под его руководством критики холодно приняли Александра. Предрекали полный провал и окончательные похороны бренда, НО…

Классические ассиметричность и минимализм Balenciaga в новой упаковке стрит видения Александра Вэнга понравились многим. Его эстетика отличалась от работ Жескьера, но и без благодарного кивка в сторону классических форм Balenciaga не обошлось. В общем - хороший баланс любимого и нового.

Следующие коллекции Александра по сути пользовались таким же успехом: критики не хвалили их безусловно, но и не уничтожали в рецензиях. Противоречиво, но прибыть модного дома увеличило в два раза. А через всего три года Александр Вэнг заявил об уходе из Balenciaga.

-4

ДЕМНА ГВАСАЛИЯ И НОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Все же можно сказать, что стрит стайл Александра понравился боссам, ведь новым креативным директором стал хозяин бренда Vetements - Демна Гвасалия.

Модельер с грузинскими корнями был удивлен такому выбору. В интервью Демна признавался: «К тому моменту уже было известно о подготовке к смене направления - люди сплетничали о том, кто же будет на посту. Я никогда не был в списках возможных претендентов. Однозначно».

Это и неудивительно: дизайнер только недавно открыл свой стрит бренд, а до этого стажировался в Maison Margiela.

Как и Александр, назначение Демны вызвало отторжение у критиков. Но в отличии от первого - с коллекциями церемонится он не стал и полностью погрузил их в новую эстетику.

Этим он «убил сразу двух зайцев»: привлек новые потоки молодой аудитории и выгодно обновил бренд. Фэшн критики тепло приняли его первые коллекции, особенно отмечали классическое для основателя бренда желание играть с формами, создавать непривычное. У него появилась возможность попросту переосмыслить само понятие, так он и сделал.

Но не дизайном единым: примечательна и модель ведения бизнеса нового креативного директора. В отличии от других игроков люкс рынка Демна сделал упор на RTW гардероб. Пока другие бренды продавали меньше половины показанного на неделях моды - Balenciaga поставила на максимально носибельные коллекции.

Демна Гвасалия создает люкс из обыденности, как это делал основатель бренда. Если у Кристобаля, сына рыбака, было модное переосмысление таких привычных ему рыбацких рубашек, то Демна воссоздал сумку IKEA из премиум материалов. И это только верхушка списка.

-5

ЗНАКОМЫЙ С ДЕТСТВА ОВЕРСАЙЗ

Кристобаль считается одним из первых популяризаторов оверсайз силуэтов. Сам же Демна отражает в коллекциях знакомые с детства формы. Донашивали за старшим братом или сестрой вещи? Даже если нет - эта история оверпопулярна.

Чаще всего вещи были не по размеру, обычно больше. Как раз эти воспоминания и отражаются в современном Balenciaga. А еще часто знакомое нам желание скрыть на сверхразмером недостатки своего тела.

-6

ЧТО В ИТОГЕ?

На современные коллекции бренда повлияло несколько креативных директоров, их стратегии и философии. Однако именно Демна Гвасалия в ответе за то, в каком состоянии Balenciaga сейчас. А именно: за выручку в миллиард евро (2019 год), за способность конкурировать с самим Gucci и знакомые нам мотивы коллекций.

К Balenciaga можно относится по-разному, но только то, что стрит стайл бренд соревнуется с самыми именитыми люкс брендами достойно похвалы.

Признавайтесь, мечтаете о паре кросс-бестселлеров от Balenciaga?