Это третья статья на канале о особенностях организации строительства, скоро будут еще на другие интересные темы. Желаю Вам успешной стройки!
Доброго времени суток! В предыдущей статье, мы вскользь коснулись темы Технического задания, в этой статье я постараюсь подробно объяснить, что это, зачем и как его составить!
Итак начнем! Если вы читали предыдущую статью, то понимаете, что результат работ во многом зависит от того, как к этим работам подготовиться, и подготовка эта начинается с Технического задания, при этом не важно, есть у вас уже площадка для размещения или вы ее только выбираете и тем более если будете строить что-то свое. Я не буду по пунктам описывать как структурируется ТЗ, кстати в наших ГОСТах есть его форма, но это не догма, оно может быть в произвольной форме. Для начало отвечу на второй вопрос в заголовке Для чего нужно Техническое задание - это прообраз результата вашего строительства, даже не проекта, а именно строительства, именно в нем вы закладываете фундаментальные решения, какие инженерные системы делать, а какие нет, каким будет ваше планировочное решение, какие материалы вы будете принимать и от точности проработки ТЗ зависит стоимость и срок реализации проекта, а если ТЗ нет, то как говорится “Без ТЗ результат ХЗ”. Все начинается с ресурсов, к примеру вам нужно разместить офисных сотрудников, пусть будет 53 человека, вам необходимо указать сколько у вас отделов, сколько человек в каждом отделе работает и какой резерв на ближайшие пару лет вы планируете, какие отделы должны держаться поближе друг к другу, а какие по дальше друг от друга )), если у вас производство или склад, то ваш ресурс уже не только люди, но и станки, оборудование, складируемый материал, а так же транспортная инфраструктура внутри помещения. После того, как с ресурсами стало все понятно, необходимо определить набор инфраструктурных объектов внутри помещения, опять пойдем по примерам, если мы берем офис то это может быть – кухня и состав оборудования на ней, зоны отдыха, переговорные, ресепшн, кулеры с водой, зелень, принтерные, душевые, зона с тренажерами и т.д., когда речь идет о производственных помещениях, то это как правило зоны обслуживания оборудования, зарядки подъемников/погрузчиков, столовые, душевые, раздевалки и т.д., и наряду с проектом АР тут нужен проект по Технологии. Так, с ресурсами и инфраструктурными объектами определились, что дальше? А дальше нам надо определить, а какие у нас будут присутствовать инженерные системы, и тут нет однозначного ответа, например отопление, понятно что оно нужно, но не для всех объектов на этапе ТЗ можно четко указать, должно оно быть водяным или воздушным, поэтому просто указываем, что оно должно быть, а так же внутреннюю температуру какую бы вы хотели видеть, в СП есть четкое значение температур по различного вида помещениям, но не всегда они подходят, к примеру для жилых помещений это 20-22С, лично для меня, это мало, я люблю потеплее, 24С, по крайней мере я всегда смогу снизить температуру если станет жарко. Перечислим другие системы, которые как правило должны присутствовать в 90% случаев, общеобменная вентиляция, кстати, часто на ней пытаются экономить, думая, что достаточно открыть форточку и все наладится, ну или дверь в коридор, как правил люди проецируют свой обывательский опыт по вентиляции из жилья, где они проживают, не задумываясь, что в квартире 60м2 проживает 4 человека, а на той же площади в офисе находится 8-9 человек, да еще и офисная техника работает от которой идет тепловыделение. Кондиционирование, на этом тоже экономить не следует, плохой климат в помещении не лучшим образом влияет на продуктивность сотрудников, особенно если у вас солнечная сторона или много тепло избытков от оборудования, какую именно схему кондиционирования применить, как правило решает проектировщик исходя из экономических соображений, это может быть как обычные сплит-системы так и VRV, ну а если в вашем здании есть базовая система холодоснабжения, то вам повезло. Водопровод и канализация, практически полностью диктуется проектировщиком, Архитектор решает, где лучше всего расположить санузлы и в каком количестве, инженер определяет конфигурацию системы, необходимость шум глушащих трубопроводов, расположение трапов и т.д., от заказчика может понадобится только согласование предложенных оконечных устройств – санфаянса, смесителей и т.д., а также пожелание по наличию системы защиты от протечек и бойлера. Технологическое оборудование нуждающиеся к подводу воды или канализации так же определяют инженеры на этапе проектирования смежных разделов. Противопожарный водопровод или спринклерное пожаротушение – необходимость этого раздела диктует либо Архитектор исходя из площади, этажности и назначения здания, либо само здание, если оно уже существует, так например, если вы снимаете помещение в существующем здание которое уже оснащено спринклерной системой пожаротушения, то по нормам, вы снятое помещение обязаны оборудовать этой системой, если в здание нет спринклерной системы, а только пожарный водопровод, то и свое помещение вы оборудуете только водопроводом, в этом разделе чистые нормы, что то дополнительное в ТЗ прописать сложно разве что только тип используемый трубопроводов сталь/пластик или грувлочное соединение, та же марка оросителя все равно будет диктоваться зданием в котором вы арендовали/купили площадь. Электроснабжение, все знают что с электрикой шутки плохи и стараются сделать ее максимально надежной, хотя в моей практики встречались люди, которых даже пожар не вразумил((, какого то специального ТЗ к этому разделу не нужно, только состав оборудования которое будет присутствовать на вашей площади, проектировщик сам посмотрит техническое описание и поймет какую мощность подвести к точке питания, касаемо освещения это тоже расчетная величина, от вас может понадобится только пожелание по температуре света и способов его включения KNX, DALI или просто выключатель или диммер. Все остальное, расположение щитового оборудования, тип кабеля, топо-схема, способ прокладки, специалист определит сам. Пожарная сигнализация и оповещение, не буду повторяться, все тоже самое что и в разделе с пожаротушением, чистые нормы, и если у вас новое здание максимум, что вы можете прописать в ТЗ это марку используемого оборудования, если конечно вы являетесь специалистом и сможете его подобрать лучше чем авто проекта. Фактически, где надо будет потрудится в написании расширенного ТЗ это система контроля доступа, система мультимедиа, охранная сигнализация, система видеонаблюдения, СКС тут кроме вас ни кто не ответит на вопрос, какие помещения поставить под охрану, какие зоны просматривать камерами и где вы хотите установить телевизор или аудио систему и куда подвести интернет.
Но к сожалению, не все так радужно как может показаться, по хорошему по каждому пункту необходимо прописать марки и типы используемых материалов и оборудования, типы применяемых схем например воздухообмена или системы отопления, но для этого всего необходимо обладать хорошим опытом, я намеренно не стал писать все тонкости, потому как каждый объект индивидуален, и мне для набора этой компетенции понадобилось 9 лет обучения и 20 лет практического опыта, конечно все это невозможно уложить ни в одну статью и тут Заказчику важно подобрать грамотного исполнителя, который обоснует свой выбор, а не просто скажет что так принято или так кем то положено и т.д. Если Вам нужна помощь, чтобы определиться с техническим решением или применяемым материалом и оборудованием вы всегда можете обратиться к нам, у нас бесплатная консультативная помощь.
Следующая статья будет посвящена особенности выбора арендной площади. Спасибо и удачной стройки!