На мой взгляд, лучшая часть «Плохих парней» (и единственная, которую вообще стоит смотреть) — это вторая. Вышла она в далёком 2003-ем году. Майкл Бэй тогда ещё мог в бодрые съемки, юмор местами попадался годный, Уилл Смит был молод и крут, да и сюжет там не совсем отмороженный. Сцены экшена в «ПП2» действительно недурны и местами вполне изобретательны – вот хотя бы та сцена, где камера раз за разом движется по кругу, обводя две комнаты, в одной из которых – боевые негры, в другой – бандиты.
Снимать продолжение, «Плохие парни навсегда», взялись лишь спустя пятнадцать лет. Вышел фильм только в 2020-ом. За рулём у третьей части встали некие Адиль Эль Арби и Билал Фалла – этот режиссёрский дуэт не снял ничего значительного, что можно было бы упомянуть. Сценаристы, аж три человека, поднатужились и выдали донельзя вторичный сюжет с сериальными «вот-это-поворотами» в духе «Я твой отец!» Все значительные события фильма связаны с изнасилованием персонажей прошлых частей. Помимо твиста, что антагонист – сын Майка, авторы сценария убили капитана Конрада Говарда, и выглядело это уж совсем дёшево.
Четвёртый фильм, «Плохие парни до конца», продолжает сериальные мотивы. Сценаристы решили выкопать и изнасиловать труп капитана, раз уж сами никого интересного создать не смогли. Ещё по трейлеру был виден уровень оригинальности:
— Если вы смотрите это видео, значит, меня уже нет в живых…
Вот это да! Вот это поворот! За такие штампы писак следовало бы высечь. Как бы то ни было, замес начинается из-за того, что покойного капитана Конрада обвиняют в отмывании денег. Боевые негры не могут вынести очернения памяти их любимого капитана и начинают копать. А дальше – стрельба, взрывы, горы трупов и так далее.
Обидно, что весь экшен в фильме – донельзя скучный, вторичный, отдающий не лучшими боевиками двадцатилетней давности. Но тогда, двадцать лет назад, в кинематографе много чего интересного происходило, каждый год появлялись картины, которые давали зрителям что-то принципиально новое. Тот же Бэй старался на свой манер: взорвать всё покруче да позаковыристее. А в наше время дрожащая и прыгающая камера, из-за которой не понять, кто в кого стреляет, и видны только мелькающие вспышки выстрелов и прыгающие в разных позах герои – это кретинизм.
Ровно одна сцена снята более или менее приятно – эта сцена вирусилась в рекламном промо вместе с кадрами со съёмок. Может, вы видели – там Уилл Смит ходит с нательной камерой, которая поворачивается на 180 градусов во время перестрелки. Не скажу, что эта сцена великолепна, но она хотя бы выделяется.
Юмор в четвёрке, как и в прошлом фильме, оставляет желать лучшего. Забавной вышла ровно одна сцена – где герои крадут одежду у карикатурных реднеков. Но, во-первых, эту сцену показали ещё в трейлере, а во-вторых, частично она слизана с похожей сцены в «Людях в чёрном 3». Там Уилл Смит (совпадение?) объясняет тормознувшим его копам: то, что он чёрный, не значит, что он угнал машину. То есть машину он, конечно, угнал, но не потому, что он чёрный. «Плохие парни до конца» повторяют эту шутку — чтобы она стала ещё смешнее, видимо.
Герой Мартина Лоуренса, Маркус, в начале фильма переносит сердечный приступ и попадает в реанимацию, и пока он находится в коме, на него снисходит озарение. Покойный капитан говорит ему, что он не умрёт, потому что не пришло его время (у меня сразу флэшбеки сотни фильмов замелькали, где говорилось то же самое), после чего Маркус приходит в себя в полной уверенности, что он бессмертный. В дальнейшем он лезет под пули и вообще ведёт себя безрассудно, в то время как Майк (Уилл Смит), напротив, начинает ловить панические атаки во время перестрелок. То есть сценаристы взяли характеры персонажей и вывернули их наизнанку: крутой Майк теперь ссыкло, а вечно ноющий семьянин Маркус – гигачад. И эти сукины дети (я про сценаристов) проделывают такое уже во второй раз: в третьем фильме «пуленепробиваемого Майка» подстреливают в самом начале. На заметку: если не знаете, что ещё можно высосать из примитивной истории, поставьте всё с ног на голову. Сильные теперь слабые, и наоборот. Ура, вы великолепны!
Персонажа Смита изменили ещё и в том плане, что в начале кина он женится. Без всяких предпосылок в предыдущем фильме, он женится на совершенно новом персонаже. Зачем, почему? Это же завзятый холостяк! Видимо, создатели любят снимать свадьбы: прошлый фильм тоже начинался со свадьбы, причём второстепенного персонажа, Реджи.
Бесят меня именно манипуляции с уже созданными персонажами. Реджи, который появлялся в эпизодической сцене второй части, где, будучи подростком, вёл на свидание дочку Маркуса, теперь превращён в крутого вояку. В третьей части нам показали его свадьбу (зачем?), в четвёртой выделили ему целую экшен-сцену. Все же новые персонажи – это сухие, ничем не запоминающиеся картонки, которые в большинстве своём нужны, чтобы умереть от рук или злодеев, или героев, или чтобы верещать на заднем плане.
Не спасают положение даже камео Майкла Бэя и Хаби Лейма (кто не в курсе, это мемный негр из ТикТока). Опять же, Хаби Лейм появлялся ещё в рекламных промо, так что все карты создатели выложили ещё до релиза, удивить кино ничем не может. С другой стороны, создателям повезло, что Смита вообще не отменили после его феерического выступления на том самом «Оскаре». Но вот как можно взять комедийный боевик и превратить ему в мыльную оперу, я не понимаю.
Не то, чтобы я чего-то ждал от «Плохих парней», но мне всё же обидно, что глуповатый, но яркий и взрывной блокбастер превратили в боевик класса B (если не С), разбавленный душевными терзаниями героев и юмором в духе «я тебе помогу, если ты мне отлижешь». Смотреть стоит только в том случае, если вы соскучились по девяностым, когда подобную шляпу принимали за шедевры мирового кинематографа.
Автор текста: Михаил Гречанников
Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Также подписывайтесь на наш телеграмм-канал — только здесь, технично, информативно и с юмором об IT, технике и электронике. Будет интересно.